Автор: Намм И.В.
учитель-логопед МДОБУ № 37
«Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей подготовительной группы, компенсирующей направленности.
Актуальность.
Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений:
увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания.
Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение всего коррекционного процесса речевого развития.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – индивидуальный, подгрупповой.
По времени продолжения – краткосрочный, 2 недели. (3, 4 неделя сентября)
По характеру контактов – в контакте с семьей.
Участники проекта
– 1. Дети подготовительной группы.
2. Воспитатели группы.
3. Специалист: учитель-логопед.
4. Родители.
Место реализации – МДОБУ № 37
Цель проекта: создать условия для формирования у детей умения управлять органами дыхания, развития нижнедиафрагмальное дыхание.
Задачи проекта:
Образовательные: Познакомить с органами дыхательного аппарата, правильностью и точностью выполнения дыхательных упражнений.
Учить и закреплять умения в выполнении дыхательной гимнастики. Познакомить с игровыми приемами развития дыхательного аппарата.
Развивающие:
Развить старательность и точность при выполнении упражнений.
Развить сильный, плавный, направленный выдох без участия речи. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания Воспитательные:
Воспитывать интерес к достижению результатов.
Ожидаемый результат:
Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Итогом проекта будет являться:
Появиться устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Этапы реализации проекта
Работа с детьми:
Выработка длительного плавного выдоха,
Дифференциация ротового и носового выдоха,
Выработка глубокого вдоха,
Развитие силы голоса и речевого дыхания,
Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
Работа с родителями:
Буклеты для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания»;
Индивидуальные консультации для родителей.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания:
«Горячий чай».
Логопед предлагает ребенку подуть на горячий чай в чашке , чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, ламинируется, пар изображается плотным целлофаном). Ребенок дует на «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки
![](http://xn----37-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/10/2.jpg)
«Ветерок подует, насекомых (снежинку, капельки) сдует».
Сдуть насекомых (вырезанных из бумаги).
![](http://xn----37-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/10/1.jpg)
«Подуем на пушинку».
Сдуть с ладошки пушинку.
![](http://xn----37-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/10/1-1.jpg)
«Игрушка — вертушка».
Логопед предлагает подуть на предмет, обращая внимание, что скорость вращения предмета будет зависеть от силы выдыхаемой воздушной струи».
Упражнения, направленные на формирование нижнедиафрагмального дыхания
Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект.