ЗАЧЕМ РОДИТЕЛЯМ ИГРАТЬ?

19.10.2017

подготовила А.И. Бабич

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребёнка – игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период – через игру. Этим ребёнок и занимается практически всё время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться со «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребёнку, «что такое хорошо и что такое плохо»? как научить его, не прибегая к нудным увещаниям, выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре!

Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой: мол, сам разберётся, сам всё поймёт. Есть же в конце концов, друзья, сверстники, воспитатели в детском саду… Только не стоит удивляться потом, откуда у ребёнка такие странные, не близкие Вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженое, не смотрят мультики, а только спят и работают», — так думают некоторые дети, родители которых не находят времени для совместных игр.

Ролевые игры – известные всем «дочки-матери», «в дом» — с вашим участием засверкают новыми красками. Как правило, ребёнок неохотно берёт на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, умный и главный – папа или мама. И Вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует Ваше поведение, Ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между Вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребёнка и вовремя изменить ситуацию к лучшему.

При совместной игре родители могут показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому ребёнку, поднять непростую проблему и помочь найти выход.

Ролевая игра с родителями помогает ребёнку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в неё играть как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме или папе – взрослому, «ведомому»  в этой игре – объяснить основную идею, распределить роли, согласовать главные сюжетные ходы.

Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу – мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесёт ни пользы, ни радости. Отложите куклу в сторону до выходных и подключите фантазию  — Вашу и Вашего ребёнка.

Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше – на пол, на ковёр. И играйте! Вы – Эверест, ребёнок – Отважный Покоритель Горных Вершин. Вы – Большая Белая Медведица, он – Медвежонок Умка. Вы – Ягуар в засаде, он – Ягуар в засаде тоже… Фантазируя, Вы будоражите и поощряете воображение ребёнка, побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень полезно подняться над обыденностью и посмотреть на мир с точки зрения другого – с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака.

С ребёнком постарше можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» — бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружочкам, от старта до финиша – научат соблюдать очерёдность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трёх «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию». Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть компанией. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра – бирюльки, которая помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти.

Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребёнок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства могут только родители. Их задача – сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слёзы и огорчения, а зачастую на всю жизнь останется неприятие игры «на победителя» — из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребёнку развить эти умения в дошкольном возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.

Игра как ничто другое развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребёнка пользоваться воображением для продвижения вперёд, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить.

Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а скорее подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае, стараются направлять в «полезное» русло – в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша, рамки-вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных… Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребёнок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «недоигравший» ребёнок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре, с родителями, в сензитивный (благоприятный для развития) период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.

ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ ПОБЫТЬ РЕБЕНКОМ, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИНОГДА ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ДЕТСТВО – И ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!!!