Консультация для педагогов «Физкультурно-оздоровительная работы в группах»

Подготовила инструктор по физической культуре Литвинова О.С.

 

Консультация для педагогов

«Физкультурно-оздоровительная работы в группах»

 

1.Создание экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий детей:

— соблюдение правил санитарии и гигиены;

— организация сквозного проветривания;

— поддержание температурного режима;

—  наличие необходимого специального оборудования, способствующего коррекции двигательных дефектов.

  1. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Создание эмоционально благоприятного микроклимата в группах.
  2. Режим дня. Совокупность режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей, условий и традиций семейного воспитания.
  3. Соблюдение двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого ребенка с учетом имеющихся сопутствующих заболеваний и противопоказаний:
  • Общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50 мин. Периода бодрствования ребенка, с обязательным включением упражнений для разгрузки позвоночника;
  • Определенную часть двигательного режима составляют организованные и индивидуальные формы работы с детьми, с учетом рекомендаций врачей;
  • Периоды двигательной активности чередуются со спокойными «сидячими» видами деятельности;
  • Каждый ребенок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.
  1. Закаливание. Система закаливающих мероприятий, таких как прогулки, умывание водой комнатной температуры, воздушные ванны до и после сна, на физкультурных занятиях, хождение босиком, комплекс дыхательных упражнений.
  2. Организованная двигательная деятельность. Эффективность физкультурных мероприятий (утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и физических упражнений на прогулке, физкультурных праздников, индивидуально-коррекционной работы с инструктором ЛФК):
  • Разностороннее развитие детей;
  • Оптимальность физической нагрузки, с учетом рекомендаций врача;
  • Моторная плотность;
  • Использование на физкультурных занятиях тренажерных дорожек;
  • Овладение двигательными умениями.
  1. Физическое воспитание на занятиях, не связанных с физкультурой (математика, развитие речи и др.):
  • Создание условий для оптимальной работоспособности детей;
  • Правильная посадка по отношению к свету;
  • Осанка;
  • Охрана нервной системы;
  • Смена деятельности;
  • Проведение физкульт. минуток.
  1. Воспитание культурно-гигиенических навыков детей, культуры еды, туалета.
  2. Диагностико-коррекционная работа с детьми, составление индивидуально-коррекционных программ по физическому развитию.

 

 

1Нетрадиционные формы занятий

  фитбол, сухой бассейн

При работе с детьми, имеющими опорно-двигательную патологию, можно использовать занятия в сухом бассейне , фитбол-гимнастику.

Тело ребенка в бассейне постоянно находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяет потребность в движении. Сухой бассейн способствует развитию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, стимулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей, создают положительный психоэмоциональный настрой. Подбор упражнений в бассейне должен быть индивидуальным в зависимости от формы и степени нарушения.

Другой формой занятия с детьми для профилактики нарушений осанки и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, является фитбол-гимнастика на больших упругих мячах.

Фитболы обладают комплексом полезных воздействий   на  организм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшаются функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышается обмен веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные силы и сопротивляемость организма.

Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с райттерапией (лечением верховой ездой), о положительном воздействии которой на здоровье писал еще Гиппократ. При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

Фитбол способствует хорошей релаксации мышц, естественная выпуклость мяча может использоваться для коррекции различных деформаций позвоночника. Кроме оздоровительного, несомненно также воспитательное, педагогическое и психологическое воздействие фитбола на организм занимающегося.

Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:

  • Развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость);
  • Обучение основным двигательным действиям;
  • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки и выработка оптимального двигательного стереотипа;
  • Улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
  • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
  • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  • Стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности;
  • Развитие мелкой моторики и речи.