С поступлением ребенка 2 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин «адаптация» означает приспособление. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит физическое и психическое развитие ребенка, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и в семье. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому в этот период приучаем ребенка к приему пищи в детском саду, формируем у малыша навыки самообслуживания, побуждаем к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого, учим слышать свой голос, откликаться на его призыв и просьбу.
Основные цели во время адаптационного периода детей – это:
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
- Формирование чувства уверенности в окружающем
- Обучение навыкам общения со сверстниками.
В нашей группе набор детей начался с июня 2018 года. Прием детей проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали : аппетит, сон, общение с сверстниками, взрослыми, активность в игре, в речи (пассивная, активная), настроение.
Прием детей 1 младшей группы, каждое утро, начинается с осмотра.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Очень любим заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит развивает и речь, знакомить с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами мы проводим каждый день.
Также в период адаптации каждый день проводим игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываем постепенно, чтобы не было перенасыщения среды, которая вредит малышу.
Детям каждодневно читаем и рассказываем русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит легко. Многие дети чувствуют себя сейчас раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями.