Роль игры-драматизации в дошкольном образовании

Детский сад – это место, где ребенок находится большую часть времени, где он получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Одна из целей образования, согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам, является воспитание любознательных, активных, физически развитых, эмоционально отзывчивых детей овладевших средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для воспитания этих качеств используются различные методы, я применяю к этим методам метод «игра-драматизация». Драматизация способствует самовыражению ребенка, его самоутверждению в группе сверстников. Игра-драматизация развивает речь, эмоции и чувства, решает вопросы социализации детей,  коммуникативности, учит выходить из трудных ситуаций.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, воспитание. В игре развивается чувство коллективизма, воображения, целеустремленности, сообразительности, организованности.

Этапы игры-драматизациим включают в себя знакомство со сказкой, распределение ролей освоение сказки, репетиции сказки, показ сказки зрителям. Дети воспроизводят содержание сказок, поведение персонажей, изображают действующих лиц, ведут диалоги. Особенно яркую окраску приобретает драматизация, если изготовлены декорации, костюмы, маски.

Характерное для игры-драматизации образное, яркое изображение социальной действительости, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии, побуждает их думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения, способствует совершенствованию умственного развития и совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается память, у ребенка улучшается диалогическая речь, грамматический строй.

Содержание инсценировок имеет нравственную направленность. Это дружба, доброта, честность, смелость. Разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на детей как положительных, так и отрицательных образов, поскольку отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать положительным персонажам.

Художественная литература формирует чувство языка, художественный вкус, умение слышать выразительность речевой интонации. Я пользуюсь таким методом: читаю сказку, разбираю сказку с детьми, а потом через какое-то время, рассказываю эту сказку с различными интонациями голоса. Я заметила, что детям больше нравится рассказаная сказка, они с удовольствием слушают ее даже без показа картинок. В рассказе сказки я использую не только голосовую интонацию, но и мимику, и жесты, как бы проигрываю сказку. Дети сами представляют картину сказки и потому с удовольствием играют в инсценировке сказки.

Творчеству детей способствует сотрудничество с родителями. Они помогают делать декорации, изготавливают костюмы, помогают учить текст.

Заключение

Драматизиция поднимает детей на более высокую ступень развития, она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.