Деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию)

Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников — неотьемлемая часть обшей культуры государства.

Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые ;неоднородная информация об армии и событиях,происходящих в ней; молодёжной среде все чаще отмечаются факты,связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации пропагандируют иностранный уклад жизни.

Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России,семье.Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно — патриотического воспитания детей.

Данная игра для педагогов,предоставляет возможность совершенствовать работу ДОУ по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников,

симулирует потребность педагогов в проявлении творчества в образовтельном процессе. 

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Формирование навыков сотрудничества педагогов при решении творческих заданий.

Задачи:

1. Систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

2. Создавать условия для личной и профессиональной самореализации, повышать творческую активность педагогов.

3. Выявлять и распространять передовой педагогический опыт работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность:

Ведущий: Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души.

А что такое Родина?

  • Тренинг на создание образа «Родина».

 Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Прежде чем начать деловую игру  по нравственно-патриотическому воспитанию.

Давайте сначала разберёмся в понятиях: (Слайд №2,)

  • «Родина»
  • «Патриотизм»
  • «Гражданственность»
  • «Национальность»
  • «Нация» 

Определение понятий (слайд№3.)

“Родина” — отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле — чье-либо место рождения.

“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

— А понятия Нация и Национальность? Это одно и то же?

“Национальность” — историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры.

“Нация” — исторический союз Национальностей, совместное существование которых порождает Идею единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства.

Таким образом, Нация и Национальность — это два совершенно разных понятия. Основой объединения людей по Национальности  является этническое родство и духовная сущность, то есть его вера.

Что является правовой основой патриотического воспитания?

(слайд №4)

— Конституция Российской Федерации (Слайд№5)

— Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы”, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального

Ведущий: Давайте теперь ответим на некоторые вопросы.

Педагогический тренинг (Слайд№6)

1.Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

(Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны. )

2.Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

(Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ . ( В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.)

3.Назовите формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию? (Слайд№7)

— Традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся:

 родительские собрания, конференции, “Круглые столы”, консультации и др.

К индивидуальным формам беседы консультации.

Наглядно-информационные формы:

записи на магнитофон бесед с детьми,

видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;

фотографии, выставки детских работ,

стенды, ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

  • Информационно – аналитические:

Проведение срезов, тренинги, опросы, «Почтовый ящик»;

  • Наглядно-информационные формы:

Информационные проспекты для родителей;

Выпуск газет, организация  мини — библиотек

Досуговые: досуги ,праздники, выставки детско – родительских раб, семейные проекты, семейные вечера .

  • Познавательные:

семинары, практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, игры с педагогическим содержанием, библиотека для родителей, семейный клуб, познавательно игровые викторины, дни открытых дверей.

Все формы работы — традиционные и нетрадиционные — направлены на то, чтобы наладилась связь с семьей, чтобы родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.

Ведущий: А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы

  • Игра «Опишите  герб РОССИИ». (Слайд№8)

• Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)

— Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

— Что держит орел в правой лапе? (скипетр)

— Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)

— А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)

— А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)

Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

— единство;

— верность;

— силу;

— власть.

А теперь давайте проверим. ( Показ на слайда)

  • «Знатоки русской народной культуры» (Слайд№9)

Ведущий: Вам нужно восстановить пословицы

Нет в мире крашекогда над ней крыша одна.
Глупа та птица,А своё село всё на уме.
Если дружба велика,Чужбина  — мачеха.
Семья сильна,хорошие дети растут.
Человек без Родиныбудь и сыном своего народа.
В хорошей семьеЧто соловей без песни.
Будь не только сыном своего отцаРодины нашей.
Родина – мать,которой свое гнездо не мило.
Живёшь на стороне,будет Родина крепка.

Поразмышляйте  (практическая часть)

Педагогам предлагается задание в виде таблицы, где они должны спрогнозировать свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми на будущее. Выявить положительные и отрицательные факторы.

важносейчас и потом201920202025
+   
_   
    

Итог: (Слайд№10)

Ведущий.

И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А.С. Макаренко

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С.Макаренко

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестно.