Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»

Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить с элементами русского народного женского костюма;
  • Познакомить с особенностями (сходствами и отличиями)северорусских народных костюмов и южнорусских;
  • Учить работе в группах.

Развивающие

  • Развивать чувство прекрасного, художественный вкус;
  • Развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук;
  • Расширять кругозор.

Воспитательные

  • Воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе);
  • Воспитывать интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;
  • Воспитывать патриотические чувства;
  • Прививать бережное отношение к наследию русского народа.

Здоровьесберегающие:

  • Увеличение двигательной активности на занятии
  • Профилактика общего и зрительного утомления

Оборудование: ворота времени, ворота «Древняя Русь», печка, балалайки, колесо истории, шкатулка, куклы Маня и Ваня, сундук с костюмами.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение, наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал)

Словарная работа: ярмарка, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, губерния.

Ярмарка — большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

Наряд — одежда, костюм.

Галун — тесьма, состоящая из золотых и серебряных нитей Использовалась для отделки костюмов.

Венец — головной убор в Древней Руси, украшенный драгоценными камнями.

Понева — юбка из домотканой шерстяной ткани.

Кокошник — женский головной убор Древней Руси в виде небольшого вертикального козырька.

Губерния — основная административно-территориальная единица России в прежнее время

Звучит фонограмма «Рассвет на Москве — реке» (колокольный звон).

Воспитатель:

— За морем теплее, а у нас светлее.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Где кто родился, там и пригодится.

— О чём эти пословицы? (о Родине, о России)(Дети объясняют смысл пословиц).

Воспитатель:

— Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на карту. Что вы видите? (ответы детей).

— Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов).

Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности).

— Всех их объединяет язык общения – русский.

.

Воспитатель:

-Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в мир русского народного костюма.

(На столе шкатулка – слышится красивая музыка).

В: Откуда слышится красивая музыка? (из шкатулки).

— Наверное, вам интересно узнать, что там? (Достаёт из шкатулки кукол в русских народных костюмах – кукла Ваня и Маня).

— Посмотрите, какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

— Ребята, чтобы побольше узнать о быте русского народа и одежде, куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находится «колесо истории»).

— Покрутите колесо и повторяйте за мной следующие слова:

— «Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Колесо историй мы повернём

И рассказывать о нём начнём

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!»

(поворачивается «Колесо истории», стрелка останавливается на секторе «Древняя Русь», под колокольный звон проходим через ворота с надписью «Древняя Русь»).

(Дети проходят и присаживаются на скамейки. В это время воспитатель одевается в русский народный костюм и появляется перед детьми – хозяйкой избы)

Хозяйка избы: — Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. Я — хозяйка этой избы.

— Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь

Поудобнее располагайтесь!

— А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм(русский народный). Посмотрите, какой он красивый.

— Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.

— Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук).

(дети вместе с воспитателем рассматривают народную одежду)

Хозяйка избы:

— Ребята, как вы думаете как это все называется одним словом? (Варианты детей, в случае затруднения воспитатель подсказывает— сарафанный комплекс)

(Хозяйка достаёт кокошник)

— В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.

— Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).

— А причёски? (коса или распущенные волосы).

-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).

— Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.

Проводится подвижная игра «Гори, гори ясно!»

(Дети одевают русские народные головные уборы.

— Из какой ткани шили одежду? (из льна).

-Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).

— Какие же наряды шили из льняной ткани?

Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).

Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

Понёвный комплекс

Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.

— Что такоё понёва?

Понёва – одежда типа юбки. Которую одевала женщина после замужества.

Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани.

Передник – густо украшен вышивкой, функция – защита от загрязнения.

Мужской комплекс

Косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т. е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

— Как они назывались – порты.

— На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных — узкий).

Вся одежда была украшена.

— Чем? (стеклярусом, мехом, вышивкой).

— Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).

Пальчиковая игра «Напёрсток»

— Вышивает, шьёт иголка (левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка.

Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке)

— Пальцу больно, пальцу колко

— А напёрсток в тот же миг, (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки)

— К девочке на пальчик. Прыг.

— Говорит иголке – шей,

— А колоться ты не смей. (шьют и грозят пальцем)

(Двое детей выходят в мужском и женском народных костюмах)

Мальчик:. Ох. Какие молодцы!

Парни наши удальцы

И девчата всем под стать

Им не станут уступать.

Девочка:. На Руси уж так идёт

Что талантливый народ

Сам себе и швец и жнец

И на дудочке игрец.

Вот, смотри идёт хозяйка –

Та хозяйка – не лентяйка.

А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси.

У каждой группы на столах конверты (в конвертах заранее вырезаны шаблоны и элементы русского народного костюма). Вы должны выбрать из предложенных элементов именно те, которые подходят вашей группе; украсить орнаментом; подобрать цвет; сконструировать наряд приклеить на шаблон.

(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.)

Воспитатель предлагает детям определить те работы, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстрационном материале.

А теперь ребята нам пора обратно, в наше время, в наш детский сад (под музыку проходим через «Древнюю Русь» и «Ворота времени»)

Хозяйка избы проводит вместе с детьми речевую игру «Хозяйка»)

Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)

Что, что, что? (хлопки по ладошкам)

Гости едут! (наклоны)

Хорошо (хлопки)

Здрасте! (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)

Здрасте! (наоборот)

Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)

Здрасте! (хлопки сверху)

Здрасте! (наоборот)

Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)

Обниму тебя, дружок! (обнимаемся)

— Вот мы и дома оказались и куклы Ваня и Маня с нами. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии.

Мы возвращаемся из далёкого прошлого снова в наше время.