Самообслуживание — основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива.
Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В процессе самообслуживания он узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность. Повторяемость режимных вопросов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.
Труд по самообслуживанию развивает у ребенка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.
Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи. Трехлетние дошкольники еще недостаточно умелы, ловки, и многие матери стремятся избавить ребенка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать, или не хватает терпения. Поэтому они сами быстро натягивают ребенку колготки, зашнуровывают ботинки. Кажется, все хорошо: ребенок одет и играет. Но родители даже не осознают, что тем самым они отнимают у сына (дочери) его дело, его работу. Упускается драгоценный момент, которого потом не вернешь. Младший дошкольник, как правило, охотно делает только то, что ему интересно, а в этом возрасте ему интересно все: ведь он только познает мир, и каждая вещь, ее качества и изменения для него новы. Вот колготки собраны » гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Резинка маленькая, а потянешь — она вытягивается, становится длинной и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается — и вдруг пролезла в петлю.
Ребенок чувствует себя победителем. Вот здесь то и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребенка это интересный занимательный труд. Пусть малыш повозится со своими колготками, ботинками — надо ему предоставить по возможности на это время. А родителям, занимаясь своим делом незаметно оказывать помощь, поощрять, помогать довести начатое дело до конца. Постепенно у ребенка приобретается навык, он осваивает целый ряд движений, и ему уже не нужно затрачивать столько усилий, интерес его переключается на другое, остается привычка делать все самому. Если не воспитывать этой привычки, то позднее, когда ребенок подрастет, его уже придется с трудом приучать к самообслуживанию. Родители же будут удивляться: откуда взялись эта неумелость и не желание трудиться.
Но виноваты-то они сами. Для ребенка четвертого года жизни результат его усилий становится значимым прежде всего в оценке взрослого. Поэтому его стремлению быть способствует прежде всего одобрение. Замечать нужно не только достижения ребенка в данный момент («Молодец, Саша, сам застегнул курточку»), но и то, что еще плохо получается, щадя при этом зарождающееся детское самолюбие. Надо внимательно относиться ко всему, что делает ребенок, вместе с ним разобраться, что тут хорошо,а что плохо и почему. Это поможет ребенку быстрее понять свои ошибки, утвердиться в достигнутом и в следующий раз постараться сделать лучше.
Элементарная трудовая деятельность ребенка 4-го года жизни еще очень тесно связана с игрой. Он стремиться внести игру в любое занятие: умываясь, играет с водой, во время еды играет ложкой и т. д. Эту особенность детей надо учитывать и не злоупотреблять замечаниями и обвинениями, относясь с пониманием к детской потребности играть, к стремлению превращать окружающие предметы в объекты для игры, но в то же время надо учить ребенка отличать игру труда; спокойно, но в то же время настойчиво добиваться, чтобы он доводил начатую работу до конца. Любовь ребенка к игре можно использовать с целью повышения его интереса к самообслуживанию, если этот интерес угас или ребенок по какой-то причине не хочет выполнять, то или иное дело.
Например, ребенок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому все нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно. Или сказать, что завтра вы вместе будете ремонтировать машины, а для этого их надо сегодня аккуратно поставить в гараж и т. п. Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания. С помощью игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребенок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания. Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов. А самое главное предъявляя требования к ребенку, родители в то же время должны предъявлять требования и к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер, он берет пример прежде всего с родителей.
Воспитатель: Доценко Л.Н.