Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

на тему: «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Подготовила : учитель-логопед И.В. Намм

     С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

     Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

     В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми этическими и нравственными понятиями – о красоте, добре, о зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.

     Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов – названия и слов понятий…) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми.

     Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя?

     Рассмотрим наиболее часто встречаемые дефекта произношения звуков у детей:

  1. нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса);
  2. недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
  3. недоразвитие речевого дыхания.

     Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения), сначала механического (рефлекторного), а затем всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов…

     Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова – сюсюкаться. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.

     Поэтому рекомендации для родителей могут быть такие:

  1. обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
  2. каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
  3. неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка отвращение  к речи.

     Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

     Рекомендации для родителей:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов  артикуляции.
  2. Продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут.
  3. Каждое упражнение проводить в игровой форме и повторять 6 – 8 раз.
  1. «Лопаточка»:  рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  2. «Чашечка»:  рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5 – 10 секунд.
  3. «Иголочка»:  рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  4. «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее  10 секунд.
  5. «Трубочка» : рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее  5 секунд.
  6. «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
  7. «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

     Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

     Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

  1. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
  2. Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
  3. Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  4. Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);
  5. Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

           Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит,  искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов…

     Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма.

    Дыхательная гимнастика.

     Для профилактики и лечения ЛОР-заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику:

  1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
  2. Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
  5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба–бо–бу» и «г-м-м-м».
  6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
  7. Во время выдоха  широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а] (5 – 6 раз).
  8. Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.