Одежда, обувь, головные уборы

Название  проекта: «Одежда, обувь, головные уборы»

Название организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37

Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию аккуратности, умению ухаживать за предметами быта.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Сформировать целостное представление об одежде, обуви, головных уборах, активизировать словарь детей, развивать связнуюречь, закрепить понятие «одежда, обувь, головные уборы».

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Проверить и обобщить знания об одежде, обуви, головных уборах. 2. Обогатить словарь за счет имен существительных ; формировать умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа,  имен прилагательных (кожаная, шерстяная, льнаная и т.д.) с именами существительными;  притяжательных прилагательных (мамина, папина, бабушкина и др.) 3. Согласование числительных с существительным 4. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивающие: 1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. 2. Способствовать развитию просодической стороны речи. 3. Способствовать развитию фонематического восприятия. 4. Развитие навыка связной речи. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о одежде и обуви. Воспитательные: 1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. 2. Вызвать интерес детей; формировать аккуратность, заботливое отношение к вещам.

Вид проекта: творческий

По — методу информационный, фронтальный

По — содержанию – вещи, которые нас окружают

По — количеству участников – групповой

По — продолжительности краткосрочный

Характеристика проекта по длительности: краткосрочный (1 неделя)

 1. Введение

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы педагоги – практики включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.

В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике мы решили использовать: нормативную проектную деятельность.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку — к уровню его развития.

Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена:

Дети в недостаточной степени имеют представление о предметах, которые их окружают; о том, как появились. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова, аграмматизмы в речи.

Задачи для детей:

  • Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные,  речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  • Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.

Задачи для родителей:

  • создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка,
  • использовать знания детей, приобретенные на занятиях в детском саду,
  • уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.

Задачи для педагогов:

  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Участники проекта:

  1. Педагоги: логопед, воспитатели группы.
  2.  Дети подготовительной группы.
  3.  Родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 1 неделя

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети — родители в реализации проекта:

Дети:

  • овладевают знаниями об одежде, обуви, головных уборах; обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • проявляют заботу, бережное отношение к вещам;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,

Родители: 

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

Сроки реализации: 3-я неделя ноября

Основные направления реализации проекта:

1) Познание: «Одежда, обувь, головные уборы»;

2) Чтение художественной литературы Г. Снегирёв «Верблюжья варежка», русской народной сказки «Василиса Прекрасная», украинской «Рукавичка»

3) Аппликация «Коврик» (из кусочков ткани)

4) Рисование «Роспись варежки, фартука»

5) Логопедическое фронтальное занятие «Одежда, головные уборы. Обувь»», с использованием драматизации сказки «Рукавичка»;

6) Домашнее задание для детей и родителей – совместное рисование, вырезание (разукрашивание) в нетрадиционной технике с составлением описательного рассказа. Лексико-грамматические игры по лексической теме.

Предварительная работа:

1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатная игра с элементами драматизации сказки «Руковичка», дидактических игр, игрушек, материалов для игр.

2)Подготовка к итоговому фронтальному логопедическому занятию «Оежда, обувь, головные уборы». Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме.

Участие родителей в проекте:

1) Разучивание стихотворений с детьми, работа по заданию логопеда в индивидуальных дневниках по карточкам с речевым материалом.

2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование – разукрашивание одежды, обуви в нетрадиционной технике).

Участие логопеда и воспитателей группы в проекте:

1) Сбор информации;

2) Поиск методической литературы; разработки конспектов занятий, бесед; пополнение группы игровым материалом , подготовка к занятиям с использованием сюрпризных моментов.

3) Работа с родителями:

1. Привлечь родителей к сбору информации для создания красочной странички «Одежда и обувь» в индивидуальных дневниках .

2. Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг на данную тему.

3. Консультация для родителей  « ».

4. Папка-передвижка «Логопед советует»

4) Работа с детьми :

Форма постановки:

-использование сюрпризного момента, загадки, игры, настольный театр Дидактические игры:

1. «Чья, чей, чьё »;

2. ««Один — много »;

3. «Назови ласково »;

4. «Сосчитай от 1 до 5 »;

5. «Помоги Маше подготовиться к зиме»;

6. «Собери картинку»;

Чтение художественной литературы:

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»,  Г. Снегирёв «Верблюжья варежка», русской народной сказки «Василиса Прекрасная», украинской «Рукавичка»

Продукты используемы воспитателями группы в проектной деятельности:

1) Лепка «Грибочки и орешки для белочки»

2) Рисование «Обувь»

3) Рисование «Роспись сарафана»

4) Рисунки « «Узнай по контуру»

5) Аппликация «Фартук»

Этапы работы над проектом:

1) Пальчиковая игра «Маша варежку надела»

2) Физкультминутка «Шапка шерстяная…»

3) Игры «Что где?», «Чего не стало?»

4) Игра «Кому что нужно?»

5) Настольно – печатная игра «Лото вещей»

6) Игра «Прятки» (ориентировка в пространстве)

7) Познание «Рукавичка» (пересказ сказки) – упражнять детей в умении драматизировать сказку, пересказывать близко к тексту.

8) Конструирование «Рукавичка для всех зверей»

9) Чтение рассказа «Верблюжья варежка» автор (беседа по содержанию)

10) Игра с массажными шариками «Помощники»

11) Игровая ситуация «Вещи потерялись»

 Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки- атрибуты и пытаются осуществлять  различные действия с ними;
  • считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта «Детская одежда», создать «Альбом сезонной одежды и обуви» с условными цветовыми или иными рисунками и обозначениями.

Приложение 1

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе

Конспект НОД

в старшей группе:  «Одежда, обувь, головные уборы»

Цель: выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах, и их частях, обогащение словарного запаса.

Задачи: 

-Учить различать окружающие предметы, знать их назначение, детали и части, определять и характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

-Закреплять умения классифицировать одежду, обувь и головные уборы по сезонам, полу, профессии; выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

-Закреплять понятия о производстве одежды. Изучить профессии: портной, швея, закройщик. 

— Упражнять в словообразовании относительных прилагательных от существительных.

-Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Тренировать в употреблении в речи антонимов.

-Развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память.

 -Воспитывать бережное отношение к вещам.

Оборудование: предметные картинки по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»; загадки об одежде, стихи об одежде.

Ход занятия

  1. Воспитатель:

— Мы сегодня с вами на автобусе отправляемся в поездку. Рассаживайтесь поудобнее на свои места, я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить вовремя нашей поездки.

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.   (Одежда)

Я прочитаю вам стихотворение «Одежда».  Слушайте внимательно.

Одежда

Для чего человеку одежда нужна?

Укрывает от дождика, ветра она,

Согревает в морозы, защищает в жару,

От прохлады избавит она поутру.

Только, чтобы служила подольше одежда,

Содержать ее нужно опрятной и свежей.

Чистить, гладить, стирать и сушить,

Поносить, а потом аккуратно сложить.

По сезонам одежду всегда выбирают.

Летом жарким, конечно же, шубу снимают.

А холодной зимой ходят в теплой одежде.

Не промокнуть в плаще есть весною надежда.

Куртки, брюки, пальто и штаны,

Платья, юбки человеку нужны.

Все, что мы надеваем, одеждой зовется.

И название — это запомнить придется.

(Беседа по содержанию стихотворения)

  • Что такое одежда?
  • О какой одежде говорится в стихотворении?
  • Какие предметы одежды вы знаете еще?
  • Чем украшают одежду?
  • Для чего человеку нужна одежда?
  • Как нужно ухаживать за одеждой? Для чего?
  • Почему животные не носят одежду, а люди носят?
  • Чем одежда мальчиков отличается от одежды девочек?

2. Упражнение «Расскажи, какая бывает одежда?»

 Как называется одежда, которую носят только женщины? – женская

 как называется одежда, которую носят только мужчины? – мужская

как называется одежда, которую носят только дети? – детская

 как называется одежда, которую носят только зимой? – зимняя

 как называется одежда, которую носят только летом? —  летняя

как называется одежда, которую носят весной и осенью? —  демисезонная

 как называется одежда, которую носят только дома? – домашняя

 как называется одежда, которую носят рабочие? – рабочая

как называется одежда, которую носят спортсмены? – спортивная

как называется одежда, которую носят военные? — военная

 как называется одежда, которую носят в праздники? —  праздничная

А ещё есть верхняя одежда, что это за одежда? (шуба, пальто, куртка и.т. д.).

А нижнее белье, что это за одежда? (майка, трусы).

Показ картинок и презентации

3.Остановка «Универмаг». Игра «Приятные покупки»

Мама с дочкой пришли в магазин и купили себе одинаковую одежду. Только маме – большую, а дочке – маленькую. Кто продаёт одежду? – продавец

А покупает? – покупатель.

Назови, что купили дочке.

Взрослый называет слово, ребёнок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Маме купили платье, а дочке – платьице

Маме купили юбку, а дочке – ….

Маме купили свитер, а дочке – ….

Маме купили куртку, а дочке – ….

Маме купили блузку, а дочке – ….

Маме купили брюки, а дочке – ….

Словарь:

(Косынка, колпак, панама, туфли, ботинки, сапоги, тапки, кроссовки, трусы, сарафан, колготки, платье, майка).

4.Остановка «Ателье»

Кто шьёт одежду? – швея, портной.

Кто кроит одежду, снимает мерки? – закройщик.

Кто придумывает фасон, модель одежды? – модельер.

Упражнение «Какой, какая, какое?» 

Как называется костюм, сшитый из шерсти?   (шерстяной).

Как называется платье, сшитое из шелка? (Шелковое)

Как называется юбка, сшитая из ситца? (Ситцевая)

Как называется футболка, сшитая из трикотажа? (Трикотажная)

Как называется рубашка изо льна? (Льняная)

Как называется пальто, сшитое из драпа? (Драповое)

Как называется юбка, сшитая из бархата? (Бархатная)

Как называется плащ, сшитый из кожи? (Кожаный)

Как называется шуба из меха? (Меховая)

5. Остановка «Игровая». Игра «Я один» (с мячом).  Показ презентации.

Шапки – шапка

сапоги – сапог

ботинки – ботинок

шарфы – шарф

туфли – туфель

шлёпанцы –  шлепанец

чешки –  чешек

6.Остановка «Интеллектуальная»

Закрепление знаний детей о деталях одежды, обуви, головных уборах. Усвоение конструкций с предлогом «с».

 Работа с картинками, за столами.

Пример: у меня рубашка с воротником, с длинным рукавом, с карманом, с пуговицами; у меня платье с поясом, с коротким рукавом, с длинным подолом и т.д.

Словарь:

(карман, воротник, воротник, рукава, манжет, подол, пояс, пуговица, кнопка, молния, подошва, каблук, шнурок, язычок, задник, козырек, кисточка и. т. д.)

7. Остановка «Скажи наоборот» (подбор антонимов).

Надевать – снимать

покупать – продавать

обувать – разувать

застегнуть – расстегнуть

одевать – раздевать

стирать   – сушить

повесить – снять

гладить – мять

завязать – развязать

8. Упражнение «Четвертый лишний».

Слушайте внимательно и скажите, какой из предметов, названных мною, лишний и почему. Составляйте предложения со словом «потому что».

Пальто, комбинезон, купальник, шарф.

Соломенная шляпа, панама, шерстяная шапка, бейсболка.

Резиновые сапоги, шлепанцы, кожаные ботинки, утепленные кроссовки.

Косынка, берет, сандалии, шляпа. И т.д.

9. На автобусе «возвращаемся» в детский сад и подводим итоги. Воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от «поездки» по городу.

— На каких остановках мы сегодня были?

— О чем мы сегодня говорили?

 — Что вам понравилось больше всего? ФОТООТЧЁТ