«Маленькие пешеходы»

Проект по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улице

Актуальность проблемы.

Правила дорожные — знать каждому положено.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В городе Новосибирске ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

— незнание дошкольниками элементарных правил;

— стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

— безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего, через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.

Знакомство дошкольника с ПДД.

Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему.  Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду. Полученные знания детей в рамках  «тематической недели», закрепляем затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок.  Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации. Уже больше года мы используем в своей работе обучающие занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора». В каждом конкретном случае мы продумываем форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально. Работу мы ведём систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседуем с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.). Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и повторяем детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Работа с детьми

Вопросы для проверки знаний детей по ПДД.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое улица?

Улица — часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями, школами и детскими садами.
2

Что такое дорога?

Дорога — часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.
3 Что такое проезжая часть? Проезжая часть — часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
4

Что такое тротуар?

Тротуар — часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от неё газонами.
5 Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход — участник проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.
6 Что такое перекресток? Перекресток — место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.
7 Что такое остановка? Остановка — место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.
8 Что такое железнодорожный переезд? Железнодорожный переезд — пересечение дорог и железнодорожными путями.
9 Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
10 Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные.

Вопросы для проверки знаний по теме «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»

№ п/п

Вопрос

Ответ

1 Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.
2 Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому,
что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.
3 Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП, травмой или смертью.
4 Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок
может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.
5 Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.
6 Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей части разрешается детям после 14 лет Маленькие должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь, нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.
7 Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.
8 Почему нельзя кататься с горки коло проезжей части даже если машин нет? Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель не рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет к серьезным травмам или гибели ребенка.
9 Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах? Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в
специально отведенных местах.
10 Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?

Почему оно безопасное?

Во дворе, в специально отведенном месте.

Она находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте.

№ п/п Вопрос Ответ
1 Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
2 Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.
3 Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным? Около автобусной остановки очень интенсивное движение и пассажир может попасть под машину.
4 Как пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.
5 Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну.

В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобус, а иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.

6 Что еще нельзя делать в автобусе? В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.

Беседа с детьми «Мы идём по тротуару»

Дорогие ребята! Вы, конечно, знаете, что городские дороги поделены между пешеходами и машинами.

Что такое дорога? У этого слова немало значений! Это и полоса земли, предназначенная для передвижения, и путь сообщения, и место, по которому можно пройти или проехать, это и путешествие, и направление действия. Например, нередко мы слышим, как про кого-то говорят: «он выбрал нелёгкий путь военного» или «их дороги разошлись».

Но по правилам дорожного движения, которые мы станем вместе с вами изучать, дорогой называют обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли.

Дорога состоит из нескольких элементов.

Во-первых, это проезжая часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств.

Во-вторых, тротуар, элемент дороги, предназначенный для передвижения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделённой от неё, как правило, бордюром.

В-третьих, обочина – часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части на одном с ней уровне.

Для чего служит обочина?

Верно! На обочине останавливаются автомобили, по ней могут двигаться и пешеходы.

В-четвёртых, разделительная полоса – конструктивно выделенный элемент дороги, не предназначенный для движения или остановки транспорта и пешеходов.

Иногда в разговорной речи мы употребляем слово «улица». Если заглянуть в словарь, то мы прочтём, что улица – это «пространство вне жилых помещений, под открытым небом» (словарь С.И. Ожегова).

По дороге мчатся автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, все вместе они называются транспортом.

По краю проложены специальные пешеходные дорожки – тротуары. Они отделяются от проезжей части улицы невысоким бордюром.

По тротуару идут пешеходы: женщины везут коляски, мамы ведут детей, неспешно передвигаются пожилые люди и все остальные граждане.

Послушайте стихотворение.

Я сегодня пешеход.

Я сегодня пешеход,

У меня неслышный ход.

Нет колёс и нет руля,

Под ногой моя земля.

Никого я не толкаю,

Никого не обгоняю,

В детский садик я иду,

Брата за руку веду.

Говорю ему: «Борис!

Правой стороны держись!

Двигайся спокойно, чинно,

Путь у нас совсем не длинный!

Скажут: «Кроха-пешеход

В садик правильно идёт.

Давайте вместе заглянем в Правила дорожного движения и точно узнаем, кого же мы называем пешеходом.

«Пешеходом называют человека, находящегося вне транспортного средства на дороге и непроизводящего на ней работу»

Нахождение человека на дороге – главное обстоятельство для определения его как пешехода независимо от того, на каком элементе дороги (тротуаре, проезжей части, обочине) он  находится. В понятие «пешеход» включаются и лица, ведущие велосипед, и лица, передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя.

Ходить по тротуару следует, соблюдая, определённые правила.

Правила поведения на тротуаре.

Идти нужно, держась правой стороны.

Нельзя бежать, расталкивая прохожих.

Нельзя ездить на роликовых коньках, велосипеде, самокате! Вы можете задеть других прохожих, толкнуть их, нанести травму. Кататься на роликовых коньках, велосипеде, самокате можно в парке, на стадионе, спортивной площадке.

Дорогие ребята! Нужно помнить правила поведения на тротуаре и строго соблюдать их, чтобы в дальнейшем избежать травм. Ведь несоблюдение правил поведения пешеходом может привести к неприятным ситуациям на дороге.

Как нужно вести себя пешеходу, идущему по тротуару?

Правильно! Идти спокойно, не спеша. Никого не обгонять, не толкать, не затевать игр и беготни. Идти по тротуару следует, держась правой стороны.

Кто расскажет мне, чего нельзя делать на тротуаре?

Верно! Ездить на роликовых коньках, на самокате и велосипеде. Взрослый человек должен вести ребёнка за руку. Тротуар – это не спортивная площадка, а специальная часть дороги. Здесь нельзя играть ни в мяч, ни в бадминтон, ни в другие игры.

Конспект занятия по ПДД «Зелёный огонёк»

Программное содержание:

Продолжать воспитывать у детей культуру поведения на улице.

Учить не нарушать правила дорожного движения, иначе может случиться непоправимое.

Закрепить знания о знаках дорожного движения: железнодорожный переезд со шлагбаумом, животные на дороге, въезд запрещен.

Уметь подробно описать знак и его назначение.

Познакомить со стихотворением «Три чудесных света».

Закрепить представление о светофоре и его сигналах.

Ход занятия:

Настольный театр «Красная шапочка».

Волк:

Куда ты, девочка, спешишь?

И почему теперь молчишь

Что там, в корзиночке твоей

Мой завтрак, видно, дай скорей!

Красная шапочка:

Иду я к бабушке своей

Она болеет, плохо ей,

Несу я маслица горшок,

И очень сладкий пирожок.

Волк:

Зубов и так нет у меня,

Неси все бабушке, дитя,

А где же бабушка живет?

Красная шапочка:

А там, за лесом, поворот.

Потом идти лесной дорогой,

От мельницы еще немного.

Волк:

Знаешь что, и я пойду,

Бабушку твою найду.

Покороче нужен путь…

А! Добегу как-нибудь !

(Волк видит знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» переезд закрывается шлагбаумом)

Волк:

Что за палка, вдруг, свалилась?

Искры сыплются из глаз

Все вокруг, вдруг, закружило

Шишка…Разозлюсь сейчас.

Что за знак стоит

Кто мне объяснит?

(Дети отвечают, а Волк идет дальше, видит знак «Животные на дороге».)

Волк:

Уходи скорей, прошу,

Или больно укушу.

Что за знак стоит, кто мне объяснит?

(Дети отвечают, а Волк продолжает путь. Впереди знак «Въезд запрещен».)

Волк:

Вот и все приехал я,

Здравствуй, бабушка моя!

(Падает в канаву).

Волк:

Что за знак подвел меня?

Выбил зуб последний я.

Воспитатель:

Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Знаки эти нужно знать,

Надо знаки уважать!

Физминутка инсценировка песни «Детский сад идет»

Красный свет на светофоре, здесь прохожий не спеши.

Целый день гудят моторы проезжающих машин.

И движение такое, что гляди во все глаза,

Почему же так внезапно зазвенели тормоза?

Это детский сад вдоль по улице шагает,

До чего же солнечный выдался денек!

Детский сад идет, светофоры зажигают,

Свой зеленый огонек!

Малыши шагают в парах, им не страшен переход,

Пусть вовсю на тротуарах улыбается народ.

Дружно топают сто ножек, а машины встали в ряд.

Пассажиры из окошек загляделись на ребят.

Воспитатель: Посмотрите, дети, на этот знак. Как он называется? В красном треугольнике на белом поле нарисован забор. (Железнодорожный переезд со шлагбаумом). А этот знак, красный треугольник по белому полю бежит лось называется… («Животные на дороге»). На красном круге белый прямоугольник, этот знак знает каждый. Он называется…Правильно, «Въезд запрещен».

Игра «Кто первый добежит до знака».

(По сигналу воспитателя дети бегут, поднимают вверх знак и называют его).

Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чем оно?

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,

Горим мы день и ночь-зеленый, желтый, красный.

Наш домик светофор, мы три родные брата,

Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам

Мы три чудесных света, ты часто видишь нас,

Но нашего совета не слушаешь подчас.

Самый строгий-красный свет, если он горит

Стоп! Дороги дальше нет! Путь для всех закрыт!

Чтоб спокойно перешел ты слушай наш совет-жди!

Увидишь скоро желтый в середине свет.

А за ним зеленый свет вспыхнет впереди,

Скажет он: «Препятствий нет, смело в путь иди!»

Коль выполнишь без спора сигналы светофора,

Домой и в садик попадешь, конечно, очень скоро.

Игра «Сигналы светофора».

Дети свободно перемещаются по группе на зеленый кружочек, останавливаются — на красный.

Воспитатель: (показывает красный кружок)

Самый строгий красный свет,

Если он горит-стоп!

Дороги дальше нет!

Путь для всех закрыт.

(Показывает зеленый кружок)

Зеленый свет вспыхнет впереди,

Скажет он: «Препятствий нет, смело в путь иди».

(дети повторяют эти строки)

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что вам особенно запомнилось? Что понравилось на занятии?

Чтоб не волновались каждый день родители.

Чтоб спокойно мчались улицей водители.

Вы должны знать и строго соблюдать

Правила дорожного движения.

Работа с воспитателями.

Методические рекомендации в помощь воспитателю по правилам дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий:

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

• Физиологические

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребёнка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 се. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

• Психологические

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.

Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:

Набор транспортных средств

Иллюстрации с изображением транспортных средств

Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.

Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)

Организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.

Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.

Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения

Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.

Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

Уголок может быть оформлен так:

Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации

Книжка-раскладушка

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»

«Внимание – мы ваши дети!»

«Ребёнок имеет право жить!»

«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе

Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей

Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения

Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.

Приложение.

Приложение № 1. Конкурс «Знатоки дорожных наук»

Цель: популяризация Правил дорожного движения среди воспитанников и родителей.

Задачи:

1. В игровой форме закреплять знания детей по ПДД.

2. Развивать творческую активность, логическое мышление, внимательность.

3. Воспитание детей законопослушными пешеходами на примере родителей.

Участники: 2 команды по 6 человек (взрослые и дети)

Предварительная работа:

1. Изготовление плакатов по ПДД.

2. Чтение художественной, учебной литературы,

3. Подвижные, дидактические игры по ПДД

Оборудование и материалы:

1. Проектор, мольберты.

Ход конкурса:

Ведущий: Здравствуйте, ребята, гости! Мы с вами встретились, чтобы поговорить на очень важную тему — о правилах дорожного движения.

Улицы, дороги, перекрестки

Площади, проспекты и мосты

Маленький ли гражданин, иль взрослый

Все должны быть с городом на ты.

Ох, и не простой язык дорожный

Здесь не фразы слышим, не слова

Выучить сигналы очень сложно

Речь дорог серьёзна и строга.

— Сегодня в нашем конкурсе «Знатоков дорожного движения» участвуют две команды. Пожалуйста, встречайте!

Команда………….

Команда………….

Команды приветствуют друг друга.

— Я представляю вам членов нашего жюри.

— Болельщики приветствуйте участников.

— Команды займите свои места. Итак наш конкурс начинается.

1. конкурс «Разминка» (конкурс оценивается в 5 баллов)

Команды выбирают карточки с заданием:

1. Расскажите правила поведения пешеходов.

2. Расскажите правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

Ведущий: Молодцы участники! Жюри оценивает результаты конкурса. Все мы знаем, что на дороге нас подстерегает множество опасностей.

2 конкурс – «Дорожные ловушки».

На экране появляется фото с определенной ситуацией на дороге, команде нужно объяснить, какая опасность присутствует в этой ситуации, на обсуждение дается время 1 мин.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, послушаем наших болельщиков, что они нам расскажут о правилах дорожного движения.

Муз.игра с болельщиками.

Ведущий: Жюри объявит нам результаты (этот конкур оценивается в 3 балла)

3 конкурс «Исключи лишний знак».

— Все мы знаем, что знаки бывают запрещающими, предписывающими, информационно-указательными, существуют знаки сервиса. Сейчас появится слайд с дорожными знаками, и командам нужно будет указать и объяснить, какой знак на слайде лишний (команда, первая подавшая сигнал будет отвечать, конкурс оценивается в 5 баллов)

Игра подвижная с болельщиками.

4 конкурс «Блиц- опрос» (команда первая подавшая сигнал – отвечает, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

Командам предлагается ответить на вопросы.

1. Можно ли переходить дорогу, если она просматривается в обоих направлениях?

— Можно

— Нельзя

2. Кто пользуется преимуществом на пешеходном переходе, обозначенном разметкой «зебра»?

— Пешеходы

— Водители

3. Какие меры наказания применяют к пешеходам, нарушившим Правила дорожного движения?

— Штраф

— Предупреждение

— Заключение под стражу

4. Что обозначает мигание зеленого сигнала светофора?

— Скорую смену сигнала

— Что перекресток является нерегулируемым

— Движение запрещено

5. Как безопаснее обходить автобус?

— Спереди

— Сзади

— Подождать пока автобус уедет

6. Что должен предпринять пешеход, двигаясь по проезжей части в темное время суток?

— Применять прибор ночного видения

— Применять светлую одежду

— Прикреплять к одежде светоотражатели

— Не ходить в темное время суток

Игра с болельщиками «Автомульти».

Болельщики своими правильными ответами могут принести команде дополнительные баллы, тот, кто первый поднимет руку, будет отвечать.

1. На чем ехал Емеля? (на печке)

2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон? (вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)

5. Во что превратила добрая Фея тыкву? (карету)

6. На чем летал старик Хоттабыч? (ковер-самолет)

7. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Басеиной? (на поезде)

8. На чем катался Кай? (на санках)

5 Конкурс «Домашнее задание».

Командам было дано домашнее задание – придумать новый дорожный знак.

Каждая команда демонстрирует свой знак, команда соперников — дает ему объяснение.

6 конкурс «Отгадай ребус».

Командам предлагается разгадать ребус, команда, справившаяся с заданием первой, выигрывает.

7 конкурс «Зашифрованное письмо» (Выигрывает команда, справившаяся первой с заданием)

1. Прежде, чем перейти проезжую часть, найди безопасное место для перехода.

Остановись у края тротуара. Сначала посмотри налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по пешеходному переходу. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!

2. Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения!

Прежде чем переходить проезжую часть, убедитесь в её полной безопасности. Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Транспорт сразу остановить нельзя.

Ведущий: Жюри подводит окончательные итоги нашего конкурса знатоков дорожного движения.

Болельщики подержат свои команды финальной песней.

Жюри объявляет победителей конкурса, награждение участников.

— Вот и подошел к концу наш конкурс. Спасибо всем участникам, жюри и болельщикам мы желаем вам безопасных дорог, примерных пешеходов и пассажиров.

Приложение № 2. Работа с родителями

Уважаемые мамы и папы!

Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.

Зная индивидуальные черты своего ребенка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент), продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчивость, но не навязчиво, систематически и терпеливо.

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

На прогулке, по дороге в детсад и домой закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.).

Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила.

Ходить по тротуару следует с правой стороны.

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны.

Переходить дорогу полагается только шагом.

Необходимо подчиняться сигналу светофора.

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть.

Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

Играть можно только во дворе.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути домой споет вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что увидел. Почитайте ему подходящее произведение и обязательно побеседуйте о прочитанном.

Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!

Экспресс — тест для родителей

Цель  определить уровень знаний, умений по ПДД, передаваемых родителями детям.

Необходимо выбрать наиболее предпочтительное решение из двух вариантов; А и Б:

А- Ребенок должен знать, какие службы экстренной помощи вызвать при ДТП;

Б- Ребенку это не нужно, с ним всегда взрослый.

А- Необходимы беседы родителей о том, что играть на дороге опасно;

Б- ПДД должны обучать в детском саду.

А- Нельзя оставлять детей без присмотра в машинах;

Б- Нужно доверять детям, приучать к самостоятельности.

А- Знакомить детей с различными произведениями литературы, в которых изложены дорожные ситуации;

Б- Дети смотрят в основном телевизионные передачи и сами черпают знания о ПДД.

Ключ к тесту:

Если предпочтения отдается варианту:

А — вы сообщаете ребенку определенные знания. Умения о выполнении правил дорожного движения.

Б — вы осознаете своей роли в предупреждении дорожно-транспортных происшествий с вашими детьми.

Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Объясните ребенку, что это опасно, лучше подождать другой автобус (троллейбус) и т. д.

На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

При посадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

Памятка для родителей – водителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).

Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.

Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улице города»

Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении ваших детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте, на вопросы предлагаемого теста.

1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до трех лет; б) еще до школы; в) в школе; г) с 10 лет?

2. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:

а) готовы б) не готовы; г) возможно?

3. Как вы относитесь к соблюдению ПДД?

a) действую, как мне удобнее и быстрее; б) стараюсь соблюдать; в) всегда соблюдаю.

4. Есть ли в семье автомобиль:

a) да; б) нет.

5. При поездке на автомобиле, где обычно сидит ваш ребенок-дошкольник:

a) на переднем сиденье; б) стоит позади передних кресел в) сидит на заднем сиденье; г) сидит в автокресле на заднем сиденье.

6. Как обычно вы общаетесь с ребенком на тему безопасности на дороге:

a) говорю, чтобы был внимателен на дороге; б) обсуждаем маршрут движения; в) ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД в детском саду

7. Как вы знакомите ребенка с ПДД:

a) в форме игры; б) в форме советов и предостережений?

8. Есть ли у вас необходимая литература, игры по данной теме

a) есть; б) нет

9. Обучение детей правилам безопасности на дороге — это задача в первую очередь:

a) ГИБДД; б) детского сада; в) родителей