Участники проекта:
- Воспитанники подготовительной группы
- Воспитатели ДОУ
- Родители
- Музыкальный руководитель
- Учитель биологии
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта:
- формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта:
- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Воспитание бережного отношения к природе.
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
- развитие творческих способностей, речи, мышления.
Вид проекта: групповой (коллективный).
Длительность: среднесрочный (июнь-август).
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Ожидаемый результат:
- Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
- Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
- Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
- Развитие умения рассуждать, наблюдать.
- Развитие речи у детей, активного словаря.
- Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (организационный) этап:
- Определение темы проекта;
- Формулировка цели и определение задач;
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото — и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.).
- Составление плана основного этапа проекта
2. Основной этап:
Планируемая деятельность по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие
- Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
- Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»
- Составление рассказов о насекомых.
- Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
- Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).
Познавательное развитие
- Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;
- Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
- Экскурсия в школу в кабинет биологии;
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
- Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
- ООД «Насекомые»;
- Конструирование книжек — малышек;
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);
- Проведение КВН «Загадочный мир насекомых».
Речевое развитие
- Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
- Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
- Составление описательных загадок про насекомых;
- Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
- ООД «Ох, уж эти бабочки»;
- ООД «Бабочка»;
- Сочинение стихов и сказок о насекомых.
- Чтение произведений:
-К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
-Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,
-В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Художественно-эстетическое развитие
- ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
- ООД по лепке «Бабочка на листочке»;
- ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;
- Рисование по трафарету;
- Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
- Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;
- Оформление книжек – малышек;
- Пение песен и частушек о насекомых;
- Разучивание танца «Порхающие цветочки»;
- Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
- Участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка – красавица».
Физическое развитие
- Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
- Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;
- Артикуляционная гимнастика «Оса»;
- Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
- Релаксация под звуки природы;
- Физкультминутка «Сороконожка»;
- Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
- Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;
- Стихи с движениями «Прогулка»
Работа с родителями
- Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление информационного стенда.
- Проведение консультации по темам:
- «Что читать детям о насекомых»;
- «Как учить с детьми стихи дома»;
- «Расскажите о насекомых»;
- «На природу с ребенком».
- Подготовка детей ко II Всероссийскому конкурсу прикладного творчества «Моя бабочка – красавица».
- Участие в оформлении музыкального зала к итоговому мероприятию: КВН «Загадочный мир насекомых».
- Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, песен, частушек; изготовление эмблем, грамот).
- Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
- Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
- Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).
Продукт проектной деятельности:
- Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.
- Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
- Альбом «Удивительный мир насекомых».
- Мультимедийная презентация.
- Участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка – красавица».
- Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).
Презентация проекта:
- Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении) с презентацией работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка – красавица
- Презентация проекта на педагогическом проекте.
Выводы по проекту:
- Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
- В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
- По результатам проекта было выявлено, что:
- Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
- У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
- У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
- На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
- Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
- В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
- Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.