Консультация для родителей и педагогов: «Психологическая защита детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог  Андропова А.В.

 

Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита:

 

  1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.

  1. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.

  1. Неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков). Необходимо помнить, что психологическая защита — это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохом самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.

Поведенческие особенности детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной психологической защиты:

 

  1. Отрицание. Стремление быть в центре внимания манера перебивать взрослых при разговоре, легкость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться.
  2. Вытеснение. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избиратель­ность памяти (запоминаются только удобные дли себя слова и обстоятельства). Эта психологиче­ская защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду, он может не помнить, как провел день, чему учили его на занятиях). Вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесняет и всю информацию, полученную в это время.

Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной об­становки в ситуациях, когда хотим ребенка чему-то научить,

  1. Регрессия. В силу личностной незрелости дети дошкольного возраста возвращаются к более ранним «детским» манерам в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибсконфликте. Дети до 3 лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т. д. Ха­рактерна плаксивость, несамостоятельность, чрез­мерная зависимость от взрослых.
  2. Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области {например, во взаимоотношениях со сверстниками)  ребенок стремится восполнить в другой (лучше всех занимается не занятиях). Ориентация на преодоле­ние трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в спо­собностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление.
  3. Проекция. Обидчивость, подозрительность, враж­дебность, ревнивость (особенно  к  сверстникам, которые в чем-то превосходят ребенка). Приписы­вание другим детям собственных, не признаваемых отрицательных качеств («Он ябеда»).

    6.Замещение. Совершение ребенком разрушительных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми и (  фильмами, боевыми видами спорта.

  1. Интеллектуализация. Несвойственные дошкольному возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети превращаются  в «маленьких взрослых», рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах.

ПАМЯТКА  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

ПРИ  СТОЛКНОВЕНИИ

С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАЩИТАМИ У ДЕТЕЙ

 

  • Запаситесь терпением.

  • Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении.

  • Не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые вы знаете сами.

  • Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам.

  • Предлагайте ребенку такую ответственность, кото­рая соизмерима с его возможностями.

  • Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка.

  • Признавайте собственную слабость, тем самым предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным.