АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОДОВЫХ ЗАДАЧ

Анализ выполнения задач  за 2017-2018 год.

 

Педагогический коллектив определил цель и задачи работы

на 2017 – 2018 учебный год:

ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника  в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Задачи:

  1. Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья  детей, созданию единого здоровье сберегающего  пространства в ДОУ и семье.

 

  1. Активизировать работу ДОУ по созданию механизмов обеспечения высокого качества дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

 

  1. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки ДОУ и родителей при переходе на новые Федеральные Государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Количественный анализ

 

 

Наименование мероприятий

Количество Запланированных мероприятий Количество

выполненных

мероприятий

%

выполнения плана

Количество

не выполненных мероприятий

Причины

невыполнения

мероприятий

1.      Педсоветы 5 5 100 0  
2.      Консультации 9     7 98% 0  
3.      Семинары – практикумы 8 8 100 0  
4.      Открытые просмотры 14 17 100 0  
5.      ПМПк 4 4 100 0  
6.      Смотры-конкурсы 6 6 100 0  
7.      Активные методы обучения 9 9 100 0  
8.      Работа с родителями 27 27 100 0  
9.      Тематические и фронтальные проверки 4 4 100 0  

 

 

Процент выполнения годового плана в 2017-2018 уч. году-99 %

 

Результаты мониторинга усвоения основной образовательной программы

(по 5 областям)

Речевое развитие% Познавательное развитие % Социально- коммуникативное развитие % Художественно – эстетическое развитие% Физическое развитие %
2016-2017 2017-2018 2016-2017 2017-2018 2016-2017 2017-2018 2016-2017 2017-2018 2016-2017 2017-2018
76 89 82 91 77   89 85   90 89  91

 

Анализ результатов выполнения программы по всем  направлениям:

 

3.1. Образовательная область «Физическое развитие»

В ДОУ созданы благоприятные условия для физического и психического развития воспитанников, охраны жизни и укрепления здоровья, совершенствования их развития. Для оздоровления детей используются все природные факторы: солнце, воздух, вода (летом хождение босиком). Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. В ДОУ имеется спортивная площадка, в каждой групповой комнате имеется физкультурный уголок с набором спортивного оборудования (кубы, мячи, скакалки, обручи, ребристые доски, флажки, ленты, мешочки с песком для метания, кольцебросы, атрибуты для подвижных игр и т. п.), дорожки здоровья; — медицинский кабинет и изолятор оснащены необходимым оборудованием: имеется бактерицидная лампа, ростометр, весы, дезсредства, медикаменты, рекомендованные Минздравохранением РФ для ДОУ, методический кабинет оснащен пособиями, научно-популярной, педагогической литературой, методическими разработками, игровыми атрибутами и т.д. Вакцинация детей проводится в соответствии с календарем прививок, который контролирует     старшая медсестра ДОУ. Творческой группой разработана программа физкультурно- оздоровительной работы «Здоровый ребенок», реализация которой позволила создать условия для охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников, повысить сопротивляемость и защитные свойства детского организма, улучшить их физическую и интеллектуальную работоспособность. У детей сформированы жизненно необходимые двигательные умения и навыки, достигнут необходимый уровень физической подготовки. Сформированы потребности в физическом совершенствовании. Индивидуальный подход к детям способствовал успешному овладению каждым ребёнком программного материала. На занятии использовались различные виды ходьбы, бег, упражнения на дыхание, подвижные игры (воспитатели Русанова О.Ю, Калиошко Г.И.)

Воспитатели младших групп Карнацкая Е.В,, Доценко Л.Н. систематически планировали разнообразные подвижные игры во время прогулок; игры с бегом по кругу «Карусель», «Кошки-мышки»; игры с прыжками в длину с места «Через ручеёк», «Не замочи ног»;  игры с бегом «Самолёты», «Кто быстрее к флажку» в старшей, подготовительных группах (Чумаковав М.С, Верзунова Т.Н., Криковец С.А.); широко использовали игры с мячом, скакалкой, кеглями. С детьми проводилась гимнастика после сна, уделялось внимание провидению физкультминуток. Систематически проводились различные формы физкультурных занятий: традиционные, занятия-соревнования, занятия ритмикой, занятия на воздухе. Выбор методов и приемов определялся целями и задачами конкретного занятия, его содержанием. Четкость и ясность поставленной перед детьми задачи во многом определяло успех ее выполнения. В содержание занятий входили все доступные детям виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, ОРУ, строевые, спортивные. При подборе игр и упражнений преимущественно использовались упражнения развивающего характера, направленные на различные группы мышц, а так же упражнения требующие координации движений, ловкости выносливости. Значительное место в работе педагогов отводилось закаливающим процедурам:, хождение босиком по дорожкам. Закаливание осуществлялось в процессе различных водных процедур, систематическом пребывании детей на воздухе. Пребывание детей на свежем воздухе в осеннее — зимний период не всегда вызывало у родителей положительный отклик, возникала боязнь простуды своего ребенка. В связи, с чем следует продумать организацию работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни в новом учебном году. В последнее время значительно улучшилась организация питания в ДОУ. Регулярно в рационе детей овощные блюда, фрукты, комбинированные гарниры, молочнокислые продукты, мясо, рыба. Нормы питания выполнялись на 100%. В результате комплексного решения физкультурно- оздоровительных задач удалось добиться положительных результатов. Большинство детей ушли в школу с хорошей физической подготовкой, правильной осанкой, хорошим зрением. Они активны, подвижны, умело организуют самостоятельную двигательную активность. В образовательной области «Физическое развитие» дети приобрели опыт в следующих видах поведения: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных 6 движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). У старших дошкольников сформированы начальные представления о некоторых видах спорта, о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности. Реализация принципа интеграции, основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволила создать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей. Отмечается хороший уровень развития физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации). У всех детей воспитаны культурно-гигиенические навыки. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатели рассматривали с детьми вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствовало формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

Оздоровительные мероприятия проводились по физкультурно- оздоровительному плану, что дало положительные результаты. При анализе заболеваемости детей с 01.09.2017г. по 01.09.2018г. — общая заболеваемость в днях на одного ребенка составила 6,6 дней.

Распределение детей по группам здоровья:

год Группы здоровья
1 2 3 4
2017 54% 44, 6%   1,4%   —
2018 55% 43, 8%   1,2%   —

— дети, нуждающиеся в оздоровительных мероприятиях – 45%.

Анализ процесса адаптации  вновь прибывших детей 2-3  помогает вскрыть причины возможной заболеваемости детей. Успешность процесса адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

 

Всего в в 2017-2018  году поступило  детей в первую младшую группу поступило -21 ребенок

 

Несмотря на то, что коллектив детского сада уделял должное внимание укреплению и охране здоровья детей, созданию комфортных условий для жизни детей, проблема физического развития воспитанников, профилактики заболеваемости остается актуальной. Вследствие вспышки гриппа в зимний период, увеличения количества вновь прибывших детей с хроническими заболеваниями, увеличивается число часто болеющих детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечила максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, групп, а также территории ДОУ, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Этому способствовали центры игровой, поисково- исследовательской деятельности, книги, театрализованной деятельности, уголки уединения.

Основой оздоровительной работы было создание индивидуальных моделей

оздоровления детей, режимов двигательной и умственной активности (на учебный, адаптационный периоды года).

В график контроля наряду с просмотром физкультурных занятий включалось

наблюдение за организацией режимных процессов (умывание, сборы на прогулку, длительность прогулки, возвращение с вечерней прогулки).

Проводилась работа по укреплению иммунной системы детей. Профилактика вирусной инфекции:

—  введение в пищу чеснока и лука,

— полоскание рта водой комнатной температуры после приёма пищи,

— витаминотерапия.

Со стороны заведующего, старшего воспитателя велся контроль за

правильной организацией питания, сна, утренней гимнастики и гимнастики

пробуждения. Заметно улучшилась работа по воспитанию культурно-

гигиенических навыков детей.

Для родителей (законных представителей) оформлены стационарные информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка НОД), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей, специалистов о воспитании, образовании и развитии детей.

 

Однако следует отметить, что не всегда в ДОУ прослеживается эффективность закаливающих мероприятий, допускаются случаи нарушения режима, т.е. выполнения СанПин (НОД, прогулка). Недостаточно внимания уделяется закаливающим мероприятиям, двигательной активности детей, оформлению информационного материала для родителей (законных представителей).

Факторы снижающие качество проводимой физкультурно-оздоровительной работы:

— наличие педагогов без опыта работы в детском саду;

— отсутствие системы в проведении закаливающих мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и развлечений;

-недостаточная информированность родителей (законных представителей)знаний по основным требованиям СанПиН и современным здоровьесберегающим технологиям.

Проанализировав организацию физкультурно-оздоровительной работы с

детьми и результаты заболеваемости детей можно сделать вывод о недостаточной эффективности системы оздоровления детей, использования здоровьесберегающих технологий и профилактических мер по предупреждению заболеваемости детей.

     Факторы, снижающие качество проводимой физкультурно-оздоровительной работы:

-отсутствие современного спортивного оборудования;

— отсутствие инструктора по физкультуре;

— наличие педагогов без опыта работы в детском саду;

— отсутствие системы в проведении спортивных праздников и развлечений;

— недостаточная информированность родителей (законных представителей) знаний по основным  требованиям  СанПиН и современным здоровьесберегающим технологиям.

      Выводы:  Проанализировав организацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми и результаты заболеваемости детей можно сделать вывод о недостаточной эффективности системы оздоровления детей, использования здоровьесберегающих технологий и  профилактических мер по предупреждению заболеваемости в ДОУ. Именно поэтому задачу оздоровления и физического развития воспитанников необходимо использовать  и  в новом учебном году.

Пути решения:

 — для помощников  воспитателей провести семинар по изучению СанПиН;

— администрации усилить контроль за выполнением требований СанПиН;

— пополнить оборудование для проведения закаливающих мероприятий;

-ежемесячно оформлять информационные стенды для родителей (законных представителей) по вопросу укрепления здоровья;

— использовать сайт ДОУ для достаточной информированности родителей (законных представителей) в области  физкультурно-оздоровительной работы.

   Вывод:

Анализируя  работу по данному направлению  видим, что причинами позитивной тенденции по данному направлению стали:

— плановый осмотр детей узкими специалистами;

— разработка рабочих программ по физическому развитию детей для всех возрастов дошкольного детства;

— реализация программных задач по физическому развитию детей.

Перспектива: перед нами встали следующие основные направления в  физкультурно- оздоровительной работе: реализация материально-технического обеспечения в соответствии с ФГОС ДО.

     Работу ДОУ по данному направлению  считаем на достаточном уровне.

 

3.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагало развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),  о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.     Непосредственно-образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий – игровых, ТРИЗ (воспитатели Курашова Н.В, Чумакова М.С., Чугай Ю.Е. ), педагогики сотрудничества (все педагоги), метода проектов (Калиошко Г.И., Русанова О., Карнацкая Е.В., Криковец С.А.) элементарной поисково-исследовательской деятельности (все педагоги) способствовала повышению интереса детей к разным видам  деятельности, активности детей. Для вышеперечисленной деятельности в детском саду созданы условия по развитию познавательных способностей у дошкольников: в младших, средних группах – центры воды и песка. В старших, подготовительных группах созданы мини-лаборатории для детской экспериментальной деятельности; во всех группах подобраны пособия для игр-экспериментов; оформлены календари наблюдений за погодой, птицами. В центрах песка и воды младшие дети самостоятельно играют с песком, водой, красками, пеной. В средних группах они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.). Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных «комплексных» оснований классификации предметов и явлений.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (весы, лупы, мензурки, микроскопы, глобусы, карты, макеты, магниты).  Условия для развития экологической культуры дошкольников представлены уголками природы в группах. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал, инвентарь по уходу за растениями. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, рассаду. Обобщают результаты своих наблюдений за объектами природы, учатся вести календарь погоды. В дошкольной образовательной организации созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре. С этой целью подобраны книги и открытки, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов и родного края, с техническими достижениями человечества.     Имеются образцы предметов народного быта, национальных костюмов, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры — созданы благоприятные условия для интеллектуального развития детей — оформлены уголки познавательной экспериментальной деятельности, активизировалась работа по созданию мини-проектов. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Воспитатели вместе с детьми наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребенка, отвечают на вопросы, совместно обсуждают и решают познавательные проблемы. Результатом работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста является следующее. Дети знакомы с явлениями окружающей жизни. Умеют сравнивать предметы по назначению, цвету, материалам. С удовольствием рассказывают о своей семье, о детском саде, своей  станице. У них сформированы представления о природе в соответствии с ООП ДО.

Однако выявлен и ряд проблем:

Отсутствие устойчивой положительной динамики результативности совместной работы педагогов с детьми по познавательному  развитию детей.  Ослабление индивидуальной работы с детьми по познавательному  развитию детей.

Недостаточный уровень профессиональной компетенции у педагогов:

— не владеют методикой организации совместной образовательной деятельности (познавательно-исследовательской)  в режимных моментах, НОД;

— испытывают затруднения в разработке проектов.

Не во всех группах видовой состав растений и их внешний вид соответствуют требованиям.

На недостаточном уровне проводится работа в экспериментировании в старшей группе  и младшей группах  (Верзунова Т.Н., Доценко Л.Н.)

Причины негативных тенденций:

  • недостаточно целенаправленная работа воспитателей;
  • недостаточное дидактическое обеспечение;
  • недостаточная методическая подготовленность воспитателей к индивидуальной работе с детьми;
  • недостаточное ресурсное обеспечение.

 Пути решения:

— продолжить внедрение имеющегося  в ДОУ опыта работы по экспериментальной деятельности, обновить экспозиции уголков по патриотическому воспитанию;

— продолжить повышать уровень профессиональной компетентности молодых педагогов, через Школы молодого педагога, наставничество;

  • усилить контроль за проведением индивидуальной работы с детьми;
  • разработать систему работы с родительской общественностью по данному направлению.

Работу ДОУ по данному направлению  считаем на достаточном уровне.

 

3.3. Образовательная область «Речевое  развитие»

 

Речевое развитие включало владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Беседы с детьми, экскурсии, непосредственно-образовательная деятельность, чтение художественной литературы, другие формы работы способствовали тому, что дети старшей и подготовительной групп (Чумакова М.С., Верзунова Т.Н., Криковец С.А.), научились употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу; Расширился и активизировался словарь детей 4- 5 лет в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям   красоту, образность, богатство русского языка (учитель-логопед И.В. Намм). Дети старшего дошкольного возраста правильно подбирают слова — синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания; объясняют и используют переносное значение слов и использовать их в своей речи для более точного и образного выражения мысли. Большинство детей употребляют в речи имена существительные во множественном числе, образовывают форму родительного падежа множественного числа существительных; согласовывают прилагательные с существительными (в роде и числе), используют глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме; Дети старшего дошкольного возраста научились составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; в их речи появились предложения сложных конструкций. Дети, начиная с младшей группы, охотно общаются со сверстниками и взрослыми, слушают и понимают собеседника; задают вопросы и строят собственные ответы. Дети старшей и подготовительных групп общеразвивающей направленности умеют делать анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя); знакомы с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки». У них развит речевой слух (фонематическое и фонетическое восприятие); они знакомы со слоговой структурой слова.         Программа во всех группах в данной области выполнена в целом на 92%, что на 7% больше прошлого года.

Анализ календарных планов в течение учебного года показал, что воспитатели планируют разные формы речевой деятельности на занятиях и в свободное время, но при планировании занятий по развитию связной речи чаще всего используется такой вид, как составление описательных рассказов или рассказов по картине.

Имеется полное методическое обеспечение в соответствии с программой.

Однако наблюдаются  следующие недостатки:

— недостаточная методическая грамотность педагогов по организации и проведению НОД по развитию речи.

Причина в  недостаточном уровне речевой культуры самих педагогов и низком уровне мотивации педагогов к саморазвитию,  недостаточное дидактическое обеспечение

Пути решения:

  • повышение профессиональной грамотности педагогов по данному направлению;
  • организация методического сопровождения педагогов;
  • использование интерактивных форм работы с педагогами;
  • накопление дидактических игр и пособий по речевому развитию детей

Пути решения: Повысить компьютерную грамотность педагогов ДОУ.

Вывод: организация  работы по речевому развитию в ДОУ  на достаточном  уровне

     3.4. Образовательная область «Социально — коммуникативное   развитие».

Содержание образовательной работы с детьми было направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Отмечается хороший уровень воспитания любви и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа. Цикл бесед этического содержания в старшей и подготовительных группах (воспитатели Курашова Н.В., Русанова О.Ю.) способствовал формированию представлений о добре и зле, гуманистической направленности поведения детей. Решение проблемных ситуаций и ситуационных задач в подготовительной и старшей  группах (воспитатели Криковец С.А., Верзунова Т.Н., Курашова Н.В.) вызывало у детей чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, кто нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения. Расширению представлений о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой и символикой края и города способствовала работа по выполнению части, формируемой участниками образовательной организации, ООП ДО. Реализация авторских конспектов НОД, поисковая деятельность в мини-музеях способствовала формированию позиции гражданина своей страны. Анализ развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками прослеживается в таблице

  Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя  группа Старшая группа Подготовительая «А»группа

 

Подготовительная «Б» группа
Развитие интереса 56% 61% 68% 74% 94% 93%
Развитие любознательности и познавательной мотивации 51% 63% 72% 78% 98% 96%
Формирование познавательных действий 57% 64% 78% 81% 97% 96%
Развитие воображения 51% 62% 68% 74% 95% 97%
Развитие творческой активности 57% 65% 69% 77% 98% 97%
формирование первичных представлений о себе, других людях 63% 68% 78% 79% 84% 91%
Формирование представлений об объектах окружающего мира 55% 67% 73% 84% 94% 93%
Формирование ЭМП 54% 69% 73% 86% 96% 95%
Формирование представлений о природе 55% 68% 68% 74% 94% 95%
Формирование представлений о малой Родине 53% 64% 69% 78% 97% 94%

 

В группах создана общая атмосфера доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания, доверительные отношения с детьми, учитываются возможности ребенка. В группах раннего возраста всегда царит порядок, дети приучены самостоятельно убирать игрушки на место. Дети под руководством взрослого готовят столы к обеду, помогают воспитателю в уходе за растениями, выполняя простейшие трудовые действия. Большое внимание уделялось знакомству детей дошкольного возраста с историей семей, дети строили вместе с родителями свои генеалогические деревья. Благодаря данной работе значительно изменились эмоциональные проявления детей: дети с хорошим настроением чаще всего приходят в группы, часто бывают веселы, меньше стали вступать в конфликт со взрослым и сверстниками. Большинство детей проявляют инициативность в общении, (в т.ч. и речевой), стали более решительными в выборе сюжетов игр. Дети, особенно старшего дошкольного возраста, вежливо общаются, вступают в контакт, принимают предложения сверстников и взрослых умеют ориентироваться при общении на чувства и переживания других, проявляют познавательный интерес к людям, их внутреннему миру, умеют самостоятельно выдвинуть идею, план действий, действовать в соответствии с планом, исправляют ошибки, оценивают свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.) Совершенствовались и расширились игровые замыслы и умения детей. Они с удовольствием организуют самостоятельно сюжетно-ролевые игры, расширились их сюжеты на основе знаний, полученных в ходе экскурсий, чтения художественной литературы, выставок. В старших и подготовительных группах дети умеют согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. В подвижных играх дети проявляют самостоятельность в выполнении правил, придумывании вариантов игр, комбинировании движений.

Анализ основного вида деятельности детей – игры, показывает, что работа по этому виду деятельности велась качественно. Уровень организации по данному направлению связан, прежде всего, с профессиональным уровнем педагогов и их самоанализ показал, педагоги всё ещё испытывают затруднения в организации данного вида деятельности детей. Не все педагоги овладели методами и приёмами организации игры. Однако, на уровень развития игровой деятельности также влияет и нарушение педагогами баланса между игрой и другими видами деятельности детей, отсутствие системы в реализации концепции игровой деятельности.

Причина негативных тенденций в отсутствии системы работы по организации сюжетно-ролевых игр, превалировании значимости развивающих занятий над игровой деятельностью в глазах педагогов и родителей воспитанников, в недостаточном ресурсном обеспечении.

Анкетирование родителей показало, что у них ещё не сформированы чёткие представления о том, как организовать игровую деятельность детей дома.

Пути решения

  • проведение разъяснительной работы с педагогами и родителями по значимости игровой деятельности в жизни ребёнка-дошкольника;
  • пополнение развивающей среды игровым оборудованием, модулями и игровыми атрибутами;
  • оказание помощи педагогам в планировании организации работы по развитию игровых умений воспитанников;
  • пополнение знаний родителей о значении игры в развитии ребенка через наглядные средства информации и  консультативные мероприятия.

В ДОУ создана предметно-пространственная  среда,  способствующая полоролевому, трудовому  воспитанию детей дошкольного возраста; в группах имеются оснащенные Центры игры, для развертывания сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр, игр-экспериментирований, конструктивных игр, дидактических и настольно-печатных игр. В ДОУ осуществляется внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс. Разработан календарно-тематический план  по ознакомлению детей с родным городом, краем, страной. В каждой возрастной группе созданы центры патриотического воспитания.

Однако внедрение регионального компонента не  всегда осуществляется  эффективно.   Педагоги затрудняются в планировании образовательной деятельности по данному разделу. Причина в отсутствии системы планирования.

  • способствовать становлению начал социальной компетентности и деятельностной компетентности у воспитанников через интеграцию всех видов деятельности;
  • сделать развивающую среду в группах мобильной постоянно меняющейся в зависимости от темы недели, привлекать к этому родителей (законных представителей), детей;
  • совершенствовать предметно-пространственную среду группы в соответствии с современными требованиями общества (способствующей полоролевому, гражданскому воспитанию);
  • продолжить повышать уровень профессиональной компетентности молодых педагогов, через Школу молодого педагога, наставничество.

   Вывод: организация  работы социально- коммуникативному развитию оцениваем   на достаточном  уровне

 

3.5. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

Развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы способствовала непосредственно- образовательная деятельность по рисовании, конструированию, аппликации, театрализованная и музыкальная деятельность детей. Рассматривание иллюстраций, презентационные материалы к НОД, экскурсии в музей — все способствовало становлению эстетического отношения к окружающему миру, формированию элементарных представлений о видах искусства. Воспитатели Русанова О.Ю., Калиошко Г.И., Криковец С.А. широко использовали графику, живопись скульптуру, декоративно-прикладное искусство, литературу. Воспитатели Карнацкая Е.В., Кузьменко Т.Н., Доценко Л.Н. большое внимание уделяли знакомству детей с народным фольклором, используя сказки, потешки и др. Музыкальный руководитель Якуба Л.А. используя песни, танцы, театр, фото — и киноискусство формировала у детей любовь и интерес к разным жанрам музыки, развивала способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка. В ДОУ осуществляется работа по приобщению детей к искусству (изобразительному, музыкальному, театральному) во время  образовательной и самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности детей и воспитателя.

В ДОУ начато внедрение регионального компонента, ознакомление дошкольников с творчеством кубанских композиторов, писателей, художников. Однако в реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) имеются недостатки. Педагоги не в полном объеме использовали средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев; недостаточно внимания уделялось поддержанию стремления детей к творчеству; Недостаточно внимания уделялось формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности в старших и подготовительной группах. Отсюда, художественный опыт детей не соответствует требованиям ООП, желает лучшего и развитие способности к импровизациям в различных видах искусства. Нет разнообразия театров в группах. Причина в отсутствии системы в организации данной работы. В старшей и средней  группах развивающая среда по изобразительной деятельности не соответствует. Испытывают затруднения воспитатели в индивидуальной работы по художественно- эстетическому воспитанию; отсутствовала система в формировании о видах искусства в подготовительной группе, недостаточно коллективных работ в течении года, что в свою очередь могло быть способствовать умению взаимодействию со сверстниками и воспитанию интересов к художественно- творческой деятельности. Отсутствие в старших группах различных видов конструкторов, также являлась причиной недостаточной работы по приобщению детей к конструированию и развитию интересов к конструктивной деятельности.

В течение года были организованы выставки детских работ,  и работ изготовленных совместно с родителями. Большое внимание педагогами уделялось овладению детьми техническими навыками в разных видах изобразительной деятельности: систематически проводился анализ уровня их усвоения, на основании которого осуществлялась индивидуальная работа.

Негативные тенденции

  • отсутствие устойчивой положительной динамики в закреплении полученных изобразительных навыков детьми в самостоятельной деятельности;
  • недостаточно высокий уровень работ для представления на выставки;
  • ослабление работы в части проведения коллективных творческих работ;
  • в группах не организуются выставки художников;
  • воспитатели мало используют произведения кубанских писателей, художников, композиторов в работе с детьми;
  • не во всех группах имеются центры активности «Центр Искусства», «Музыкально-театральный центр» соответствуют современным требованиям к построению предметно- пространственной среды .

 Пути решения:

1.Пересмотреть существующие подходы к оформлению художественно — эстетических уголков в группах.

  1. Планирование и осуществление контроля по данному направлению.
  2. Формирование мотивации воспитателей средствами внутридошкольной методической работы

Вывод: организация  работы социально- коммуникативному развитию оцениваем   на достаточном  уровне

 

 

  Психологическое сопровождение  воспитательно- образовательного процесса

В ДОУ разработана система психологического сопровождения педагогического процесса.

Данная сложившаяся система позволяет :

— обеспечить целенаправленную коррекционную и развивающую работу с детьми разного возраста;

— вносить соответствующие коррективы в воспитательно-образовательный процесс;

— ориентировать родителей (законных представителей)  на учет требований, которые учебная деятельность предъявляет к психологическим особенностям ребенка и зависимость от типа школы и программы обучения.

На протяжении  всего учебного года педагог- психолог, старший воспитатель,  с детьми среднего, старшего дошкольного возраста проводила целенаправленную коррекционно – развивающую работу. Результатом предшествующей работы стала психологическая диагностика в мае, направленная на выявление особенностей психического развития ребёнка и уровня сформированности у него определённых новообразований. На следующий учебный год будут запланированы занятия подгруппами и индивидуальная коррекционно — развивающая работа, способствующая повышению уровня развития психических процессов.

На  протяжении всего учебного года  проводилась психопрофилактическая работа с детьми  средней, старшей и подготовительных   групп. Главная задача стояла в том, чтобы создать условия для полноценного психологического развития ребёнка на каждом возрастном этапе, своевременно предупредить возможные нарушения в становлении личности интеллекта.  Результаты наблюдений показали, что 92% детей научились слушать и слышать друг друга,  100% научились различать эмоциональное состояние  человека в процессе общения, у 85% детей сформировались навыки конструктивного общения, в связи с этим, считаю необходимо продолжить работу в этом направлении в следующем учебном году.

                   Таблица учета психологической готовности детей к школьному обучению

начало года конец года
кол-во детей % кол-во детей %
 26 100 21 1 00

 

Вывод: организация психологической работы в ДОУ  на среднем уровне.

  Вариативные формы в ДОУ

В целях развития новых форм в ДОУ  функционируют 2 группы кратковременного пребывания — группа  кратковременного пребывания «Развитие» (2-6 года), группа семейного  воспитания.

Для успешного функционирования групп  были подготовлены соответствующие пакеты документов: договора с родителями (законными представителями), положения, планы воспитательно- образовательной работы.

В  основу  групп кратковременного пребывания положено эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым и   разнообразные игровые приемы, направленные на:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Развитие психологических функций, игровых навыков, произвольного поведения

Наравне с работой с детьми проводится большая планомерная работа и с родителями (законными представителями) — цикл  консультаций, разработаны методические рекомендации по разным вопросам.

Осуществляются индивидуальные консультирования родителей (законных представителей) старшим воспитателем, педагогом – психологом.

    

Современное образовательное учреждение живет и развивается  в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к его работе все  возрастающие  требования.  Для соответствия  этим требованиям нужны  профессионально мыслящие  педагоги, способные эффективно  обеспечить решение  задач, стоящих перед образовательным учреждением. На формирование  проектной культуры, на умение  работать в проектном режиме постоянно развивающегося образовательного учреждения должны быть  все мероприятия в ДОУ.  Необходима перестройка  мышления каждого педагога,  повышение их желания  включаться в  активную работу  педагогического совета,  круглого стола и пр., а не являться пассивным слушателем, рассуждать, аргументировать свои позиции по отношению к  увиденному и услышанному.

Основной задачей  ДОУ была, есть и будет  комплексная стратегия  улучшения здоровья детей, целью которой является  оздоровление детей, повышение  качества медико-социальных условий  развития ребенка.

Современный этап развития  общества характеризуется  интенсивным внедрением  информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. ДОУ  постепенно включается в  информационно-образовательное пространство.  Имеет электронную почту, персональный  сайт. Родители (законные представители)  имеют возможность  узнать о работе  детского сада.

 

Методическая работа

В 2017-2018 учебном году воспитательно – образовательный процесс осуществляли 14 педагогов. За прошедший год аттестованы 3 педагога   на первую квалификационную категорию, 1 педагог на высшую кв.категорию. Методическая работа в ДОУ велась под руководством старшего воспитателя А.И. Бабич. Педагоги прошли курсовую подготовку, соответствующую тематике ФГОС ДО. Педагоги участвовали в районных методических объединениях; были участниками педагогических выставок, смотров; в течение года в ДОУ проходили мастер-классы, деловые игры, круглые столы, педагогические гостиные, которые привлекали педагогов своей формой и содержанием. Учитывая то, что в ДОУ пришли молодые специалисты, в течение года работала «Школа молодого воспитателя». Рассмотрены вопросы планирования воспитательно-образовательной работы, работы с детьми, проявляющими негативное отношение и агрессию к детям, обучения детей правилам дорожного движения, методы приобщения детей к народной культуре. Эта работа способствовала повышению профессионального мастерства молодых педагогов. Интересно прошли мероприятия по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний у детей, родителей (законных представителей), педагогов, разработаны памятки по их профилактике для родителей (законных представителей). «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ», «Основы правового воспитания в ДОУ и семье» позволили активизировать деятельность педагогов по укреплению здоровья воспитанников и повышению интереса детей к математическим знаниям. В ходе смотров – конкурсов особую активность проявили воспитатели подготовительной, старшей, средней групп. В ДОУ были организованы и проведены следующие  конкурсы « Готовность к новому учебному году», «Новогоднее оформление групп», «Лучший уголок центров экспериментирования», «Лучшее оформление уголка ПДД и ОБЖ, «Подготовка к летнему  оздоровительному периоду». Активное участие в мероприятиях: выставках, конкурсах по плану Управления образования Администрации муниципального образования Тимашевский район. Проведены деловые игры, круглый стол «Формы работы с родителями (законными представителями)  по приобщению к ЗОЖ», мастер-классы по обучению педагогов элементам   дыхательной гимнастики, педагогические часы – все способствовало совершенствованию качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Каждое мероприятие включало вопросы ФГОС ДО, в результате чего более 80% педагогов правильно понимают цели и задачи ФГОС ДО, роль ООП ДО в достижении поставленных задач и роль педагога в достижении положительных результатов. 67% педагогов в 2017 году использовали ТРИЗ в работе с детьми, в 2018 году – 78%, игровые технологии освоили и умело используют в работе с детьми все педагоги, педагогику сотрудничества – все педагоги, метод проектов – 80% (в 2017 году – 45%)  направленную на повышение качества дошкольного образования в свете требований ФГОС ДО, следует отметить, что педагогами были изучены основные нормативные документы об образовании, в том числе ФГОС ДО, после чего были внесены корректировки в ООП ДО. Более 60% педагогов понимают, какие условия необходимы для реализации ФГОС ДО, какое содержание необходимо реализовать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Педагоги участвовали в районных методических объединениях, были участниками педагогических выставок, смотров, фестивалей.

Процент участия педагогов в районных и других мероприятиях составляет 57%, что на 12% больше прошлого года. Открытые показы, консультации, семинары, проведенные аттестующимися, заинтересовали педагогов и вызвали желание применять опыты их работы в своей практике.

В ДОУ был проведен проблемный анализ работы педагогов, проведено анкетирование на выявление проблем воспитателей. Выявлены следующие затруднения:

  1. Имеются проблемы в использовании метода проектов в работе с детьми -23%), недостаточный опыт использования технологии проектирования.

2.Вызывает затруднение педагогов планирование воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО ( 15%);

3.Испытывают трудности в организации образовательной деятельности посредством интеграции образовательных областей (33%).

4.Остались проблемы у молодых педагогов в организации образовательной деятельности в режимных моментах через различные виды детской деятельности, в построении предметно –пространственной среды (27%).

Трудности 50% педагогов в выстраивании индивидуального маршрута развития ребенка на основе диагностики развития. Новой формой работы с педагогами стала работа школы молодого воспитателя. Ее посещали педагоги, имеющие стаж работы не более 3 лет (13%). Положительным в работе отмечается систематическая работа сайта ДОУ, на котором размещается информация о деятельности детского сада и о введении ФГОС ДО.

Информируются родители (законные представители)  о деятельности ДОУ, создан банк методических разработок, осуществляется публичная отчетность о работе детского сада  и его результатах.

 

Анализ работы с родителями (законными представителями)

 

    В 2017-2018 учебном году активизировалась работа с родителями (законными представителями). Основной составной частью работы ДОУ была пропаганда педагогических знаний среди родителей (законных представителей). В ДОУ систематически проводились индивидуальные и групповые консультации, собрания, выпущены буклеты для родителей (законных представителей)  по физическому развитию, ПДД, ОБЖ, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, Дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, выставки работ детей и родителей (законных представителей)  – все способствовало повышению педагогической культуры родителей. Результатом работы стало следующее: — участие родителей (законных представителей)  в оснащении образовательного процесса – в 2017году 54% родителей (законных представителей), в 2018 году — 66% — в оформлении развивающей среды в группе: 2017- 67%, 2018 -82%, — участие в культурно – массовых мероприятий (помощь в изготовлении концертных костюмов, атрибутов, приобретении призов, подарков для детей ) — 2017-68%, 2018 -77%; Результат в таблице в целом по детскому саду.

Систематически и своевременно   проводилось знакомство с уставными документами и локальными  актами учреждения, заключались  договоров с родителями (законными представителями) воспитанников.

Анкетирование родителей (законных представителей)  для выявления информированности о воспитательно — образовательной работе МБДОУ д/с № 37 показало, что родители (законные представители)  стали больше интересоваться  успехами своих детей, принимать участие в жизни ДОУ.

Переоформлена наглядная агитация,  ширмы для родителей (законных представителей). Постоянно привлекались родители (законные представители)  к хозяйственной работе (ремонт оборудования, благоустройство групп).

Однако % посещений родителями (законными представителями)  общих собраний, педагогического лектория и родительского всеобуча по- прежнему недостаточно высок.  Педагоги при изучении семьи и опыта семейного воспитания используют не достаточно эффективные методы и приемы.

Таким образом, на основе глубокого анализа деятельности ДОУ  в  2017-2018 учебном  году, в   целом для основного контингента родителей (законных представителей)  характерны: сред­ний уровень жизни и доходов, высокие требованиями к образова­нию, большое желание дать ребенку хорошее образование.

На основе полученных результатов мы выявили, что актуаль­ные для нас проблемы — повышение требований к детям, налажи­вание взаимоотношений с детьми и родителями (законными представителями), через внедрение  дней открытых дверей, разнообразных тренингов, заседаний в клубе родительского мастерства,  выпуска газет  — успешно реше­ны.

 

   Выводы и проблемы:  проанализировав работу с родителями (законными представителями)  за прошедший год, убедились, что традиционные формы теряют свою эффективность. В работе с семьями воспитанников еще много проблем и нерешенных задач, а именно:

— не системно планируется работа с родителями;

-активной продолжает оставаться лишь часть родителей (законных представителей);

— педагоги затрудняются в выборе наиболее эффективных форм работы с родителями;

— эпизодическая взаимосвязь, по потребностям родителей (законных представителей).

Пути решения:

— внесение изменений и  дополнений в комплексно – целевую программу взаимодействия с родителями (законными представителями)  по возрождению национальных традиций семейного воспитания;

-введение в практику работы педагогов нетрадиционные формы проведения родительских собраний и других мероприятий;

-обновлять систему оформления наглядной агитации для родителей (законных представителей);

-выявлять лучший опыт семейного воспитания.

 

  Контроль и руководство

В 2017-2018 учебном году осуществлялся предупредительный, тематический и фронтальный контроли. Проведены тематические проверки:  «Организация и эффективность работы по формированию  у детей здорового образа жизни и ОБЖ» и «Организация и эффективность работы по развитию у дошкольников творческих способностей» в ходе которых были отмечены как положительные результаты, так и выявлены недостатки, которые устранены в ходе работы. В ходе анализа воспитательно-образовательной работы отмечалась хорошая подготовка к непосредственно-образовательной деятельности педагогов Курашовой Н.В., Чумаковой М.С., Наммм И.В., Русановой О.Ю., Калиошко Г.И. Анализ документации педагогов позволяет сделать вывод, что вся имеющаяся документация в группах имеется, однако в календарных планах недостаточно внимания уделяется развитию индивидуальности каждого ребенка, отсутствует система в работе по познавательному развитию дошкольников у молодых педагогов. Определенное внимание уделялось изучению передового педагогического опыта педагогов. Осуществлялась помощь в разработке планов, в оформлении докладов из опыта работы, конспектов. При этом сохранялся максимум свободы педагогов и ответственности за выбор опыта. Для младшего обслуживающего персонала проводились: беседы по соблюдению личной гигиены, о режимах проветривания, выполнении санитарно — эпидемиологических норм, о культуре поведения в коллективе, оказание помощи воспитателю в течение дня, о правилах мытья посуды. Заведующим и старшим воспитателем осуществлялся постоянный контроль за:

—  санитарным состоянием, режимом дня, температурным и воздушным режимом ДОУ;

— организацией питания детей (составление 10-и дневных меню, ведение бракеражных тетрадей, калорийность пищи).

Данная работа способствовала тому, что в ДОУ постоянно соблюдался режим дня, проводятся закаливающие мероприятия. В результате значительно повысился уровень знаний младшего обслуживающего персонала о формировании культурно- гигиенических навыков у детей, улучшилась сервировка стола, по результатам проверки санэпидстанции замечаний в адрес помощников воспитателя нет. Современное образовательное учреждение живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к его работе все возрастающие требования. Для соответствия этим требованиям нужны профессионально мыслящие педагоги, способные эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением. На формирование проектной культуры, на умение работать в проектном режиме постоянно развивающегося образовательного учреждения должны быть все мероприятия в ДОУ. Необходима перестройка   мышления каждого педагога, повышение их желания включаться в активную работу педагогического совета, круглого стола и пр., а не являться пассивным слушателем, рассуждать, аргументировать свои позиции по отношению к увиденному и услышанному.     Основной задачей ДОУ была, есть и будет комплексная стратегия улучшения здоровья детей, целью которой является оздоровление детей, повышение качества медико-социальных условий развития ребенка.

 

Общие выводы

 

Таким образом, в ДОУ проведена большая работа по выполнению годового плана, основной общеобразовательной программы, созданы условия к реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Содержание воспитательно-образовательного процесса определялось основными направлениями развития ДОУ, задачами на 2017- 2018 учебный год, большая работа проводилась по  формированию представлений о здоровом образе жизни и соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, развитию интереса к проектной деятельности, проявлению  эмоциональной отзывчивости детей в деятельности и общении, развитию у воспитанников диалогической и связной речи, развитию речевого творчества, формированию культуры общения, соблюдению детьми элементарных общепринятых моральных нормам и правил поведения, ознакомлению с Россией, ее историей, культурой и традициями, приобщению дошкольников к изобразительному искусству.

Педагоги обеспечили реализацию основной образовательной программы ДОУ на достаточном уровне. Необходимо усилить работу  по формированию основных физических качеств, нормативно-этического компонента культуры взаимопонимания, развитию познавательной активности и познавательных способностей,  эмоциональной отзывчивости детей, игровой деятельности и ролевого соподчинения, звуковой культуры и связной речи, соблюдению детьми элементарных общепринятых моральных нормам и правил поведения

Установлен более тесный контакт с родителями (законными представителями)  через проведение разнообразных мероприятий в соответствии с планом работы    и реализацией комплексно-целевой программы.

Пути решения:

— изучение нормативных документов  в области дошкольного образования;

— разработка пакета методических рекомендаций по реализации ООП ДО;

— усилить работу по внедрению здоровьесберегающих технологий и воспитания здорового образа жизни.

— реализация  образовательной программы, программы развития.

-реализация программ «Юный эколог», «Цветные ладошки»;

— продолжать работу по укреплению материально–  технической базы ДОУ  

 

 Исходя из вышеизложенного, педагогический коллектив определил цели и задачи работы на 2017 – 2018 учебный год:

 

ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника  в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Задачи:

  1. Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, используя здоровьесберегающих технологий  в ДОУ и семье.

 

  1. Активизировать работу ДОУ по созданию механизмов обеспечивающих формирование природоохранной культуры у детей дошкольного возраста, направленных на развитие положительных нравственных качеств и патриотического сознания.
  2. Повысить качество развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Формировать активную позицию родителей при проведении логопедической работы.