Обитатели морей

 Воспитатель  МБДОУ  д/с №37 

         Ольга Юрьевна Русанова

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование у детей представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.

Задачи:

-развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

-учить составлять рассказ по плану;

-формировать навыки словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами;

-способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-создавать условия для формирования познавательных действий, становления сознания;

-развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи;

-актуализировать (при необходимости формировать) знания детей о  морских обитателях;

-воспитывать бережное отношение к морским обитателям.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание  
Воспитатель встречает детей. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, а самое настоящее уникальное путешествие, причём не простое, а морское. Вам хочется этого?         Очень!
Но есть одна проблема: под водой мы не можем дышать. Как же нам её решить? Вы внимательные и сообразительные! если дети не могут ответить  Хотите узнать? Можете спросить у меня! Надеть водолазный костюм.  
А может нам отправится на морское дно? Как вам идея? Кто за? Закрывайте глаза, представьте, что вы на берегу моря. Надевайте водолазные костюмы. Произнесём волшебные слова:       Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаёте?     Здорово! С удовольствием.       Детский сад наш изменился, В океан он превратился, Мы отправимся гулять, Дно морское изучать! Сколько  водорослей разных, Звёзд, медуз и рыб прекрасных, Ламинарии, ежи И ракушки хороши! Вот, как  много обитателей морского дна! Ух ты, какие симпатичные.
Игра «Подбери похожее словечко» к слову рыба.   (называют известных им обитателей моря Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.  
Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?   Рыбаки, рыболовы.  
А чем можно поймать рыбу?   Удочкой, сетью, неводом.  
Чем рыба дышит в воде?   Рыбы дышат жабрами.  
Закрывает ли рыба глаза когда спит?   Нет. У рыб глаза открыты постоянно. Я довольна вашими ответами. Всё вы знаете, молодцы!  
Скажите, есть ещё какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?     У рыб вместо ног плавники и хвост, с их помощью они плавают.   Правильно
А чем покрыто туловище рыб?   Чешуёй. Вы просто умницы  

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
В море живут множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живёт на суше. Есть морские коровы, морские коньки. А сейчас к нам заплыли самые настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки.  Показ презентации «Обитатели Морей» и загадывание загадок.   Если дети не проявляют инициативы: Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (садятся на ковёр)  и попытаться угадать, кто к нам заплыл.   Мне тоже было очень интересно!
Упражнение на дыхание. Руки на грудь, глубокий вдох через нос, выдох через рот.   Молодцы ребята! Плывём дальше.
Составление рассказа по опорной схеме.   Как называется? Как выглядит? Части тела рыбы? Какого цвета? Место обитания?   Чем питается? Что вы знаете о ней интересного?
Много у рыб сходств и различий.   Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные), другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники).
Физминутка.   Рыбка рыбке говорила, «Чтобы быть здоровой, гладкой, Будем делать мы зарядку. Хлоп направо, хлоп налево, Мы стройны, как королевы! Будем хвостиком вилять: Раз, два, три, четыре, пять! Два подскока, три прихлопа, Головою два кивка».  

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
Друзья, у нас все готово? Начинаем играть?  Игра «Сосчитай-ка»   Игра проводится с мячом по  кругу.  Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).   Один скат, два ската, три ската… десять скатов. Слова: кит, акула, медуза и т. п.  Теперь посчитаем «с кем мы встретились». Я встретил одного кита, я встретил двух китов…   С заданием справились отлично  
Игра на модулирование социально-коммуникативного развития «Льдины». Цель: развитие взаимодействия ребёнка со сверстниками. Оборудование: синие фигуры из серии «Вэй Той», маленькие игрушки (например из киндер-сюрприза). Ход игры: детям предлагается на импровизированных льдинах (синие фигуры «Вэй Той» размещаются в небольшой ёмкости с водой)спаси животных от холодной воды. Каждый из детей размещает свои фигурки до тех пор, пока не произойдёт переворот или затопление льдины. Проигравшим считается тот, в чей ход произошло затопление.   Я вижу, что вы умеете работать в команде. Приятно видеть, что поддерживаете друг друга.
Вспомните, какие рыбы, где живут? В аквариуме – — в реке – — в море – — в океане – аквариумные …(гуппи, неоны, скалярии, сомики).   речные…(щука, сазан, плотва, пескарь) морские…(акулы, камбала, мурена, сёмга) океанические…(кит, рыба – меч, касатка). У вас классно получается! Какие вы ловкие!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
Дидактическая игра «Сложи рыбку». Детям раздаются разрезанные карточки с изображением морских обитателей (кит, рыба-молот, касатка, морская звезда, морской конёк, дельфин, осьминог, рыба-клоун, морская корова). Дети складывают их и называют животное. Отлично, рада, что вы не соритесь!
Где вы сегодня путешествовали? С кем из морских обитателей встречались? Кому и чем помогли?   Что нового вы узнали? Что было трудного? Как мы справились? А что было самое смешное? Как хорошо! Спасибо за твое мнение! Ты прав, было непросто! Очень смешно, согласна!    
Кто считает, что мы здорово провели время? Настало время возвращаться домой. Ура! Я очень рада! Мне тоже было очень интересно!

Приложение 1

Загадывание загадок и показ презентации «Обитатели морей».

Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо – юдо».

Властелин семи морей,

 В океане всех сильней.

Он плывёт — вода бурлит.

Это чудо – рыба…(кит).

Про эту рыбу К.Чуковский писал: «…- каракула, правым глазом подмигнула». Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (акула).

Этот обитатель моря похож на шахматную фигурку. Он цепляется за веточки подводных растений и висит, как свеча или игрушка на новогодней ёлке. Очень смешной на вид.

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

 Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбёшкой пляшет.

 Назови, его дружок,

Рыбок друг….(морской конёк).

Это – самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде грациозны, а на суше медлительны.

Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твёрдый, очень прочный,

Защитит и днём и ночью.

Но всегда дрожит от страха
Долгожитель…. (черепаха).

Приложение2

Приложение 3