(занятие разработала и провела Русанова О.Ю., воспитатель МБДОУ № 37 Тимашевский район х.Ленинский)
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Формировать навык рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально (использовать аппликацию для причёски, усов).
Задачи:
Образовательные: Познакомить с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников. Экспериментирование с цветом гуашевых красок и цветной бумаги. Расширять кругозор. Обогащать словарный запас.
Развивающие: Развивать цветовое восприятие и умение создавать оригинальные портреты. Продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие и навыки работы с различным материалом.
Воспитательные: Воспитывать интерес к семье, её истокам. Воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности, настойчивость в достижении положительного результата работы. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность.
Материалы и оборудование: мольберт с изображением репродукций картин известных художников, белая и тонированная бумага, цветная бумага, ножницы, гуашь разных цветов, беличьи кисти №1, 2, 3, палитра, салфетка, баночка с водой.
Дидактические методы и приемы: беседа, рассматривание, показ иллюстраций.
Литературный ряд: стихотворение О. Бундур «Папы», «Папа рассказывает сказку».
Зрительный ряд: иллюстрации и образцы заготовок овалов лица, цветная бумага.
Музыкальный ряд: В. Шаинский, М. Танич «Песенка про папу»
Словарная работа: обогащать словарный запас детей.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель встречает детей. Воспитатель (показывая письмо-сюрприз). Кто-то бросил мне в оконце, Посмотрите, письмецо. Может, это лучик солнца, Что щекочет мне лицо? Может, это воробьишко, Пролетая, обронил? Может, кот письмо, как мышку, На окошко заманил? Вам хочется узнать от кого письмо? Тогда давайте его прочитаем. «Здравствуйте, мои маленькие художники! Я, Мастер-Карандаш, если вы правильно отгадаете все предметы, которыми я пользуюсь, то узнаете, как называется комната, где работает художник. Желаю удачи! Мастер Карандаш». | Очень! Дети отгадывают названия предметов: 1 – бумага, 2 – рамка, 3 – кисть, 4 – палитра, 5 – мел, 6 – карандаш, 7 – краски, 8 – картина, 9 – ручка. |
Но есть одна проблема: как называется комната, где работает художник? Мы с вами в мастерской художника. | Дети отвечатают |
Ребята, а скажите изображение какой части тела главное в изображение портрета. | Дети отвечают на вопрос: Дети делают умозаключения, отвечают (воспитатель подводит детей к тому, что в портрете главное это изображение лица) |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
-Послушайте, пожалуйста, несколько строк из стихотворения Олега Бундура «Папы» (Приложение 1). Читаю стихотворение Вы прослушали строки о папе. А как, Вы относитесь к своим папам? -Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с таким жанром живописи как портрет. Мы увидим, как художники видят и изображают портреты людей. Посмотрим? Демонстрация репродукций — А теперь охарактеризуем портреты людей? -Хорошо. Действительно все изображенные на портретах люди с разными выражениями лица, с различными эмоциями. — Чей портрет вам больше понравился, почему?(спрашиваю несколько детей). | Дети слушают стихотворение о папе. Дети отвечают на вопрос: -Я люблю своего папу… -Я горжусь своим папой… (индивидуальные ответы детей) Дети рассматривают репродукции Дети отвечают: -Мне нравится портрет дамы в карете… и т.д. Отвечают несколько детей (индивидуальные ответы) Мне было очень интересно! |
Физминутка. Пожалуйста, подходим к своим местам и давайте немного отдохнём! Проводится физминутка (Приложение 2) | Дети выполняют движения в соответствии с текстом |
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
Сегодня, я предлагаю вам нарисовать портрет «Я и папа». Каждый из вас нарисует себя и своего папу таким, каким вы его видите. Прежде, чем приступить к рисованию, нам нужно вспомнить, как мы можем изобразить правильно портрет на листе бумаги ( вертикально, горизонтально), симметрично расположить глаза, губы, нос. Даю образец изображения и проговариваю: — Ребята, вспомните какого цвета лицо человека, какие краски надо смешать, чтобы получить нужный оттенок. -Не забудьте про пропорции изображения на лице носа, губ и глаз. -Ребята, постарайтесь свой рисунок расположить по всему листку. При необходимости напомнить о том, как можно сделать кудряшки. Посмотрите и подумайте, какие изобразительные средства вам помогут изобразить пап, показать вашу любовь к нему. Включаю песенку про папу. Я вижу, как вы любите своих пап. Какие замечательные портреты у вас получаются(воспитатель, проходя мимо, комментирует рисунки детей) При необходимости оказывает индивидуальную помощь: советом, в выборе материала, расположения частей лица на рисунке. -Вот мы с Вами и закончили рисовать. Рисунки получились замечательные! Вы очень постарались! | Дети слушают указания Дети слушают указания и выполняют работу. Дети высказывают своё мнение (решают проблемные вопросы) Дети самостоятельно Дети начинают рисовать лицо, глаза, нос, губы, затем вырезают из цветной бумаги прическу и усы. С заданием справились отлично. |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
— Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? -А что вам понравилось сегодня на занятии? -А что вы сегодня изображали? -А что было трудно? | Ответы детей: -Да! -Рисовать -Рассматривать картины -Слушать песню -Мы рисовали портрет папы; -У моего папы усы; -А я сделал папе кудрявые волосы … Дети оценивают свои усилия |
-Ребята, вы сегодня очень хорошо постарались, у всех получились красивые портреты. -Сейчас полюбуйтесь вашими работами (вывешиваются на доску в группе) -А вечером для ваших родителей мы организуем выставку рисунков « Я и папа», чтобы они увидели, как вы любите своих пап и как вы старались. | Дети приносят свои рисунки, каждый ребенок даёт название своей работе (словотворчество детей), вывешивают на доску (располагают на столе, если работы ещё сырые) и рассказывают о том, что изображено. |
Кто считает, что мы здорово провели время? | Ура! Я очень рада! Мне тоже было очень интересно! |
Приложение 1.
Стихотворения.
«ПАПЫ» О. Бундур
Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает,
Тот у телека торчит,
Тот, бывает, обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.
ПАПА РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ
Я сказку знаю наизусть
От слова и до слова,
Но пусть рассказывает,
Пусть,
Я буду слушать снова.
И я хочу лишь одного:
Пусть дольше сказка длится.
Пока я с папой,
Ничего
Плохого не случится.
И папу я прошу опять С начала сказку рассказать.
В.Шипунова «Мой папа танкист»
Мой папа в армии служил,
Он там танкистом смелым был.
В пустыне жаркой, средь песков,
Учился папа бить врагов.
Примерю я – на зависть всем –
Танкистский выгоревший шлем.
Совсем немножко подожду
И тоже в армию пойду.
Мечтаю быть как мой отец –
Защитник Родины, боец!
Приложение №2
Физкультминутка «Весёлый гном».
Жил да был весёлый гном. (поднимают руки над головой, изображая колпак)
С круглыми ушами (описывают вокруг ушей круги)
Он на сахарной горе (складывают руки «горой»- треугольником)
Спал под воротами. (пальцами изображают ворота)
Вдруг откуда ни возьмись, великан явился (руки высоко над головой)
Скушать гору он хотел (делают руками движения, как будто едят руками)
Только подавился. ( хватают воздух ртом, надувают щёки).