Для родителей будущих первоклассников

                                                      Подготовил учитель-логопед Намм И.В.

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже имеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.

По утверждению Л. А. Венгера и С.В.Мухиной, «дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Главное место в обучении пятилетних детей должно отводиться работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.

У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляторных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр.

Всем известно, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Замечательно, если загадки будут сопровождаться иллюстративным или игровым материалом – муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр и пр.

 Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью!

Как совершенствовать технику чтения?

 Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живым звуком.

Далее, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5-10 минут.

Хорошие результаты дает чтение перед сном (5-10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлениями.

 Какие книги выбирать?

Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих читать шрифт высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей – не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг.

 Гигиена чтения

— Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.

 — При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.

— Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы не свисали. При большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют дополнительную планку, которая будет служить опорой для спины ребенка, снижая утомление мышц.

— Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так как это создает тень и мешает чтению.

— Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до переутомления. Вредно читать сразу после еды – это мешает пищеварению.

Поступающие в первый класс должны:

  • четко и правильно произносить все фонемы родного языка,

    хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»,            знать порядок букв и их названия (алфавит),

  • правильно ставить ударение в знакомых словах,

  • свободно и осознанно читать трехбуквенные слова, правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами,

  • правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры,

  • уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?)

  • проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

                       СКОРО В ШКОЛУ!

Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот он уже становится школьником.

1 сентября! С этим днем у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Рядом с первоклассниками — мамы, папы, бабушки и дедушки — все волнуются. Как там мой? Не испугается ли? Не подкачает? Как сложится его школьная жизнь? Это зависит от того, каким ребенок пришел в первый класс. Это в некотором роде экзамен для всей семьи.

Понаблюдайте, как ученики идут в школу в первый раз. Некоторые из них крепко держатся за мамину руку, а некоторые демонстрируют свою самостоятельность и гордо шагают впереди сопровождающих их взрослых. Но даже этим смельчакам немного боязно. Встречаются и такие малыши, которые долго не могут оторваться от родителей и последовать за учителем в класс.

Для ребенка этот день — начало нового этапа в жизни. Учение становится главной его обязанностью. Теперь его поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми будут рассматриваться через призму этих новых обязанностей.

Надо понять состояние внутренней тревоги новичка — очень хочется стать учеником, но уже сложилось понимание (или хотя бы предчувствие) того, что с ученика теперь иной спрос.

Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. И самое важное — они хотят учиться. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.

Эта готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться. Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжкой повинности. Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя.

Что элементарно должен знать ребенок, поступающий в школу

  1. Общий кругозор:

«Фамилия, имя.

«Дата рождения.

«Возраст.

«Как зовут родителей.

«Домашний адрес.

«В какой стране живет.

«Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

«Знание растений.

«Знание профессий, видов спорта, транспорта.

«Быт людей.

«Уметь объяснить закономерности природных явлений.

«Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

  1. Мышление:

«Определение четвертого лишнего.

«Классификация, обобщение.

«Сходство/различия.

«Умение решать логические задачи.

«Сложение фигур из частей.

«Сложение из счетных палочек.

«Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

  1. Внимание:

«Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

«Переключение.

«Распределение.

  1. Память:

«Повтор 10 слов или цифр.

«Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

«Пересказ текстов.

  1. Речь:

«Артикуляция, произношение.

«Отвечать на вопросы и задавать их.

«Строить рассказы по картинкам.

«Сочинять сказки.

«Составлять предложения.

«Заучивать наизусть стихи, прозу.

  1. Моторика:

«Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

«Уметь чертить прямую линию.

«Писать печатную букву по образцу.

«Вырезать из бумаги.

«Аккуратно клеить.

«Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

«Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

«Изготавливать аппликации.

  1. Математические знания:

«Знать цифры (от 0 до 9).

«Называть числа в прямом и обратном порядке.

«Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

«Соотносить цифру и число предметов.

«Ориентироваться на листе бумаги в клетку.

                  Хочет ли ребенок идти в школу ?

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги и родители. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть сформированы. Однако, главное — это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане.

Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:

— Наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);

— Понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности.

— Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;

— Эмоционально-благополучное отношение к школке.

Психологическая готовность детей к школе.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатели, психолог или сами родители.

Выясните, умеет ли будущий школьник:

— Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 — 30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

— Правильно понимать с первого раза простейшие задания — например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочет);

— Действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

— Действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжение 4 — 5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок — квадрат, кружок — квадрат», а потом самостоятельно с той же скоростью);

— Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх — низ, над — под, направо — налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три вниз» и т.д.);

— Ориентироваться в понятиях больше — меньше, раньше — позже, сначала — потом, одинаковые — разные.