«Украшение фартуков дымковской росписью»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по декоративному рисованию

 в средней группе

«Украшение фартуков дымковской росписью»

Воспитатель:

Доценко Л.Н.  

Тема: «Украшение фартуков дымковской росписью»

Цели и задачи:

Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из кругов, колец, точек, черточек. Рисовать узор на силуэте фартука дымковской барышни.

Учить рисовать концом кисти черточки; точки – приемом тычка; всей кистью – круги, кольца.

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета; умение использовать в дымковской росписи яркие, сочные цвета красок: красный, зеленый, синий, желтый.

Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству.

Создать интерес к дымковской игрушке.

Активизировать в речи слова и выражения: барышня, фартук, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура, горизонтальные черточки.

Предшествующая работа:

— рассматривание дымковских глиняных игрушек, иллюстрации с их изображением, альбом «Дымка»;

— организация выставки дымковских игрушек «Веселая карусель»;

— роспись силуэтов дымковских лошадок, собачек;

— лепка утки с утятами;

— беседа о технике изготовления дымковских игрушек;

— самостоятельная работа в изоуголке;

— работа с трафаретами дымковских игрушек и их роспись.

Материал к занятию:

— музыкальная пьеса «Дымка»;

— взрослый костюм барышни;

— плоскостные фигурки дымковских игрушек на фланелеграфе4

— сундучок;

— объемные дымковские игрушки;

— силуэты дымковских барышень с белыми фартуками;

— мольберт;

— палитры, гуашь, изопринадлежности.

Организация и методика проведения:

Дети сидят полукругом. Включается музыкальная пьеса «Дымка», входит дымковская барышня, пританцовывая.

— Здравствуйте, ребята!

— Как вы думаете, кто я! (дымковская барышня)

— В каком селе я живу?  (в селе Дымково)

— А кто делает дымковских барышень, как я?  (народные умельцы)

— Ребята, я по вашим внимательным глазам вижу, что вы знаете, как народные умельцы лепят и расписывают дымковские игрушки. Знаете? (да)

Давайте вместе с вами расскажем сказку. Я начну, а вы мне помогайте:

(включается фон музыки)

— «Давным-давно, далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село …»  (Дымково). Жили-были в нем народные …(умельцы). Народные мастера любили свое дело, лепили из глины красивые и веселые игрушки. Какие игрушки лепили? (дети перечисляют названия игрушек: козлик, барашек, лошадка, барышня-водоноска…). А вот они спрятались, посмотрите! (открывается волшебный экран-фланелеграф, среди игрушек барышни-образцы) . Какие еще игрушки не назвали? (ответы детей). Нравятся вам эти игрушки? Какие они? (яркие, красивые, нарядные, красочные…). В сказке бывают чудеса, кто расскажет стихотворение  про игрушку, то она «оживет». (дети читают стихи о лошадке, барышне-няне, козлике, барышне-водоноске) Из сундучка появляется на подносе объемная игрушка.

Сказка сказывается, а дело делается.

— Из чего лепили игрушки? (лепили из глины)

— Какого цвета использовали глину? (глину красного цвета)

— После лепки фигурки, что делали? (сушили при комнатной температуре)

— А потом? (ставили в печь для обжига, при высокой температуре)

— Что же было после обжига? (белили белой краской и расписывали)

— Чем расписывали дымковские игрушки?  (цветным узором)

— Какие использовали краски? (яркие, красную, синюю, зеленую, желтую…)

— Посмотрите, какие элементы использовали умельцы? Показ на образцы росписи.  (кружочки, кольца, точки, черточки)

Барышня показывает на листе бумаги рисование кружочков, колец, точек совместно с объяснениями детьми, как рисовать.

— Скажите, узор расписан одним цветом? (разными цветами)

— Молодцы, ребята, помогли мне рассказать сказку о дымковских игрушках. А в сказках бывают песни и хороводы.

Физминутка

Хоровод «Сударушка» (под русскую народную мелодию)

— Посмотрите, а  вас дожидаются мои подружки в ярких кофтах, кокошниках, но почему-то они грустные? (фартук без узора)

— Сейчас я вас превращу в народных умельцев и вы распишите фартуки моим подружкам.

Барышня говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс»

— Проходите за свои рабочие места и творите чудеса, расписывайте фартуки знакомым узором.

Барышня проводит индивидуальную работу: С чего ты начнешь рисовать?

Какой выберешь цвет кружочков? Как будешь рисовать колечки? С какого места начнешь рисовать кружочки? и т.д.

Самостоятельная деятельность детей. Дети расписывают силуэты дымковских барышень.

По окончанию росписи, предлагается посмотреть на все работы.

Барышня: «Спасибо вам, ребята, как красиво, аккуратно украсили фартуки моим подружкам. Правильно выбрали цвет краски, элементы росписи.

— как называется узор на фартуке?  (дымковский узор)

— Молодцы, ребята. Я обязательно к вам приду ещё со своими дымковскими друзьями.