Педагогическое эссе воспитателя МБДОУ д/с № 37 Доценко Людмилы Николаевны

Умей любить чужого ребенка.

Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

 

Для меня быть воспитателем — великая честь и огромная ответственность. Ведь для достижения определенных высот в жизни, конечно же, нужен талант, но без трудолюбия, самовоспитания и самообразования не обойтись, и поэтому нужно не только воспитывать и учить других, но и хотеть и уметь учиться самому. Работаю воспитателем в детском саду 8 лет и не перестаю удивляться, насколько они разные: дерзкие и вежливые, покладистые и трудные, подвижные и медлительные, смелые и робкие, но каждый ребенок по-своему уникален. И ко всем надо уметь относиться объективно и бережно, ведь за каждым их характером скрывается индивидуальная личность, которой мы педагоги должны помочь полноценно раскрыться.

Считаю, главное в ребенке развивать и преумножать, на всём протяжении дошкольного возраста,  его неограниченные возможности данные ему природой. Гете сказал: «Дети от природы гении». Все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда, на всю жизнь. А мы воспитатели, должны добавить к данным и заложенным природой возможностям, и «обременить» малыша  многочисленным «грузом» знаний, умений и навыков. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. А система, в свою очередь «выливается» в активную жизненную позицию будущего достойного гражданина нашей страны.

Поэтому для меня очень важно научить ребенка воспринимать, рассуждать, оценивать, творить и творчески мыслить.

Мне близко мнение А. В. Запорожца: «Воспитателю необходимо содействовать превращению деятельности ребенка, заданную через систему культурных образцов в детскую самодеятельность, направленную на развитие творчества». И поэтому, воспитатель, который связывает детей с удивительным миром, многообразием окружающего, должен быть хранителем и проводником традиций и культуры своего народа, и народов своей Малой Родины. На протяжении многих лет приоритетным направлением моей педагогической деятельности является — развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей, дарований и устойчивого интереса к культурным ценностям Кубани.

Дети уходят из детского сада во взрослую жизнь, но в моем сердце остаются навсегда. И как приятно, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются, здороваются, обнимаются и делятся своими новостями, успехами.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. А итогом творческого поиска любой личности, в данном случае ребёнка — дошкольника — ощущение его собственного роста, саморазвития и самодвижения, продуктивности его творческой деятельности, социальной значимости и общественного признания ребёнка.

И выбрав профессию педагога, я взяла на себя ответственность за малышей, которых  учу и воспитываю, а также, отвечаю за свою профессиональную подготовку, свое право носить гордое звание — воспитатель. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от меня принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны; обладать общей культурой умственной деятельности, культурой поведения. А для достижения целей воспитания поддерживать  определённый стиль общения с детьми: быть доброжелательной, положительно-эмоциональной, отзывчивой. И непременно личностно-ориентированный способ взаимо­действия с детьми обеспечит  значитель­ную долю эффекта и успешности в реализации любой педагогической технологии и задумки в любой возрастной группе.  Ведь недаром, во всех изданиях, звучит заповедь, что педагог —  образец, которому чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что он делает. Поэтому я просто обязана выполнять всё на «хорошо» и «отлично», и быть достойным образцом для подражания нашему недалёкому будущему подрастающему поколению (как бы ни громко это было сказано). Мое убеждение: «Не заставлять, а заинтересовать, надо сделать любую деятельность занимательной»