Конспект непосредственной образовательной деятельности
по декоративному рисованию
в средней группе
«Украшение фартуков дымковской росписью»
Воспитатель:
Доценко Л.Н.
Тема: «Украшение фартуков дымковской росписью»
Цели и задачи:
Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из кругов, колец, точек, черточек. Рисовать узор на силуэте фартука дымковской барышни.
Учить рисовать концом кисти черточки; точки – приемом тычка; всей кистью – круги, кольца.
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета; умение использовать в дымковской росписи яркие, сочные цвета красок: красный, зеленый, синий, желтый.
Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству.
Создать интерес к дымковской игрушке.
Активизировать в речи слова и выражения: барышня, фартук, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура, горизонтальные черточки.
Предшествующая работа:
— рассматривание дымковских глиняных игрушек, иллюстрации с их изображением, альбом «Дымка»;
— организация выставки дымковских игрушек «Веселая карусель»;
— роспись силуэтов дымковских лошадок, собачек;
— лепка утки с утятами;
— беседа о технике изготовления дымковских игрушек;
— самостоятельная работа в изоуголке;
— работа с трафаретами дымковских игрушек и их роспись.
Материал к занятию:
— музыкальная пьеса «Дымка»;
— взрослый костюм барышни;
— плоскостные фигурки дымковских игрушек на фланелеграфе4
— сундучок;
— объемные дымковские игрушки;
— силуэты дымковских барышень с белыми фартуками;
— мольберт;
— палитры, гуашь, изопринадлежности.
Организация и методика проведения:
Дети сидят полукругом. Включается музыкальная пьеса «Дымка», входит дымковская барышня, пританцовывая.
— Здравствуйте, ребята!
— Как вы думаете, кто я! (дымковская барышня)
— В каком селе я живу? (в селе Дымково)
— А кто делает дымковских барышень, как я? (народные умельцы)
— Ребята, я по вашим внимательным глазам вижу, что вы знаете, как народные умельцы лепят и расписывают дымковские игрушки. Знаете? (да)
Давайте вместе с вами расскажем сказку. Я начну, а вы мне помогайте:
(включается фон музыки)
— «Давным-давно, далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село …» (Дымково). Жили-были в нем народные …(умельцы). Народные мастера любили свое дело, лепили из глины красивые и веселые игрушки. Какие игрушки лепили? (дети перечисляют названия игрушек: козлик, барашек, лошадка, барышня-водоноска…). А вот они спрятались, посмотрите! (открывается волшебный экран-фланелеграф, среди игрушек барышни-образцы) . Какие еще игрушки не назвали? (ответы детей). Нравятся вам эти игрушки? Какие они? (яркие, красивые, нарядные, красочные…). В сказке бывают чудеса, кто расскажет стихотворение про игрушку, то она «оживет». (дети читают стихи о лошадке, барышне-няне, козлике, барышне-водоноске) Из сундучка появляется на подносе объемная игрушка.
Сказка сказывается, а дело делается.
— Из чего лепили игрушки? (лепили из глины)
— Какого цвета использовали глину? (глину красного цвета)
— После лепки фигурки, что делали? (сушили при комнатной температуре)
— А потом? (ставили в печь для обжига, при высокой температуре)
— Что же было после обжига? (белили белой краской и расписывали)
— Чем расписывали дымковские игрушки? (цветным узором)
— Какие использовали краски? (яркие, красную, синюю, зеленую, желтую…)
— Посмотрите, какие элементы использовали умельцы? Показ на образцы росписи. (кружочки, кольца, точки, черточки)
Барышня показывает на листе бумаги рисование кружочков, колец, точек совместно с объяснениями детьми, как рисовать.
— Скажите, узор расписан одним цветом? (разными цветами)
— Молодцы, ребята, помогли мне рассказать сказку о дымковских игрушках. А в сказках бывают песни и хороводы.
Физминутка
Хоровод «Сударушка» (под русскую народную мелодию)
— Посмотрите, а вас дожидаются мои подружки в ярких кофтах, кокошниках, но почему-то они грустные? (фартук без узора)
— Сейчас я вас превращу в народных умельцев и вы распишите фартуки моим подружкам.
Барышня говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс»
— Проходите за свои рабочие места и творите чудеса, расписывайте фартуки знакомым узором.
Барышня проводит индивидуальную работу: С чего ты начнешь рисовать?
Какой выберешь цвет кружочков? Как будешь рисовать колечки? С какого места начнешь рисовать кружочки? и т.д.
Самостоятельная деятельность детей. Дети расписывают силуэты дымковских барышень.
По окончанию росписи, предлагается посмотреть на все работы.
Барышня: «Спасибо вам, ребята, как красиво, аккуратно украсили фартуки моим подружкам. Правильно выбрали цвет краски, элементы росписи.
— как называется узор на фартуке? (дымковский узор)
— Молодцы, ребята. Я обязательно к вам приду ещё со своими дымковскими друзьями.