Подготовил учитель-логопед Намм И.В.
Обычно к концу первого года ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, общается с ними при помощи звукосочетаний и отдельных слов, обращает внимание на выражение лица говорящего, смеется при виде забавных игрушек, реагирует на яркие картинки. Чаще всего в течение второго года жизни малыши говорят довольно мало, но понимаютпочти все. При этом некоторые дети начинают говорить раньше, а некоторве проепоситают молчать и копить слова. Для правильного формирования коммуникативного поведения очень важно, чтобы близкие малыша, особенно мама, общались с ним. Если вы заметили, что у ребенка возникли речевые трудности /он не может произносить какие-то звуки, заикается и стесняется, не хочет общаться с окружающими/, прежде всего выясните, с чем связаны эти проблемы. Различают несколько основных типов нарушения речи. Моторная алаллия. Это речевое недоразвитие имеет ряд характерных особенностей: ребенок испытывает трудности в формировании слов, затрудняется назвать предмет, путает слоги, в словах меняет их местами. У детей с моторной алаллией речевая активность очень низкая, они могут отказываться от общения, на попытки вступить с ними в речевой контакт реагируют отрицательно. Кроме того, родители могут столкнуться с нарушениями в произношении звуков /дислалией/ и нечеткостью и смазанностью речи /дизартрией/. Заикание также относится к речевым нарушениям. Чаще всего при этои страдает темп и плавность речи. Различают невротическое и неврозоподобное заикание. Обычно невротическое заикание возникает возникает в результате психических травм, общей ослабленности ребенка, речевых проблем в семье и перенагрузки информацией. Неврозоподобное заикание появляется на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы и бывает связано с нарушением функций мозга. Мутизм, отсутствие речи. Отмечено, что мутизм чаще наблюдается в семьях, где потребности ребенка в ласке и эмоциональных контактах не удовлетворяются. Иногда малыш отказывается разговаривать в знак протеста. Обычно это случается либо в определенном месте /детском саду/, либо с определенными людьми /врач, воспитатель/. При тотальном мутизме ребенок не разговаривает вообще.
Основные показатели понимания речи:
3-6 месяцев. Мылыш прислушивается и узнает голоса близких, правильно реагирует на интонации, слушает музыку, отдает предпочтение мелодичным погремушкам. 6-10 месяцев. Ребенок понимает отдельные просьбы и запреты, выполняет простые просьбы /»покажи», «дай»/.
10- 12 месяцев. Малыш воспринимает названия предметов, обозначает некоторые свои действия, способен «тормозить» неправильное поведение.
12-14 месяцев. Ребенок узнает предметы на картинках, называет их, произнося первый слог, говорит много односложных слов.
15-18 месяцев. Малыш показывает предметы, людей, озвучивает действия на сюжетных картинках, обозначая их односложными словами и предложениями /»киса –мяу -мяу»/.
18-24 месяца. Ребенок учится использовать слова в разных ситуациях, понимает что у каждого предмета есть свое название. Малыш часто задает вопросы /»что это?»/, употребляет предлоги, глаголы, выполнят сложные просьбы: «Подойди к шкафу и принеси книгу», интересуется трудными словами, узнает близких на фотографиях.
2,5- 3 года. Ребенок понимает короткие стихи, рассказы, сказки, учится их пересказывать, начинает сочинять и рассказывать.
3-4 года. Малыш понимает сложноподчиненные предложения, знает названия цветов, считает в пределах 10-20, слушает длинные сказки.
4-5 лет. Ребенок выполняет «инструкции», готов к изучению иностранных слов.
Внимание! Если вы заметили какие – то отклонения в развитии речи, стоит как можно раньше обратиться к специалистам. В случае подтверждения опасений нужно сразу же начинать коррекционную работу с ребенком. Однако с самых первых дней жизни малыша следует уделять большое внимание предречевому и речевому развитию. Поступление ребенка в школу — важный этап в жизни любой семьи. Чтобы период адаптации прошел успешно и ребенок чувствовал себя комфортно ив новом коллективе, а школьный ритм, учебные нагрузки не стали для него барьером, родители должны заранее позаботиться о подготовке малыша к учебному процессу.
Чтобы ребенок начал хорошо говорить, постарайтесь, как можно раньше приступить к занятиям, которые помогут развить его доречевые, а затем и речевые навыки. Начните с легких упражнений, постепенно усложняя задачу.
1. Чтобы развить мелкую моторику пальцев, заготовьте несколько карточек с изображением домика, цветка, чашки, контуры которых обклейте бархатной бумагой. Ведите пальчик малыша по бархату и называйте то, что изображено словами. Через некоторое время по контуру предметов приклейте бусинки и повторите игру.
2. Поставьте несколько небьющихся предметов /кастрюльку, пластиковую бутылку, деревянную матрешку/ в ряд. Постучите по каждому предмету ложкой и дайте ребенку сделать то же самое.
3. Предложите малышу повторить за вами звуки: жужжите, как пчела, цокайте, фыркайте. Как только ребенку удастся произнести похожий звук, обязательно похвалите его.
4. Когда малыш научится хорошо сидеть, дайте ему мелки и начните рисовать сначала вместе, затем предложите ему «художничать» самостоятельно.
5. Играйте в игру «Как говорит…» Продемонстрируйте ребенку, как звонит будильник, гудит паровоз, переливается вода. Почаще спрашивайте у него, как «говорят» часы или водичка.
6. Подражайте голосам животных.
7. С возраста девяти месяцев лепите простые фигуры из пластилина: яблоко, банан, змейку.
8. Маленькой ложкой пересыпайте сахар из одной чашки в другую, перекладывайте фасоль. Орехи, из стакана в железную кастрюлю.
9. Пускайте мыльные пузыри.
10. В маленькую баночку положите кусочек яблока или печенья и предложите малышу открутить крышку.
11. Когда ребенку исполнится год, начните рисовать пальцами /краски должны быть нетоксичными и достаточно густыми/. Пишите красками буквы или цифры и медленно проговаривайте их.
12. Превратите геометрические фигуры в веселые картинки. Для этого заготовьте трафарет круга, квадрата, треугольника и, поддерживая руку ребенка, сделайте из круга солнышко, цветок, лицо; из квадрата – дом, флажок, конфету; из треугольника – дерево, вазу.
13. Когда малышу исполнится полтора года, предложите ему заняться лепкой фигурок из теста /рецепт теста: 2 стакана муки, 0,5 стакана воды, 0.5 стакана соли, пищевой краситель/.
14. Поиграйте в игру «Действуй по звуку». Объясните ребенку, что, когда вы звоните в колокольчик, нужно идти, когда хлопайте в ладоши –останавливаться, стучите ложкой о стакан –садиться.
15. В полтора –два года предложите ребенку составить рассказ по картинке. Задавайте вопросы, кто изображен на картинке, что там происходит, кто чем занят, тепло на улице или холодно.
16. Поиграйте в мяч. Когда он будет в руках у малыша, называйте его имя, когда мячик вернется к вам, говорите «мама». Через некоторое время усложните задание: когда мяч попадет в руки ребенку скажите, что мяч у Саши, когда к вам –мяч у мамы.
17. Нарисуйте на листе картинку. Затем вместе с малышом приклейте к деталям изображения спички, шерстяные или шелковые нитки, сделайте аппликацию из бархатной бумаги, лоскутков и маленьких пуговиц.
18. Когда ребенку исполнится 2,5 года. Изучите альбом с фотографиями и расскажите ему, кто есть кто и как зовут членов вашей семьи.
19. Побуждайте малыша к высказыванию мыслей, предоставляйте ему возможность альтарнативного ответа: «Ты пойдешь гулять во двор или в парк?» Дождитесь ответа. Задайте следующий вопрос: «Ты возмешь с собой мяч или формочки?»
20. Нарисуйте времена года. Вместе с ребенком раскрасьте картинки в «правильные цвета», нарисуйте людей и подберите им одежду.
21. Играя в кубики, научите малыша простым арифметическим действиям.
22. После просмотра книги, передачи или прослушивания кассеты, спросите у малыша: «Что делал герой книги?» «Кто тебе больше всех понравился?»
23. Когда ребенку исполнится три года, предложите ему посмотреть картинки с изображением эмоционального состояния персонажей. Спросите: «мальчик грустный или веселый?» «Как он себя чувствует?». Стимулируйте малыша называть подробности и детали.
24. Познакомьте ребенка с днями недели и названиями месяцев года. Оперируйте понятиями вчера, завтра, через час.
25. Научите малыша разговаривать по телефону.
26. В листе картона проделайте несколько дырочек и попробуйте зашнуровать их. Как только у ребенка начнет получаться, перейдите к настоящим шнуркам на обуви.