Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.
Задачи:
1. показать, как обучение пересказа влияет на всесторонние развитие ребенка;
2. учить, правильно подбирать текст для обучения детей пересказу;
3. познакомить родителей с методикой обучения детей пересказу.
Добрый вечер, уважаемые родители!
— Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома.
— Как вы считаете, нужно ли обучением пересказу текста заниматься с детьми дома?
— В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь родителей. Мы в детском саду на занятиях по развитию речи занимаемся обучением детей пересказу один — два раза в месяц. Этого не достаточно для наших детей, т.к. умение пересказывать в дальнейшем пригодиться детям в успешном обучении в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
— Зачем нужно учить детей пересказу?
— В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:
-
Обогащается и расширяется словарь;
-
Формируются навыки словоупотребления;
-
Усиливается языковое чутье;
-
Внимание и интерес к образному слову.
Развиваются все психические процессы:
-
Внимание (умение внимать);
-
Память (запоминание текста);
-
Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно- волевых процессов:
-
Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.
— Как вы считаете, можно ли для пересказа брать любое произведение? Почему?
Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, т.к. ребенку будет сложно запомнить данный текст, например, вот такое произведение Ушинского «Лошадь».
Для пересказов с детьми предлагаю перечень произведений, которые вы можете с детьми рассказывать дома.
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.
В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе:
— учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;
— передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
— излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Поэтому, обучая, детей пересказу на занятиях по связной речи мы решаем, все эти задачи и призываем вас помочь, нам в этом.
— Теперь послушайте два текста и определите, какое из этих произведений можно взять для пересказа? (Сказка «Лиса и рак», «рассказ. К. Д. Ушинского Петушок».)
— Почему выбрали первый текст, а не второй?
— Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением? Почему?
— Конечно, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
— Что нужно делать после чтения текста?
— Конечно, побеседовать о прочитанном.
— Какие будите задавать вопросы?
— Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
— Побеседовали надо сразу пересказывать текст с ребенком? Ваше мнение!
— Конечно, надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
— При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
— Прочитали сказку, а теперь можете предложить ребенку пересказать.
— Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.
Теперь давайте поиграем. Проведем небольшое занятие.
— Ребята послушайте интересную сказку. Сели удобно.
Читаю сказку.
— Как называлась сказка?
— Что при встрече сказала Лиса Раку?
— Как Рак ответил Лисе?
— Каким голосом говорила Лиса? Рак?
— Что сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?
— Когда Рак отцепился от Лисы?
— Что услышала Лиса от Рака?
Молодцы ребята отвечали на вопросы хорошо.
Физминутка.
— Ребята послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить.
Читаю сказку и предлагаю родителям рассказать.
(Кому-то одному и по ролям.)
Молодцы ребята рассказали хорошо.
— Что узнали нового?
Спасибо за встречу!