«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.

Задачи:

1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;

2. учить, правильно подбирать текст для обучения детей пересказу;

3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.

Добрый вечер, уважаемые родители!

— Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.

— Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?

— В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один — два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.

— Зачем нужно учить детей пересказу?

— В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:

  • Обогащается и расширяется словарь;
  • Формируются навыки словоупотребления;
  • Усиливается языковое чутье;
  • Внимание и интерес к образному слову.

Развиваются все психические процессы:

  • Внимание (умение внимать);
  • Память (запоминание текста);
  • Мышление (логика изложения).

Возрастает роль произвольно- волевых процессов:

  • Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.

— Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?

Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».

Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.

Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.

В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:

— учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;

— передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

— излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.

— Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)

— Почему выбрали первый текст, а не второй?

— Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?

— Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.

— Что нужно делать после чтения текста?

— Конечно, побеседовать о прочитанном.

— Какие будите задавать вопросы?

— Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.

— Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!

— Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.

— При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.

— Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.

— Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.

Теперь давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.

— Ребята послушайте интересную сказку. Сели удобно.

Читаю сказку.

— Как называлась сказка?

— Что при встрече сказала Лиса Раку?

— Как Рак ответил Лисе?

— Каким голосом говорила Лиса? Рак?

— Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?

— Когда Рак отцепился от Лисы?

— Что услышала Лиса от Рака?

Молодцы ребята отвечали на вопросы хорошо.

Физминутка.

— Ребята послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.

Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.

(Кому-то одному и по ролям.)

Молодцы ребята рассказали хорошо.

— Что узнали нового?

Спасибо за встречу!