Консультация для родителей «Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение»

Подготовила учитель-логопед И.В. Намм

Очень многие дети неправильно употребляют в речи слова, неправильно их изменяют, т.е. допускают огромное количество аграмматизмов в речи.

Всем знакомы такие речевые ошибки детей как:

— «В лесу живёт много медведев, лисов, белков, ежов»

— «Это роты, ухи, стулы»

— «Это хвостик зайчачий, морда медведина»

— «Портфель сделан из кожи, значит, он кожавый»

Родители должны исправлять все ошибки детей, говорить ребенку, как правильно нужно изменить слово. Ниже приводится ряд речевых упражнений, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.

  1. «Скажи ласково» или « Скажи про маленький предмет» (Родитель говорит: «Я скажу тебе про большой предмет «стул», а ты мне про маленький – «стульчик», дерево-деревце, рука-ручка)
  2. «Скажи про большой предмет» (усы-усищи, ноги-ножище, кот-котище)
  3. «Скажи про много (стоит стол-стоят столы, растёт дерево-растут деревья, ползёт муравей-ползут муравьи)
  4. «Посчитай и скажи, сколько всего». Нужно посчитать любые предметы, называя числительное вместе с существительным. Например, одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек. Нужно обратить внимание ребенка, что при счете слово изменяется 2 раза: первый раз при счете 2(две кошки), а второй раз при счете 5(пять кошек).
  5. «Почемучка». (Употребление существительных в творительном падеже). Задайте ребенку вопросы, послушайте ответы, исправьте, если нужно. Вопросы: «чем расчесываются? Чем едят суп? Чем рубят дрова? Чем рисуют? Чем открывают дверь? Чем моют полы?»
  6. «Чего не стало?» Уберите со стола какой-нибудь предмет и спросите у ребенка: «Чего не стало на столе?» (ручки, карандаша, ложки) Спрятать несколько одинаковых предметов и спросить : «Чего не стало?» (карандашей, ложек, ручек).
  7. «Чей хвост, чьи следы?» (рассмотреть картинки). Примерные ответы: «Это хвост лисы, значит, он лисий. Это следы зайца, значит, следы заячьи».
  8. «Из чего сделано?» Предложите ребенку определить из чего сделан(а) стол, ручка, свеча, портфель. Примерные ответы: «Стол из дерева, значит, он деревянный. Ручка из пластмассы, значит, она пластмассовая.»
  9. «Сравни два предмета». Сравните с ребенком два предметы по толщине, по длине, по высоте, по ширине и т.д. Примерные ответы: «Эта палка широкая, а эта еще шире. Этот карандаш острый, а этот еще острее.»
  10. «Удивительные слова» (слова, которые не меняются). «Девочка играет на пианино. На пианино лежат ноты. Мальвина пошла в гости к Буратино. У Буратино золотой ключик». Неизменяемые слова: пальто, кофе, кино, шоссе, тюль, кафе и т.д.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О.И. Соловьевой, А.М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:

— Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

— Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

— Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

— Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

— С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что родители, исправляя ошибку, по-другому формулируют фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Я поставил на стол тарелку и много ложков и чашков». – « Правильно, ты хорошо накрыл стол к чаю, положил много ложек и поставил много чашек», — подтверждают родители.

— Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приёмы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово…, подумай, как изменить его правильно», — говорят родители. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа — матрешек, ботинок, варежек).

— В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

— При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:

— ребенок чем-то огорчен, он жалуется родителям, хочет от них помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

— ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;

— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Родители фиксируют свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.