Дорогие родители !
Вы — первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая школа – Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребёнку на всю жизнь : одна – корни, а другая — крылья.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту в детстве – к жизни в семье: даже убелённый сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему учила меня моя мать», «то, что показал мне отец», «то, чему меня учили дома». Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.
«Годы чудес» — так называют исследователи первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребёнок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.
В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать : «Где тут взять время, чтобы ещё чему-то учить?». Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.
ДЕЛАЙТЕ ! Радуйтесь Вашему малышу!
- Если вы увидели, что ребёнок что-то делает, начните «параллельный» разговор ( комментируйте его действия).
- Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим успокаивающим, тоном.
- Когда ребёнок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
- Установите чёткие и жёсткие требования к ребёнку.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Говорите медленно.
- Будьте терпеливы.
- Сначала спрашивайте «ЧТО?»; «ПОЧЕМУ?» спросите, когда малыш подрастёт.
- Каждый день читайте ребёнку.
- Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
- Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
- Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
- Старайтесь, чтобы ребёнок вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
- Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, сказок и стихов: пусть он слушает их снова и снова.
- Помогите ребёнку выучить его имя и фамилию.
- Если ребёнок начал что-то коллекционировать – кораблики, машинки крышки от бутылок – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
- Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, филармонии, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству с вашим домом.
- Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
- Будьте примером для ребёнка: пусть он видит, какое удовольствие получаете Вы от чтения газет, журналов и книг.
- Не теряйте чувство юмора.
- Проблема отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
- Не перебивайте ребёнка, не говорите, что Вы не поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.
- Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-нибудь другим.
- Не требуйте сразу слишком многого: пройдёт немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
- Не говорите: « Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».
- Не надо критиковать ребёнка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей
- Не надо устанавливать для ребёнка множества правил: он перестанет обращать на них внимание.
- Не перестарайтесь, доставляя ребёнку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
- Не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания : всех логических связей, всех Ваших чувств («Мама устала»), абстрактных рассуждений и объяснений.
- Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребёнке: небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса.
- Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.