Проект «Загадочный мир насекомых»

Участники проекта:

  • Воспитанники подготовительной группы
  • Воспитатели ДОУ
  • Родители
  • Музыкальный руководитель
  • Учитель биологии

Актуальность темы:

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

 Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Цель проекта:

  • формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта:

  • Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
  • развитие творческих способностей, речи, мышления.

Вид проекта: групповой (коллективный).

Длительность: среднесрочный (июнь-август).

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Ожидаемый результат:

  • Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
  • Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
  • Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
  • Развитие умения рассуждать, наблюдать.
  • Развитие речи у детей, активного словаря.
  • Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (организационный) этап:

  • Определение темы проекта;
  • Формулировка цели и определение задач;
  • Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
  • Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото — и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.).
  • Составление плана основного этапа проекта

2. Основной этап:

Планируемая деятельность по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
  • Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»
  • Составление рассказов о насекомых.
  • Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
  • Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).

Познавательное развитие

  • Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;
  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
  • Экскурсия в школу в кабинет биологии;
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
  • Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
  • ООД «Насекомые»;
  • Конструирование книжек — малышек;
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);
  • Проведение КВН «Загадочный мир насекомых».

Речевое развитие

  • Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
  • Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
  • Составление описательных загадок про насекомых;
  • Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
  • ООД «Ох, уж эти бабочки»;
  • ООД «Бабочка»;
  • Сочинение стихов и сказок о насекомых.
  • Чтение произведений:

-К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

-Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

-В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Художественно-эстетическое развитие

  • ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
  • ООД по лепке «Бабочка на листочке»;
  • ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;
  • Рисование по трафарету;
  • Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
  • Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;
  • Оформление книжек – малышек;
  • Пение песен и частушек о насекомых;
  • Разучивание танца «Порхающие цветочки»;
  • Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
  • Участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка – красавица».

Физическое развитие

  • Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
  • Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;
  • Артикуляционная гимнастика «Оса»;
  • Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
  • Релаксация под звуки природы;
  • Физкультминутка «Сороконожка»;
  • Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
  • Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;
  • Стихи с движениями «Прогулка»

Работа с родителями

  • Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
  • Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
  • Оформление информационного стенда.
  • Проведение консультации по темам:
    • «Что читать детям о насекомых»;
    • «Как учить с детьми стихи дома»;
    • «Расскажите о насекомых»;
    • «На природу с ребенком».
  • Подготовка детей ко II Всероссийскому конкурсу прикладного творчества «Моя бабочка – красавица».
  • Участие в оформлении музыкального зала к итоговому мероприятию: КВН «Загадочный мир насекомых».
  • Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, песен, частушек; изготовление эмблем, грамот).
  • Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.
  • Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
  • Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
  • Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».

3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).

Продукт проектной деятельности:

  • Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.
  • Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
  • Альбом «Удивительный мир насекомых».
  • Мультимедийная презентация.
  • Участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка – красавица».
  • Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).

Презентация проекта:

  • Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении) с презентацией работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка – красавица
  • Презентация проекта на педагогическом проекте.

Выводы по проекту:

  • Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
  • В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
  • По результатам проекта было выявлено, что:
    • Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
    • У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
    • У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
  • На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
  • Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
  • В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
  • Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.