Консультация для воспитателей ДОО «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

 

Виды кейс – технологии:

— Анализ конкретных ситуаций,

— Кейс – иллюстрации,

— Фото – кейс,

— Проигрывание ролей (ролевое проектирование)

 

Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

 

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.

 

Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

 

Этапы Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .
Мозговой штурм Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия Анализируют, делают выводы.

 

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»

 

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Навык положительного отношения к миру.

 

Пример «Настоящие друзья»

Ситуация: « Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций

Детям предлагается разбиться на пары: один  ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.

Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.

В конце дети и педагог  приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

 

 

 

Технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета.

 

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

 

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию,  диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

 

Технология кейс – стади направлена на:

— Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

— Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

— Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

— Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

— Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

 

Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.

 

Название

этапа

Деятельность взрослого Деятельность детей
1.Постановка проблемы Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему.

 

Присваивает проблему.

 

 

Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

2. Мозговой штурм Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогают проанализировать принятое решение.

Объединяются в группы.

 

Находят совместное решение.

 

 

Формулируют выводы.

3. Презентация Организует презентацию решения кейса.

 

 

 

Помогает сравнить предложенные решения.

Учавствуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

4. Рефлексия Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. Применяют знания в различных ситуациях.

 

 

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые коллективом в соответствии с обстановкой общения.

 

Формирование навыков и умений в освоении форм речевого этикета.

  1. Умение пользоваться формулами речевого этикета.
  2. Соблюдение норм употребления слов, умение говорить так, чтобы обеспечить себе понимание со стороны собеседника.
  3. Правильное употребление слов и этикетных формул в разных ситуациях общения.
  4. Приобретение опыта этикетного поведения.
  5. Потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
  6. Обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

 

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

 

Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель:

Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

— Юру позовите.

— Юры нет дома. А с кем я говорю?

— Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
  • Почему?
  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону.