Воспитатель МБДОУ д/с №37
Ольга Юрьевна Русанова
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: формирование у детей представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.
Задачи:
-развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
-учить составлять рассказ по плану;
-формировать навыки словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами;
-способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-создавать условия для формирования познавательных действий, становления сознания;
-развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи;
-актуализировать (при необходимости формировать) знания детей о морских обитателях;
-воспитывать бережное отношение к морским обитателям.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель встречает детей. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, а самое настоящее уникальное путешествие, причём не простое, а морское. Вам хочется этого? | Очень! |
Но есть одна проблема: под водой мы не можем дышать. Как же нам её решить? | Вы внимательные и сообразительные! если дети не могут ответить Хотите узнать? Можете спросить у меня! Надеть водолазный костюм. |
А может нам отправится на морское дно? Как вам идея? Кто за? Закрывайте глаза, представьте, что вы на берегу моря. Надевайте водолазные костюмы. Произнесём волшебные слова: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаёте? | Здорово! С удовольствием. Детский сад наш изменился, В океан он превратился, Мы отправимся гулять, Дно морское изучать! Сколько водорослей разных, Звёзд, медуз и рыб прекрасных, Ламинарии, ежи И ракушки хороши! Вот, как много обитателей морского дна! Ух ты, какие симпатичные. |
Игра «Подбери похожее словечко» к слову рыба. | (называют известных им обитателей моря Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий. |
Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу? | Рыбаки, рыболовы. |
А чем можно поймать рыбу? | Удочкой, сетью, неводом. |
Чем рыба дышит в воде? | Рыбы дышат жабрами. |
Закрывает ли рыба глаза когда спит? | Нет. У рыб глаза открыты постоянно. Я довольна вашими ответами. Всё вы знаете, молодцы! |
Скажите, есть ещё какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой? | У рыб вместо ног плавники и хвост, с их помощью они плавают. Правильно |
А чем покрыто туловище рыб? | Чешуёй. Вы просто умницы |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
В море живут множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живёт на суше. Есть морские коровы, морские коньки. А сейчас к нам заплыли самые настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки. Показ презентации «Обитатели Морей» и загадывание загадок. | Если дети не проявляют инициативы: Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (садятся на ковёр) и попытаться угадать, кто к нам заплыл. Мне тоже было очень интересно! |
Упражнение на дыхание. Руки на грудь, глубокий вдох через нос, выдох через рот. | Молодцы ребята! Плывём дальше. |
Составление рассказа по опорной схеме. | Как называется? Как выглядит? Части тела рыбы? Какого цвета? Место обитания? Чем питается? Что вы знаете о ней интересного? |
Много у рыб сходств и различий. | Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные), другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). |
Физминутка. | Рыбка рыбке говорила, «Чтобы быть здоровой, гладкой, Будем делать мы зарядку. Хлоп направо, хлоп налево, Мы стройны, как королевы! Будем хвостиком вилять: Раз, два, три, четыре, пять! Два подскока, три прихлопа, Головою два кивка». |
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
Друзья, у нас все готово? Начинаем играть? Игра «Сосчитай-ка» Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10). | Один скат, два ската, три ската… десять скатов. Слова: кит, акула, медуза и т. п. Теперь посчитаем «с кем мы встретились». Я встретил одного кита, я встретил двух китов… С заданием справились отлично. |
Игра на модулирование социально-коммуникативного развития «Льдины». Цель: развитие взаимодействия ребёнка со сверстниками. Оборудование: синие фигуры из серии «Вэй Той», маленькие игрушки (например из киндер-сюрприза). Ход игры: детям предлагается на импровизированных льдинах (синие фигуры «Вэй Той» размещаются в небольшой ёмкости с водой)спаси животных от холодной воды. Каждый из детей размещает свои фигурки до тех пор, пока не произойдёт переворот или затопление льдины. Проигравшим считается тот, в чей ход произошло затопление. | Я вижу, что вы умеете работать в команде. Приятно видеть, что поддерживаете друг друга. |
Вспомните, какие рыбы, где живут? В аквариуме – — в реке – — в море – — в океане – | аквариумные …(гуппи, неоны, скалярии, сомики). речные…(щука, сазан, плотва, пескарь) морские…(акулы, камбала, мурена, сёмга) океанические…(кит, рыба – меч, касатка). У вас классно получается! Какие вы ловкие! |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
Дидактическая игра «Сложи рыбку». Детям раздаются разрезанные карточки с изображением морских обитателей (кит, рыба-молот, касатка, морская звезда, морской конёк, дельфин, осьминог, рыба-клоун, морская корова). Дети складывают их и называют животное. | Отлично, рада, что вы не соритесь! |
Где вы сегодня путешествовали? С кем из морских обитателей встречались? Кому и чем помогли? Что нового вы узнали? Что было трудного? Как мы справились? А что было самое смешное? | Как хорошо! Спасибо за твое мнение! Ты прав, было непросто! Очень смешно, согласна! |
Кто считает, что мы здорово провели время? Настало время возвращаться домой. | Ура! Я очень рада! Мне тоже было очень интересно! |
Приложение 1
Загадывание загадок и показ презентации «Обитатели морей».
Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо – юдо».
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт — вода бурлит.
Это чудо – рыба…(кит).
Про эту рыбу К.Чуковский писал: «…- каракула, правым глазом подмигнула». Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (акула).
Этот обитатель моря похож на шахматную фигурку. Он цепляется за веточки подводных растений и висит, как свеча или игрушка на новогодней ёлке. Очень смешной на вид.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови, его дружок,
Рыбок друг….(морской конёк).
Это – самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде грациозны, а на суше медлительны.
Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твёрдый, очень прочный,
Защитит и днём и ночью.
Но
всегда дрожит от страха
Долгожитель…. (черепаха).
Приложение2
Приложение 3