Конспект занятия на тему «Рассказывание по картине»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Программное содержание:

— учить детей составлять рассказ по картине с использованием схемы.

— упражнять в подборе определений к явлениям (тёплая, пушистая, мягкая…).

— развивать психические функции: воображение, внимание, память.

— расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.

— воспитывать интерес, любовь к животным.

Методические приёмы

Загадка, сюрпризный момент – Волшебник, вопросы по картине, имитации действий, словесная игра «Кругом, кругом», проблемная ситуация: рассыпались картинки, Д/и «Составь целое», рассказ по картине, игровые приёмы: «Войдём в картину», «Что мы слышим?», указания, поощрения, помощь.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животных, игра «загадки-движения», рассматривание картины «Кошка с котятами», знакомство со схемой, словесные игры: «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка», имитация действий с «подзорной трубой» — кто больше заметит интересного, выкладывание целого из частей.


Материал: игрушка-Волшебник, картина «Собака со щенятами»;
разрезные картинки с домашними животными и их детёнышами;
подарки-звёзды.

Индивидуальная работа.

Упражнять в назывании детёнышей животных.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Днем лежит и молчит,

Ночью лает и ворчит,

Кто к хозяину идет —

Она знать дает.»

— Кто это?

Дети: Собака.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: Дома, в будке…

Воспитатель: Собака, это какое животное?

Дети: Собака – это домашнее животное.

(Воспитатель показывает игрушку Волшебника и говорит от его имени.)

Воспитатель: Молодцы! Здравствуйте, мои дорогие друзья! Вы, наверное, обратили внимание на картину, которую я вам прислал?

Дети: Да.

Волшебник: А где же она?

Воспитатель: Да вот же она (вывешивает картину на доску)

Волшебник: Эта картина называется «Собака со щенятами» Мы с вами ее внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ.

Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину и назовите, что интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.

Воспитатель задает вопросы на уточнение: Какого щенка ты увидела? А что делают воробышки? Как смотрит собака? И т. п.

Волшебник: Давайте войдем в картину и представим, что мы рядом,…Что вы слышите?

Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке…

Волшебник: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, лохматые, теплые…

Воспитатель: Как еще можно сказать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет схема. Давайте вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.

Что подсказывает нам первая карточка?

О чем мы будем рассказывать потом?

А дальше?

Чем закончим рассказ?

1. Внешний вид животного, части его тела.

2. Где живет?

3. Чем питается?

4. Как зовут детеныша?

5. Какую пользу приносит человеку.

Воспитатель: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?

Рассказ ребенка…

Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.

Воспитатель: Расскажите о щенке.

Рассказ ребенка…

Воспитатель: О ком ты хочешь рассказать?

Рассказ ребенка…

Воспитатель: Волшебник, послушай и мой рассказ. Эта картина называется «Собака со щенятами»… (описательный рассказ воспитателя по картине).

Волшебник: Очень хорошие рассказы вы составили.

Физкультурная минутка.

Воспитатель:

«Кругом, кругом друг за другом

Поровней держите круг

Словно зайки на лужайке

Мы попрыгаем вокруг (дети имитируют движения)

Как лисички как сестрички

Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)

Словно птички-невелички

Полетаем мы вокруг (дети имитируют движения)

Тише, тише, словно мыши

Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)

Все котятки, все щенятки

Дружно в домике живут (дети имитируют движения).

Волшебник: А на моем дворе живут еще животные. Я хотел показать их вам, да вот беда, ветер-озорник перепутал все картинки…

Воспитатель: Не расстраивайся, мы поможем навести тебе порядок. Поможем волшебнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у вас получился. (Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Кто у тебя получился?

— Какое это животное?

— Как называют ее детеныша?

— Кто мама у котенка?

Вот и замечательно, все справились с заданием, помогли Волшебнику.

Итог занятия.

Волшебник: Интересные рассказы составили вы по моей картине, помогли собрать животных. Я еще буду приходить к вам в группу, а сегодня в подарок

Вам хочу оставить вот эти звездочки.