Консультация для воспитателей «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»

Подготовила

Бабич А.И.
старший воспитатель

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относятся: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

4 стадии познавательного развития

I стадия – Любопытство. Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.

II стадия – Любознательность. Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются детские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

III стадия – Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.

IV стадия – Познавательная активность – самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).

   Основные задачи реализации образовательной области «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы»:

1/ Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

2/ Ознакомление с социальным миром:

  • Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
  • Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

3/ Формирование элементарных математических представлений:

  • Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

4/ Ознакомление с миром природы:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

 5/ Ознакомление с предметным окружением:

  • Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и  качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
  • Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное  окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
  • Развитие умения устанавливать  причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

    Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие»

  • принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
  • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
  • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
  • принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
  • принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
  • принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности – содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Формы работы: 

Занятия

Беседы

Досуги

Загадывание загадок

Развлечения

Викторины

Конструирование

Театрализованная деятельность

Дидактические игры

Спортивные игры

Народные игры

Экскурсии

Развивающие игры;

Изобразительная деятельность;

Опыты (экспериментирование);

Коллекционирование

Выставки

Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Создание коллекций

Изостудия.

   Методы работы:

1/ Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)

2/ Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты, эксперименты.

3/ Словесные: рассказ, беседа, чтение.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки — передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.

Оценка эффективности работы по познавательному развитию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.