«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Актуальность проблемы заключается в важности своевременного развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи – один из основных компонентов, без речи невозможно его построить, проанализировать и обсудить насколько оно достоверно, и в тоже время сам процесс исследования помогает развитию доказательной, рассуждающей и обобщающей речи. Особо значима эта проблема для детей с ФФН.

Практическая работа учителя-логопеда позволила увидеть пробелы в воспитательно-образовательной работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии речи. На сновании результатов мониторинга развития речи и психических процессов нами (мной и воспитателем группы) были разработана система развития речи в процессе познавательно исследовательской деятельности старших дошкольников, которая позволят качественно и количественно улучшить результаты.

Объединив свои усилия учителя-логопеда, воспитателя группы мы смогли достичь значительных результатов.

Любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно находить решения проблем – важнейшие черты детского поведения, которые удалось нам сформировать в процессе углублённой работы по выше обозначенной проблеме.


Задачу, которую мы решаем:

— помочь детям-логопатам в реализации их познавательной активности, включая детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов и уметь рассказать об этом.

Создание условий развития речи в процессе поисково-исследовательской деятельности мы выстроили по блокам:

1БЛОК.

Обучение исследовательским действиям.

Цель первого блока: обучение умениям и навыкам проведения учебных исследований, формирование культуры мышления и развитие умений и навыков исследовательского поведения.

2БЛОК.

Формирование целостного восприятия окружающего, категорийных понятий.

Цель второго блока: расширение представлений об окружающем мире, формирование категорийных понятий.
В первую очередь, эта работа строится на основе расширения, углубления представлений о словах, которые объединяют в своем содержании степени обобщения предметов, явлений, действий и т.д.

Развитие речи осуществляется совместно с мышлением, так как эти познавательные процессы самые важные в поисково-исследовательской деятельности.

Этапы обучения

I этап

II этап

III этап

Цель: обучение умениям и навыкам проведения учебных исследований, формирование культуры мышления и развитие умений и навыков исследовательского поведения.

Обучение умению ставить проблему и вместе с воспитателем находить способы ее решения.

Задачи:

— учить видеть проблемы;

— учить выдвигать гипотезу;

— учить задавать вопросы.

Продолжение обучения умению ставить проблему, но находить способы решения самостоятельно.

Задачи:

-развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

Самостоятельная постановка проблемы и поиск ее решения

 

На первом этапе мы высвечивали проблему и намечали метод ее решения. Само решение, его поиск дети осуществляют самостоятельно.

На втором этапе мы только ставили перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск).

На третьем этапе постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования. Выделены такие объекты:

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого;

 

  • бережное и уважительное отношение к живому;
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то;
  • представление о правилах безопасного поведения.

    Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты — взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;
  • технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
  • игрушки — ребенок использует по своему усмотрению;
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

    Способы и приемы действий (технологии).

    Отношения людей, чувства.
    (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)

    Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

    Данная работа предполагает следующую структуру исследовательского действия:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • выдвигает гипотезу, т.е. предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

    Основная форма работы – дидактические игры, разработанные по темам, предложенным Программой воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

    Ожидаемый результат работы: динамичное овладение речью детьми.


    I блок «Обучение
    исследовательским действиям»

    Задачи

    Формы работы

    Тематика

    Материал

    Обучение формированию проблемы.

    Развивать в процессе выявления проблемы способности изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон.

    Повысить и проверить уровень развития способности видеть проблему.

    Учить видеть проблему путем наблюдения и элементарного анализа действительности.

    Учить умению вырабатывать гипотезу.

    Тренировать выдвигать гипотезу.

    Развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.


    Задания и упражнения

    Упражнения

    Задания

    Игры

    Упражнения первого типа

    Упражнения второго типа

    «Смотреть на мир чужими глазами»

    «Сколько значений у предмета»

    «Почему светит солнце», «Почему играют котята», «Почему попугаи могут разговаривать»,

    «Наблюдаем настроение»

    «Карусель», «Волшебные превращения»

    Как птицы узнают дорогу на юг?

    Почему птицы поют?

    Почему весной появляются почки на деревьях?

    Почему течет вода?

    Почему дует ветер?

    Почему бывают день и ночь?

    Почему металлические самолеты летают?

    При каких условиях будут полезны предметы…

    Неоконченный рассказ, стихотворение К.И.Чуковского («От 2 до 5»)

    Знакомые предметы: кирпич, газета, кусочек мела, карандаш.

    Природные объекты

    Произведение Т.Белозерова «Сказки»


    Учить задавать вопросы

    I этап

    Познакомить с вопросами как формой приобретения информации, знаний.

    Развивать речевую поисковую активность.

    II этап

    Развивать умение формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

    III этап

    Формировать умение осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов.

    Задания

    Игры-тренинги

    Игры-соревнования

    Игры

    Игры

    «Найди причину»

    «Что произошло, если бы волшебник выполнил 3 желания каждого человека на Земле»

    Что бы произошло, если бы слоны стали меньше кошек и т.д.

    «Тренинг умения задавать вопросы»

    «Кто интереснее и больше задаст вопросов по картине, игрушке и т.д.»

    «Что в чудесном мешочке?»

    «Вопрос-ответ»

    «Данетка»

    «Учимся задавать вопросы»

    «Спрашиваем сами»

    «Кто больше задаст разных вопросов?»

    «Играем в КВН?»

    «Угадай, какой предмет загадали?»

    «Что мы видим на картине?»

    «Что под салфеткой?»

    «Угадай, что за предмет?»

    «Что в чудесном мешочке?»

    «Угадай, что загадано?»

    Фишки

    Сюжетные картины, игрушки

    Мешочек с предметами простой геометрической формы, мяч, фишки

    Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки

    7-8 предметов

    Карточки с символами, обозначающими вопрос

    Карточки с символами, обозначающими вопрос, сюжетная картина

    Карточки с символами, обозначающими вопрос

    Схемы

    6-7- предметов, схемы

    Схемы, картина

    5-6 предметов, 3 салфетки, схемы

    5-6 предметов, 3 салфетки

    3-4 предмета, мешочек

    Фишки


    II блок «
    Формирование целостной картины окружающего мира,

    категорийных понятий»

    Задачи

    Формы работы

    Тематика

    Материал

    Закрепить умение обобщать понятия: насекомые, домашние животные, звери, птицы.

    Закрепить знания о развитии животных, способах существования.

    Закрепить понятие «город»

    Закрепить воинские звания

    Закрепить название профессий.

    Уметь определять предметы, необходимые для человека определенной профессии.

    Закрепить умение классифицировать транспорт.

    Называть цветы и классифицировать их месту роста: садовые, полевые.

    Продолжать учить классифицировать насекомых.

    Закрепить способность определять периоды роста насекомых: бабочка, муравей, пчела.

    Словесные игры

    Словесные игры

    Дидактические игры

    Словесные игры

    Логические задачи

    Словесная игра

    Дидактическая игра

    Словесная игра

    Игра-беседа

    Словесные игры

    Дидактическая игра

    Игра-беседа

    Словесные игры

    Дидактическая игра

    «Кто больше», «Родственники», «Хитрые вопросы»

    «Концовки», «Кто кем становится», «Отвечайте, правда ли?», «Перепутанница», «Небылицы»

    «Без чего не может быть», «Мой дом», «Дома зверей»

    «Цепочка ассоциаций»

    «Родственники»

    «Небылицы»

    «Добавлялки»

    «Кем я буду и каким»,

    «Разные профессии»

    «Родственники», «Хитрые вопросы»

    «Поезд»

    «Букет»

    «Родственники», «Хитрые вопросы»

    «Путанница»

    «Что сначала, что потом»

    Картинки

    Схемы-картины

    Картинки-нелепицы

    Картинки

    Лото

    Картинки-схемы

    Картинки

    Картинки

    Закрепить умение определять время года по признакам.

    Развивать способность классифицировать рыбы, выделяя их среди других водных существ.

    Развивать аналитические способности – выделять космические объекты среди других.

    Развивать аналитические способности: выделять предметы, необходимые для получения хлеба и уметь доказать свой выбор.

    Учить выделять членов семьи среди других людей

    Словесные игры -логические задачи

    Логические задачи

    Словесные игры

    Словесные игры -логические задачи

    Словесные игры -логические задачи

    «Это правда или нет?», «Концовки», «Родственники», «Доскажи словечко», «Небылицы»

    «Небылицы»

    «Родственники», «Доскажи словечко»

    «Без чего не бывает?»,

    «Папа – пекарь»

    «Я мою руки», «Дружная семья»

    Картинки

    Проблемной является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема — это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требуются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

    Поиск проблем — дело непростое.

    С точки зрения развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, т.е. определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Если рассуждать формально, это необходимо. Но кроме формальных рассуждений есть еще реальность, о которой не следует забывать.

    Положение о том, что формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества — всегда шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, мы старались проявлять гибкость, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

    Мы считаем, что акт творчества окажется существенно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Часто ребёнок не знает, что он хочет сказать, до того, как что-то скажет. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достижением, по мере решения проблемы. Творчество — созидание нового, преобразование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя, интегрируя вновь открывающиеся возможности, ребёнок одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему.

    Поэтому и от ребенка мы не требовали ясного словесного оформления проблемы исследования.

    В ходе выполнения такого рода заданий мы старались воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечали наиболее интересные, оригинальные версии. Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым, на практике это не так. Наблюдению мы учили , и это отнюдь нелегкая задача.

    Эффективным заданием для развития умения наблюдать становилось наше предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например осенние листья (деревья, яблоки и др.).

    Листья я или воспитатель предлагали взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвета. Говорили и о том, где они растут и почему каждой осенью меняют цвет и опадают.

    В качестве упражнения для развития способности к наблюдению используется задание «Наблюдение очевидного».

    Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логического (словесного) и интуитивного мышления.

    Гипотеза — это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Изначально гипотеза не истинна и не ложна — она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией; если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и провокационные идеи.

    Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей — важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности.

    Как рождаются гипотезы. В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: ученый думает, читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (они обычно называются пилотажными), в результате находит какое-то противоречие или новое, необычное. Причем чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим все представляется понятным и ясным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно, говорили еще древние греки.

    Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

    Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез — основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем и затем — в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов — оценивать их вероятность.

    Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

    Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.

    Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы — их обычно называют провокационными идеями. Это может быть, например, такая идея: «Птицы находят дорогу на юг потому, что ловят специальные сигналы из космоса».

    Гипотезы, предположения, а также различные провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять, задавать вопросы.

    Генезис вопросов имеет существенное значение для понимания процесса развития познавательных интересов ребенка, ибо вопросы являются специфическим и ярким индикатором наличия таких интересов.

    Установлено, что ребёнок-логопат, так же как обычный ребёнок, проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений; вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности в решении возникших задач, желанием проникнуть за пределы непосредственно воспринимаемого, способностью к более опосредствованным способам познания. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах. Об устойчивости познавательного интереса говорит и то, что ребенок вновь и вновь обращается к интересующему объекту или явлению.

    Непременными условиями проведения всех игр-занятий мы выделяли также создание дружелюбной, раскованной обстановки, поощрение не только активно участвующих в деятельности, но и тех, кто не проявляет в данный момент необходимую инициативу, отсутствие какой бы то ни было критики в адрес детей. Это позволяет каждому ребенку почувствовать уверенность в том, что над его вопросами не будут смеяться и что он обязательно сможет проявить себя, пусть в следующий раз.

    Форма проведения игр может быть различной — фронтальной или подгрупповой, но последняя, несомненно, дает лучший эффект.

    Одними из главных компонентов информационной культуры человека можно считать следующие виды деятельности:

    • поиск информации;

    • восприятие;

    • классификация;

    • нравственная оценка (фильтрация информации);

    • обработка (анализ, синтез);

    • использование информации.

    Овладение родным языком, развитие речи, является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, тем более ребенка-логопата. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. При интегрированных усилиях учителя-логопеда и воспитателя способен овладеть правилами звукового оформления слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы. Кроме того, ребенок способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание текста, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

    Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления успешно может развивать в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога.

    Приложение

    Обучение исследовательским действиям

    Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы

    Умение видеть проблемы — интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и все же можно подобрать специальные упражнения, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

    «Смотреть на мир чужими глазами»

    Одно из самых важных условий в процессе выявления проблемы — способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволит увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

    Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Предлагаем им продолжить рассказ. Сделать это необходимо несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями — как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, нужно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. В качестве образца, способного активизировать процесс составления и коллективного обсуждения продолжений, можно использовать стихотворение одного мальчика из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

    Если б только мы умели

    Понимать язык зверей,

    То услышали б, наверно,

    Что щебечет воробей,

    Что лягушки на болоте

    Громко выразить хотят,

    Почему, когда уснете,

    Мыши под полом пищат,

    Что в листве поет синица

    И зачем защелкал клест,

    Почему сове не спится,

    Что мурлычет серый кот

    И зачем в тиши лесной

    Громко плачет козодой.

    «Сколько значений у предмета»

    Повысить — и одновременно проверить — уровень развития этой способности можно с помощью заданий, разработанных американским психологом Дж Гилфордом.

    Детям предлагается хорошо знакомый им предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и т.п.).

    Дается задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии, и, конечно же, чем их больше, тем лучше.

    При выполнении этого задания не следует спешить с критикой, но засчитывать надо только те варианты, которые действительно применимы в жизни.

    Наблюдение как способ выявления проблем

    Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для детских исследований вполне могут стать такие, как «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи могут разговаривать?».

    Ребенку предлагают рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что он видит именно в данную минуту. При этом подчеркнуть, что говорить он должен не о том, что может показаться ему, благодаря предыдущему опыту. Например, в качестве объекта для рассматривания выступает знакомый человек, о котором у ребенка уже есть некое представление (длина и цвет волос, цвет глаз, рост и т.д.). Теперь же можно определить, каким в данный момент является направление взгляда, опущены или приподняты уголки губ, каковы цвет кожи или прическа и покрой одежды и т.д. Можно поговорить с детьми о том, какую информацию из собственного опыта мы можем получить об этом человеке. Например, можно описать, что он чем-то расстроен. Это может быть вызнано разными причинами. Какими? Мы узнаем, если проявим к человеку внимание, стремление помочь, поговорим с ним о нем самом.

    «Наблюдаем настроение»

    Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или сказочного героя побуждают к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказках. Так ребенок не только устанавливает связи произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно, исследует всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей.

    Прекрасный материал для этого можно найти в сказках. Вот, например, «Дворовичок» из книжки Тимофея Белозерова «Сказки», где автор просто и очень интересно показывает динамику изменения настроения сказочного героя.

    В заброшенном амбаре,

    Где прятался сверчок,

    На старенькой гитаре

    Бренчал Дворовичок,

    Нестриженый, немытый,

    Скучающий с утра,

    Бренчал, давно забытый

    Хозяином двора.

    Скрипел в амбарной щелке

    Задумчивый сверчок,

    И с грустью о метелке

    Вздыхал Дворовичок…

    И вдруг ворота настежь!

    Девчушка лет шести

    Ему сказала:

    — Здрасте!

    Я — Ключикова Настя.

    Идемте двор мести?

    Со лба стряхнула челку

    И подняла метелку.

    Усами в щелке двигал

    Взволнованный сверчок.

    И прыгал,

    Прыгал,

    Прыгал

    Седой Дворовичок,

    Он прыгал и смеялся,

    Как малое дитя,

    К метелке прикасался,

    Слезинками

    Блестя:

    — Какое это счастье —

    Мести, мести, мести!

    …Во всем дворе у Насти

    Соринки не найти.

    Подстриженный, умытый,

    С бородкой на бочок.

    Походкой деловитой

    Ходил Дворовичок,

    А в тишине амбара,

    За темною стеной,

    Печалилась гитара

    Расстроенной струной.

    После чтения можно провести коллективную беседу о том, как и почему изменилось настроение Дворовичка.

    Игра «Карусель»

    Игра создает ощущение быстрой смены и событий, и внутреннего состояния человека: мыслей, чувств, эмоций.

    Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель»: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого полного оборота делают остановку в разных «мирах», например в «мире Воды» (Воздуха, Земли, Огня). Это помогает детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше. Например, вода в блюдце под цветами, капли воды на столах, вода, текущая из крана, дождь за окном и т.д.

    Игра «Волшебные превращения»

    На ее основе можно провести мысленный эксперимент, например, как «стихия огня» воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

    Тема одна — сюжетов много.

    Учимся выдвигать гипотезы

    В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.

    Упражнения
    первого типа

    Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?

    Почему птицы поют?

    Почему весной появляются почки на деревьях?

    Почему течет вода?

    Почему дует ветер?

    Почему металлические самолеты летают?

    Почему бывают день и ночь?

    Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «Птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.) — они указывают им направление полета»; «Птиц ведут те,

    кто уже летал на юг и знает дорогу»; «Птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним»; «А может быть, у них внутри есть компас, как в самолете или на корабле?».

    Упражнения
    второго типа

    Они позволяют развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. (Отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если…).

    1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (Ветка дерева, телефон, кукла, фрукты, гоночный автомобиль, книга, самовар, барабан.) Очень эффективно упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

    2. Упражнения на выдвижение гипотез о том, почему детеныши животных любят играть? Весной тает снег? Одни хищные животные охотятся ночью, а Другие днем? Цветы имеют такую яркую окраску? Самолет оставляет след в небе? Не тонут металлические корабли? Луна не падает на Землю? Светит Солнце? Бывают наводнения? Зимой идет снег, а летом дождь? Предложите по нескольку гипотез на каждое из этих почему, несколько провокационных идей.

    3. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы: «Дети стали больше играть во дворах. Миша весь вечер играл со строительным конструктором. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги. Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. Друзья поссорились».

    4. Задания типа, например, что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле? (Дж. Фримен).

    5. «Птицы низко летают над землей»; («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо высказать два самых логичных предположения и два самых логичных объяснения. Задание станет еще интереснее, если попытаться придумать два-три самых фантастических я неправдоподобных объяснения.

    6. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов (слоны -меньше кошек, люди — в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

    Учимся задавать вопросы

    В свободной беседе ребенок задает вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что он хочет узнать. Однако в ситуации, требующей от него задавания вопросов (например, при предъявлении картинки), испытывает большие затруднения, и часто вместо вопросов следует описание ситуации. Для детских произвольных вопросов характерна также определенная стереотипность:

    1) ребенок задает по картинке вопросы только одного типа;

    2) все вопросы задаются в одной форме, т.е. формально вопросы стереотипны, но фактически за ними стоит разный познавательный смысл.

    Наличие такого рода негативных особенностей в развитии детской вопросительности убеждает в том, что необходимы эффективные меры ее поддержания.

    Серия игр («тренинг умения задавать вопросы»)

    Работа строится в три этапа, каждый из которых направлен на решение определенной задачи.

    1-й этап. Цель — знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. На этом этапе в различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. Введение фишек, присваиваемых за правильно сформулированный вопрос, а также элементов соревнования позволяет создать и поддержать дополнительную мотивацию к предлагаемой деятельности.

    2-й этап. Цель — освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. Работа на этом этапе предусматривает обучение детей оформлению различных вопросов; при этом для облегчения задачи вводятся визуальные знаки, обозначающие то или иное вопросительное местоимение, с которого следует начинать формулировку вопроса. Активно используются пиктограммы, которые вводятся постепенно на протяжении восьми игр. Пиктограммы изображены на карточках квадратной формы размером 15×15 см; каждая из них обязательно имеет спой цвет. Дополнительно изготовлены небольшие по размеру фишки таких же цветов — они выступают в качестве средств стимулирования к задаванию различных по оформлению вопросов.

    Пиктограммы могут быть — по усмотрению воспитателя — заменены на другие. Хороший эффект дает предварительное обсуждение с детьми тех знаков, которые будут затем изображены на карточках. Это поможет быстрее запомнить соответствующие слова и словосочетания, с которых должен начинаться вопрос.

    3-й этап. Цель — формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов. Переход к этому этапу происходит после успешного освоения материала предыдущего. Содержание этого этапа предусматривает проведение игр, в которых с помощью вопросов, но без опоры на наглядные символы необходимо выяснить, какой предмет спрятан. Число игр на этом этапе определяется степенью успешности освоения стратегии поиска, направленной от выяснения существенных характеристик вещи (ее назначения, функции и т. п.) к выявлению внешних свойств. Игры этого этапа однотипны.

    Игры первого этапа

    Ход проведения. Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите внимательно на нее. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить ничего из того, что на ней изображено. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

    Дается время на обдумывание (1-2 минуты).

    Далее дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы, — это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель — равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?» Дальше дается формулировка вопроса по картинке).

    По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, тот и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится.

    Что в чудесном мешочке?

    Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла), мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

    Ход проведения. Игра может проводиться в дополнение к занятию.

    «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!»

    Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.

    Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.

    В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

    Вопрос-ответ

    Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.

    Ход проведения. Дети делятся на две команды. Каждой дают игрушку и одинаковое число фишек (10-15).

    Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет; другая — отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».

    Время для рассматривания — 3-4 минуты.

    Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не порицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.

    В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек

    Визуальная «Данетка» (вариант 1)

    Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда и т.п.

    Ход проведения. Предметы раскладывают на столе.

    Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите (дается время).

    Сейчас я буду задавать разные вопросы, чтобы узнать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?»

    Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

    — Этот предмет нужен в хозяйстве?

    — Его едят?

    — Его надевают на тело?

    — Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с…?

    — Он круглый? Он коричневый? И т.п.

    Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку.

    «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

    Затем можно предложить двум-трем детям загадать предмет.

    Визуальная «Данетка» (вариант 2)

    Материал. Семь-восемь предметов различного назначения (как в предыдущей игре), фишки.

    Ход проведения. Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами.

    «Мы в прошлый раз играли в интересную игру. Она называется «Данетка». Хотите еще раз в нее поиграть? Только теперь мы будем играть командами: сначала одна команда загадает какой-нибудь предмет, а другая будет отгадывать с помощью вопросов. Потом мы поменяемся ролями. Та команда, которая задаст больше вопросов, выигрывает».

    Дети одной команды задают вопросы, а дети другой команды отвечают «да» или «нет». Затем меняются ролями. Воспитатель при необходимости оказывает помощь в формулировке вопросов. Игры второго этапа

    Учимся задавать вопросы (вариант 1)

    Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки, какой-нибудь предмет, например машина (у предмета должны быть части разной формы, разного цвета).

    Ход проведения. Воспитатель привлекает внимание детей: «Посмотрите, какай v меня машина. Сегодня мы будем задавать вопросы, но не простые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту карточку (что?), нужно задать вопрос, который начинается со слова «Что?». Когда покажу карточку с контуром треугольника, нужно спрашивать, какой формы. Если покажу карточку с цветным треугольником, спросите у меня: «Какого цвета?». За каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно? Если что-то забудете, я буду напоминать».

    Далее воспитатель по очереди поднимает карточки с разными символами. В конце подводится итог. Отмечаются успехи всех детей, даже если они не смогли набрать очень большое число фишек. В этом случае желательно выразить уверенность в том, что в следующий раз они обязательно смогут задать много вопросов.

    Учимся задавать вопросы (вариант 2)

    Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки, три-четыре предмета, расставленных на столе (должны иметь части разной формы, разного цвета, разного размера). Наряду с ранее упомянутыми используются карточки с символами, обозначающими вопросы «Где?», «Сколько?», «Для чего?».

    Ход проведения. Воспитатель указывает на стол: «Посмотрите, на столе находится несколько предметов. Сегодня мы тоже будем задавать вопросы по карточкам. Давайте вспомним, с какого слова должен начинаться вопрос, когда я покажу вот эту карточку («Что?»; далее по очереди показывает карточки, использованные в предыдущей игре).

    Сегодня появятся две новые карточки: вот эта будет означать, что вопрос Должен начинаться со слова «Сколько?», а эта показывает, что спрашивать надо, начиная со слова «Где?». За каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно? Если забудете, я буду напоминать».

    Далее воспитатель по очереди поднимает карточки с разными, символами. Дети задают вопросы с соответствующей формулировкой. В конце подводится итог.

    Спрашиваем сами

    Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса (Что это? Какого цвета? Какой формы? и др.), фишки, сюжетная картинка, к которой можно задать вопрос, вскрывающий причинно-следственную связь. (Почему девочка плачет? Почему мышь оказалась в бутылке? И т.п.). Наряду с ранее использованными применяются карточки с символами, обозначающими вопросы «Почему?» и «Что делают?». Ход проведения. Воспитатель разъясняет содержание игры: «Сегодня мы будем задавать вопросы по карточкам, но теперь я уже не буду показывать, какой вопрос надо задать. Все карточки со значками находятся перед вами. И вы сами решите, какой вопрос задать. Появятся две новые карточки. Постарайтесь задать вопросы и по ним. Первая карточка означает, что надо задать вопрос, начинающийся со слова «почему»; на второй карточке изображено, как люди занимаются спортом, — значит, надо задать вопрос, который начинается со слов «что делают». Все поняли? Ничего не забыли? Давайте все вместе повторим, какие вопросы можно задавать (показывает на ту или иную, карточку и называет слова, с которых начинается вопрос). Сегодня мы будем играть командами (дети делятся на команды). За каждый вопрос команда получает фишку. Выигрывает та, которая получит больше фишек. Внимательно посмотрите, что изображено на картине. По моей команде начинаем: «Раз, два, три, начни!».

    Далее дети формулируют вопросы. Игра проводится в течение 10-12 минут. В конце подводится итог.

    Кто больше задаст разных вопросов?

    Материал. Карточки с символами, обозначающими разные вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?», «Почему?», «Для чего?», «Где?», «Что делают?»; фишки (квадраты) соответствующего цвета, несколько предметов (четыре-пять), расположенных на столе.

    Ход проведения. Карточки с символами раскладывают в поле зрения детей. Воспитатель говорит: «Сегодня мы постараемся задавать разные по форме вопросы. Спрашивать нужно о предметах, находящихся у меня на столе. За каждый вопрос дается квадрат соответствующего цвета. Например, вы спросили, какой формы этот предмет, значит, получаете квадрат (…) цвета. Если зададите еще один вопрос, начинающийся со слов «какой формы», квадрат вы уже не получаете. Выигрывает тот, кто получит больше квадратов разного цвета».

    В ходе игры надо обязательно поощрять каждого ребенка за поставленный вопрос («Какой интересный вопрос, как ты это сумел заметить, какой ты наблюдательный!» и т.п.).

    В конце игры подводится итог, подсчитывается число полученных детьми квадратов, выявляется выигравший.

    Играем в КВН

    Материал. Все карточки с символами, обозначающими разные вопросы, фишки двух цветов, например красного и синего.

    Ход проведения. Знакомые детям карточки с символами раскладываются в поле зрения детей; остальные лежат на столе воспитателя. Он говорит: «Сегодня мы будем с вами играть в КВН. Веселые и находчивые стараются быстро задать вопрос и быстро на него ответить. Но сначала мы познакомимся с новыми карточками. Далее воспитатель показывает по очереди карточки «Куда?», «Откуда?», «Когда?» и уточняет, какой из символов что означает. На этой карточке нарисованы часы — это значит, что можно задавать вопросы, которые начинаются со слова «Когда?». Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет называться «Вопрошайка», а другая — «Почемучка»».

    Дети делятся на две команды.

    Воспитатель напоминает: «Одна команда спрашивает, а другая отвечает, потом они меняются ролями. За каждый заданный вопрос члены команды получают синюю фишку, за каждый правильный ответ — красную фишку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество фишек. Но сначала небольшая разминка. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Та команда, которая даст ответ быстрее, получает фишку.

    — Когда люди завтракают?

    — Куда течет река?

    — Откуда идет школьник?

    — Когда тает снег?

    — Почему весной текут ручьи?

    — Когда садится солнце?

    Молодцы, хорошо отвечали. Мы размялись, а теперь команды будут играть между собой».

    Сначала спрашивает «Почемучка», а «Вопрошайка» отвечает, затем наоборот. Игра проходит в течение 10-15 минут. Затем подводится итог. Желательно спросить: понравилась ли детям игра? Было ли интересно? Хотели бы они еще раз поиграть в такую игру?

    Угадай, какой предмет загадали

    Материал. Шесть-семь различных по назначению предметов, карточки с символами всех вопросов, фишки двух цветов.

    Ход проведения. Воспитатель сообщает название игры: «Сегодня мы будем играть в игру «Угадай, какой предмет загадали». Я загадаю какой-нибудь из предметов, разложенных на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно спрашивать про него, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет — красная. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? Это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. В конце игры мы подсчитаем, кто, сколько красных и синих фишек набрал. Задавать вопросы нам помогут карточки. Вспомните: какие вопросы нельзя задавать? (Ответы.) Начинаем».

    Воспитатель загадывает какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета…», «Где он стоит?»), но не вопросов, представляющих собой перебор вариантов («Это машина?», «Это совочек?»).

    Игра проводится несколько раз. Время проведения не более – 10-15 минут. По окончании подводится итог, определяется выигравший. Остальным детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не так хорошо, как могли бы.

    Что мы видим на картинке

    Материал. Картинка, на которой изображен какой-нибудь сюжет (переезд на новую квартиру, стройка, зимние развлечения и т.п.; главное, чтобы было изображено движение, действие), карточки с символами всех вопросов, квадраты, соответствующие цвету карточек, фишки какого-либо цвета, например красного, молоточек, свисток либо что-то другое для подачи звукового сигнала, флажок.

    Ход проведения. Карточки находятся в поле зрения детей.

    Воспитатель говорит: «Сегодня в вопросах и ответах будут соревноваться две команды — «Вопрошайка» и «Почемучка». Одна задает вопрос, а другая отвечает; потом наоборот. За каждый заданный вопрос команда получает фишку определенного цвета, за ответ — красного цвета. Члены команды должны задавать вопрос по очереди, а чтобы не забыть, кому спрашивать, будем передавать друг другу флажок. Выигрывает та команда, у которой больше фишек разного цвета. По моему сигналу игра начинается и по сигналу заканчивается. Посмотрите внимательно на картинку (1-2 минуты)».

    Игра продолжается 12-15 минут. Затем подводится итог: подсчитывается общее число фишек, набранных командами; подсчитывается число фишек разного цвета; поощряются дети, задавшие интересные вопросы и давшие развернутые ответы.

    Что под салфеткой?

    Материал. Карточки с символами вопросов, пять-шесть предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга), три салфетки.

    Ход проведения. Три предмета раскладываются на столе, и каждый накрывается салфеткой. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».

    Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям. Салфеткой накрывают другой предмет (чтобы дети его не увидели, можно предложить им на несколько секунд закрыть глаза). В целом игра продолжается 15-20 минут.

    В ходе игры поощряется инициатива детей, стимулируются дети, пассивно себя проявляющие («А теперь ты задай вопрос»; «А теперь ты спроси» и т.п.), поощряется определенный алгоритм движения мысли: «Ваня спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он поможет быстрее отгадать предмет, теперь можно спрашивать уже и про свойства предмета».

    Примечание. При вопросах о функциях желательно, чтобы первый ответ не наталкивал на отгадку. Можно предложить следующие варианты ответов:

    — игрушка — чтобы играть;

    — элемент одежды — это человек надевает на себя;

    — овощ — нужен для приготовления пищи, например салата, супа (в зависимости от того, какой овощ используется);

    — фломастер — чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;

    — нож — разрезать что-либо;

    — книга — можно узнать много интересного.

    Игры третьего этапа

    Угадай, что это за предмет

    Материал. Пять-шесть предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, тетрадь, ножницы, ручка), три салфетки.

    Ход проведения. Проводится по типу предыдущей игры, но без опоры на карточки с символами вопросов.

    Что в чудесном мешочке?

    Материал. Три-четыре предмета, мешочек.

    Ход проведения. Воспитатель вкладывает какой-либо предмет в мешочек так, чтобы дети его не видели.

    «У меня есть чудесный мешочек. Но он может раскрыться и показать, что в нем есть, только если вы сумеете отгадать, что это за предмет. Для этого нужно у меня спрашивать об этом предмете, а я буду отвечать на ваши вопросы. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они вам помогли узнать о нем как можно больше».

    Игра продолжается 15-20 минут. В ходе игры необходимо поощрять детей к задаванию вопросов так же, как это делалось в предыдущей игре.

    Угадай, что загадано

    Материал. Фишки для активизации вопросительной деятельности детей.

    Ход проведения. Воспитатель говорит: «Сейчас я загадаю какой-нибудь предмет из тех, что находится в группе. Вы меня спрашивайте об этом предмете, я буду отвечать. Нужно стараться задавать вопросы так, чтобы выяснить о предмете как можно больше. И не забывайте о том, что было сказано о загаданном предмете. За вопросы будут даваться фишки. Но не за все: не дается фишка за повторяющие вопросы и за вопросы типа «Это машинка? Это кукла? Это кастрюля?»

    Затем предлагается загадать предмет из окружающей обстановки двум-трем детям. Воспитатель остается равноправным участником игры. По ее окончании подводится итог – подсчитывается количество полученных детьми фишек.

    Игры на развитие логического (словесного) мышления

    Животные

    Словесная игра «Концовки»

    Если жираф выше тигра, значит, тигр… Если слон тяжелее зебры, значит зебра… Если крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица… Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха… Если гепард бегает быстрее черепахи, значит черепаха…

    Словесная игра «Кто больше»

    Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?» Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.

    Словесная игра «Родственники»

    Елка — родственница ежа, потому что…. Клубок — родственник ежа, потому что…. Медведь — родственник ежа, потому что…. Енот — родственник ежа, потому что….

    Дидактическая игра «Без чего не может быть?»

    У ребенка картинка с изображением животного и набор картинок, из которых он должен выбрать те, на которых изображено то, без чего это животное не может существовать.

    Собака — кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин. Лошадь — грива, овес, сбруя, конюшня. Корова — молоко, вымя, трава, ведро. Кошка — мышка, мясо, когти, блюдце, молоко. Коза — мясо, дом, рога, веревка.

    Дидактическая игра «Мой дом»

    У ребенка большие карточки с изображением леса и деревенского домика с огородом и конверт с набором изображений диких и домашних животных. Ребенок должен разместить их по своим местам, объясняя свои действия.

    Дидактическая игра «Дома зверей»

    Для игры нужны изображения шести зверей (слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь), разных по величине. Сами рисунки должны быть одинакового размера. Шесть домиков — квадраты со стороной 17, 15, 13, 11, 9, 7 см. Разложите дома — от большого к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. После этого скажите: «Звери пошли гулять. (Перемешайте картинки с их изображениями и отложите в сторону) На прогулке зайчик вспомнил

    что забыл дома морковку. Помогите зайчику найти свой дом». Так могут возвращаться домой разные животные.

    Словесная игра «Отвечайте, проедали?»

    Любит кошка на обед

    Виноград и винегрет.

    Отвечайте, правда ли?

    Закудахтал пес Барбос

    И в гнезде яичко снес.

    Отвечайте, правда ли?

    Лапой хвать, зубами щелк.

    Хищник — тигр и хищник — волк.

    Отвечайте, правда ли?

    Ночью, в дождик, как пастух,

    Вывел кур гулять петух.

    Отвечайте, правда ли?

    Хоть улитка и мала,

    Целый домик унесла.

    Отвечайте, правда ли?

    Хитрые вопросы

    Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой) По чему конь скачет? (По дороге) У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят родилось у Микки? (У собачки не могут родиться котята) Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Крокодилы не живут на Северном полюсе) Какого цвета волосы у колобка? (У колобка нет волос) Кто громче мычит: петух или корова? (Петух не мычит) Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клеточку не бывает)

    Кто кем становится

    Жил-был маленький щенок,

    Он подрос, однако,

    И теперь он не щенок —

    Взрослая… (собака).

    Жеребенок с каждым днем

    Подрастал и стал… (конем).

    Бык, могучий великан,

    В детстве был… (теленком).

    А кудрявый баран –

    Маленьким… (ягненком).

    Этот важный кот Пушок –

    Маленьким… (котенком).

    А отважный петушок –

    Крохотным… (цыпленком).

    А из маленьких гусят

    Вырастают утки –

    Специально для ребят –

    Тех, кто любит шутки.

    Перепутаница

    Погляди-ка, у зайчонка

    Меду полных два бочонка,

    А у рыженькой у белки

    Три морковки на тарелке.

    А орешки — у бычка,

    Два дубовых сундучка.

    А у Пети-петушка

    Травки целых три мешка.

    У мохнатых медвежат

    В миске зернышки лежат.

    А у Журы-журавля

    Три тарелки киселя.

    А у Маши в кружке

    Квакают лягушки.

    Лягушонок скачет –

    Что же это значит?

    Это значит,

    Что все тут перепутано.

    А теперь попробуй сам

    Все расставить по местам!

    Небылицы

    Как у нашего Мирона

    На носу сидит ворона.

    А на дереве ежи

    Строят гнезда из лапши.

    На коня баран залез

    И поехал прямо в лес.

    Родина

    Словесная игра «Цепочка ассоциаций»

    Первый игрок говорит: «Родина». Следующий ассоциирует его со словом «город» и т,д. Так выстраивается цег. почка ассоциаций. Например, город, столица, Москва, Красная площадь, Кремль и т.д.

    Армия

    Логические задачи

    Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перейти через реку? (Пешком
    по льду)

    У какой птицы на крыльях звезды? (У стальной, у самолета) Словесная Игра «Родственники»

    Самолет (пушка, артиллерист, гимнаст, терка, парашют) — родственник одуванчика, потому что….

    Профессии

    Небылицы

    Кисточкой повар размешивает суп.

    А ложкой художник рисует старый
    дуб.

    Учительница в школе рубашки детям
    шьет.

    Швея детишек учит и песенки поет.

    Старый добрый плотник лечит малышей.

    А молоток и гвозди нужны лишь для врачей.

    Словесная игра
    «Добавляли»

    Воспитатель, описывая объект, называет несколько предметов, дети добавляют недостающие слова для завершения описания. Например: класс, учитель, парта. Что надо добавить, чтобы получилась школа? (Ученик, тетрадь и т.п.).

    Прилавок, продавец – магазин; врач, кабинет – больница; читальный зал, книги – библиотека; дети, группа – детский сад; кастрюли, повар – столовая.

    Игра – беседа «Кем я буду и каким?»

    Вопросы для беседы. Кем вы станете, когда вырастите? Сколько профессий может освоить человек? Назовите «говорящие» профессии? (Пожарный, лекарь, учитель..) Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему? Прочитайте стихотворение.

    Разные профессии

    Самолетом правит… (летчик).

    Трактор водит… (тракторист).

    Электричку… (машинист).

    Стены выкрасил… (маляр).

    Доску выстрогал… (столяр).

    В доме свет провел… (монтер).

    В шахте трудится… (шахтер).

    В жаркой кузнице… (кузнец).

    Кто все знает… (молодец).

    После прочтения стихотворения беседа может быть продолжена. Вопросы: человек, который не умеет рисовать, может быть художником? Бывает ли, что дворник не умеет подметать, продавец – считать, взвешивать?

    Транспорт

    Хитрые вопросы

    Когда человек может двигаться со скоростью машины? (Когда он едет в этой машине).

    По чему ездят машины? (По дороге)

    Автобус ехал в Красноярск, ему навстречу еще два автобуса. Сколько автобусов приехало в Красноярск? (Один.)

    Словесная игра «Родственники»

    Пожарная машина — родственница (костра, лейки, многоэтажного дома, врача, велосипеда), потому что…

    Дидактическая игра «Поезд»

    Потребуются десять карточек (вагончики) с изображением разных предметов одинакового размера. Играющие должны из них сложить «поезд», сцепляя «вагончики» причинно-следственными связями. Например, мы скрепили вазу для цветов и поливальную машину, потому что и в вазу, и в поливальную машину наливают воду.

    Школа, библиотека

    Словесная игра «Доскажи словечко»

    В нем задания пишут на дом,

    И стоят отметки рядом,

    Мама смотрит каждый день,

    Проверяет мой…Портфель? (Дневник)

    Был он длинным поначалу,

    А теперь коротким стал.

    Рисовал, чертил немало

    Деревянный мой… Пенал? (Карандаш.)

    В школу он идет с утра,

    В портфеле все в порядке:

    Ручки, книги и пенал.

    Кто это?.. Тетрадки? (Ученик.)

    Дети буквы написали,

    Зазвенел звонок.

    Веселятся Коля с Леной —

    Начинается… Урок? (Перемена.)

    Словесная игра «Без чего не бывает?»

    Дети должны выбрать то, без чего не может существовать тот или иной объект.

    Учитель — ученик, оценка, указка, журнал; школа — стол, книга, учитель, карандаш; пенал — школа, ручка, парта, дневник; дневник — обложка, класс, оценки, ластик; букварь — буквы, закладка, ученик, портфель; библиотека — книги, ручка, лампа, стол.

    Цветы

    Игра-беседа «Букет»

    Прочитайте
    стихотворение.

    Захотел я маме

    Подарить букет.

    Вышел на полянку,

    Сорвал ей первоцвет,

    Клевера пахучего

    И крапиву жгучую,

    Ландыш, медуницу,

    Вот мама удивится!

    И красивый получился

    У меня букет.

    Как вам кажется, ребята,

    Рада мама или нет?

    Вопросы для беседы. Каким цветам мама обрадуется, а каким нет? Почему? Может ли мама огорчиться? Почему? Что произойдет с природой, если все дети подарят своим мамам букеты весенних цветов? Могут ли все эти цветы расти на одной поляне?

    Насекомые

    Хитрые вопросы

    По чему летают бабочки? (По небу)

    Для чего пауку крылья? (У паука нет крыльев)

    Кто выше прыгает: муха или комар? (Эти насекомые не прыгают)

    Кто быстрее летает: муравей или кузнечик? (Эти насекомые не летают)

    Словесная игра «Родственники»

    Лампочка (свеча, кузнечик, сова) — родственница светлячка, потому что….

    Игра «Что сначала, что потом?»

    Предложите детям пары картинок или слов и попросите объяснить, что появилось сначала, а что потом: паутина — паук; пчела — мед; муравейник — муравей; бабочка — куколка; комар — личинка.

    Путаница

    Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

    Муха съела паука!

    А Алешенька — дружок

    Комариный ел медок!

    Ну а бабочки-подружки

    Паутину ткут для мушки!

    Где здесь правда, а где нет?

    Дайте мне скорей ответ!

    Времена года

    Словесная игра «Это правда или нет?»

    Теплая весна сейчас,

    Виноград созрел у нас.

    Конь рогатый на лугу

    Летом прыгает в снегу.

    Поздней осенью медведь

    Любит в речке посидеть.

    А зимой среди ветвей:

    «Га-га-га» — пел соловей.

    Быстро дайте мне ответ,

    Это правда или нет?

    Словесная игра «Концовки»

    Дети продолжают начатое воспитателем предложение.

    Если осенью холоднее, чем летом, значит, летом… Если летом дни длиннее, чем зимой, значит, зимой… Если летний дождик теплее, чем осенний, значит, осенний дождик… Если летом солнце поднимается выше, чем зимой, значит, зимой… Если весной ветер холоднее, чем летом, значит, летом… Если летом птицы поют громче, чем осенью, значит, осенью…

    Словесная игра «Родственники»

    Снежинка — родственница льда (дождя, росы, моря, града), потому что….

    Словесная игра «Доскажи словечко»

    Стала льдом вода и грязь,

    Снег покрыл дома.

    Это значит, началась

    В городе… Весна? (Зима.)

    Заботливые пчелки

    В улей мед приносят.

    Это значит, началась

    Золотая… Осень? (Лето.)

    Одуванчик распустился,

    Проросла трава.

    Это значит, к нам пришла

    Матушка-… Зима? (Весна.)

    Снег пушистый во дворе

    И на санках дети.

    Это значит, к нам пришло

    Ласковое… Лето? (Зима.)

    Логические задачи

    1. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь!». Как она догадалась?

    2. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит: «А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться». Как он
    догадался, что на улице сильный ветер?

    Небылицы

    Я видел подснежник в осеннем лесу

    Где заяц тащил по опушке лису,

    И волк за охотником крался.

    Я слышал, охотник зубами стучал,

    Я слышал, как он «Помогите!» кричал

    И громко от страха смеялся!

    Вчера я поехал пешком по дрова.

    Под снегом вокруг зеленела трава.

    Я из лесу дров не привез целый воз

    И тер на жаре обмороженный нос.

    Рыбы


    Логические задачи

    Над рекой летели два карася и одна щука. Сколько рыб летело над рекой? (Рыбы не летают)

    Как Иванушка — дурачок выполнил задание: переплыви реку и выйди из воды с ухой. (Сварил уху и переплыл с ней реку)

    Повезло опять Егорке!

    У реки сидит не зря:

    Пять карасиков в ведерке

    И четыре пескаря.

    Но смотрите: у ведерка

    Появился хитрый кот.

    Сколько рыб домой Егорка

    На уху нам принесет?

    Небылицы

    Постарел усатый сом,

    Поселился под кустом.

    Из корзин у грибников

    Скушал он пяток грибков.

    Космос

    Словесная игра «Доскажи словечко»

    Ночью по небу гуляю,

    Тускло землю освещаю.

    Загляну к тебе в оконце,

    Ты узнал меня? Я… Солнце? (Луна)

    Целый день возле окна

    Светит яркая… Луна? (Солнце)

    Чтоб планеты все узнать,

    Наш Сережа маленький

    Космонавтом хочет стать

    И летать… На шарике? (На ракете)

    Вышел он в открытый космос!

    Ах, какой он молодец!

    Изучает в небе звезды

    Смелый, сильный… Продавец? (Космонавт.)

    Словесная игра «Родственники»

    Космонавт (ракета, солнце, комета) – родственник (ца) снегиря, потому что….

    Хлеб

    Логические задачи

    Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Три.)

    Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два)

    Бабушка угостила Машеньку, Марусеньку, Манечку пирожками. Сколько пирожков дала бабушка? (Один. Это имя одной девочки)

    По чему колобок убежал от бабушки? (По дороге.)

    Словесная игра «Без чего не бывает?»

    Дети должны выбрать то, без чего не может существовать тот или иной объект.

    Хлеб — пекарь, машина, сумка; батон — продавец, мука, булочка; печенье — покупатель, прилавок, тесто; торт — мука, крем, праздник; пекарь — человек, халат, печь.

    Папа-пекарь

    Папа мой — чудесный пекарь.

    Все, что хочешь, испечет!

    Хочешь — булочку с изюмом,

    Хочешь — яблочный пирог,

    Бублики, картину, торт.

    Вот что папа мой испек!

    Семья

    Логические задачи

    Ты да я да мы с
    тобой, сколько нас всего? (Двое.)

    Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какая фамилия у каждого из ребят, если Петя на два года старше Белова? (Петя
    Чернов и Миша Белов.)

    Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всех? (Трое.)

    Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего трое. Как же так? (Это бабушка, мама и дочка.)

    У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

    Раз, два, три, четыре,

    Кто живет у нас в квартире?

    Папа, мама, брат, сестренка,

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой щенок, сверчок и я —

    Вот и вся моя семья!

    Сколько человек в семье? (Пять.)

    У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько детей у мамы? (Одна дочка.)

    Я мою руки

    Мыло бывает разным-преразным:

    Синим, зеленым, оранжевым,

    красным…

    Но не пойму, отчего же всегда

    Черной-пречерной бывает вода?

    Дружная семья

    Дочка маму разбудила,

    Ей косички заплела,

    Молоком ее поила,

    Утром в садик отвела.

    Папа наш надел очки,

    Взял свои клубочки.

    Для меня и для сестры

    Стал вязать носочки.

    Ну и дружная семья!

    Ничего не спутал я?

    Список использованной литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Психология умственного познания/ Б. Г. Ананьев, — М., 2000, с. 345.
  2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников /

    М. М. Алексеева, В. И. Яшина, — М., Akadem A, — 1998.

  3. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку / Л. И. Айдарова, — М: Педагогика, 1978.
  4. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика — педагогика развития. Курс лекций по дошкольной педагогике / Т. М. Бабунова, — Магнитогорск: МаГУ, 2004.
  5. Батищев, Г. С. Познание и творчество / Г. С. Батищев,// Природа. — 1996. — №6.
  6. Богоявленская, Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д. Н. Богоявленская, — Ростов-на-Дону: РГУ. — 1993.
  7. Бодрова, Е. В. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников / Е. В. Бодрова, Е. Г. Юдина, // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1997.
  8. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович, — М., 1998.
  9. Бондаренко, С. М. Психология развития дошкольников /

    С. М. Бондаренко, — М., 2000.

  10. Баранова, Э. Учимся задавать вопросы / Э. Баранова, //Дошкольное воспитание, — №12, -2005.
  11. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин, — М.: Искусство, 1986.
  12. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста /Л. А. Венгер, -М., 2001.
  13. Венгер, Л. А. Чему учить / Л. А. Венгер, // Семья и школа. — 1971. — №9.
  14. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения Л. С. Выготский, — М., 2005.
  15. Годовикова, Д. Н. Формирование познавательной активности /

    Д. Н. Годовикова, // Дошкольное воспитание. — 1996.- №10.

  16. Гризик, Т. И. Познавательная игротека / Т. И. Гризик,// Детский сад от А до Я. — 2004. -№2.
  17. Густомясова, А. Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника / А. Л. Густомясова,// Начальная школа плюс До и После. — 2004. — №4.
  18. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию /

    Е. Евдокимова,// Дошкольное воспитание. — 2003. — №3.

  19. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин, — М., 1982.
  20. Запорожец, А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе / А. В. Запорожец, // Дошкольное воспитание. — 2002. — №2, с. 34.

    Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И.

    Иванова,// Управление ДОУ. — 2004. — №4, с. 45.

  1. Кожокарь, С. В. Особенности детского экспериментирования в дошкольном возрасте / С. В. Кожокарь,// Детский сад от А до Я. — 2005. — №5, с.36.
  2. Короткова, Н. А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова, // Ребенок в детском саду. -2002.-№1, с. 43.
  3. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н. А. Короткова, // Ребенок в детском саду. — 2003. — №3, 4,
  4. Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. к. п. н./

    Е. Э. Кригер, — М., 2000.

  5. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. — М., 2000.
  6. Лебедева, С. А. Развитие познавательной активности дошкольников на основе схематизации / С. А. Лебедева, // Вопросы психологии. — 1997. — №5, с.56.
  7. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев, — М., 1999.
  8. Ладыженская, Т. А.Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1975.
  9. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин,// Вопросы психологии. — 2002. — №4.
  10. Менченская, Н. А. Мышление в процессе обучения /

    Н. А. Менченская, // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1996.

  11. Моторин, В. В. Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером / В. В. Моторин,// Детский сад от А до Я. — 2004. — №2.
  12. Немов, Р. С. Общая психология Р. С. Немов, — М., — Питер, — 2007.
  13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3 изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005.
  14. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи: виды и структура исследовательских занятий в детском саду / И. Л. Паршукова,// Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2006.
  15. Поддьяков, А. Н. Исследовательская активность ребенка /

    А. Н. Поддьяков, // Детский сад от А до Я. — 2004. — №2.

  16. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков, — М., 2000.
  17. Поддьяков, А. Н. Мышление и решение задач / А. Н. Поддьяков, // Энциклопедия для детей. Т. 18. 4.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М.: Аванта +, 2002. С. 124-152.
  18. Поддьяков, Н. Н. Закономерности психического развития ребенка / /Н. Н. Поддьяков,