«Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
Оно сделает вас духовно богаче.
Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»
Шостакович Д.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, воспитателей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей. Повышение педагогической культуры родителей решают сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско-родительских отношений. Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
По мнению специалистов, деятельность по общению педагогов и родителей должна базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине наше учреждение ориентировано на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. В своей работе мы изменили существующую практику работы с родителями, где учитываем структуру каждой отдельной семьи ее традиций и опыт. Задача нашего дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей с детьми и педагогов, удовлетворяющее интересы всех сторон. Для решения данной задачи необходимо создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог-ребенок-родитель».
Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей, возникла идея создания семейного детско- родительского клуба: «Любители музыки».
Цель: оказать методическую помощь родителям по вопросу воспитания и духовного сближение родителей и детей на основе любви к музыке.
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в форме семейного детско-родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что может послужить раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Семейный детско-родительский клуб( далее Клуб) – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Содержание
Методика организации работы Клуба.
Семейный детско-родительский клуб «Любители музыки» организуется на базе дошкольного образовательного учреждения в качестве дополнительного компонента образовательного процесса, в ходе которого члены семей смогут приобрести психолого-педагогические знания и умения по вопросам воспитания детей, для дальнейшего объединения усилий, а так же обеспечения интересной и содержательной жизни воспитанников в детском саду и дома.
Основными принципами работы нашего Клуба являются:
- добросовестность, соблюдение психолого-педагогической этики.
Основными направлениями деятельности клуба являются:
- психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам музыкального развития детей;
- оказание помощи семьям в выполнении воспитательных функций;
- развитие благоприятного психологического климата в семье;
- привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ;
- обмен педагогическим опытом, накопление и передача семейных традиций;
- создание ситуаций успеха во взаимодействии детей с родителями;
Для достижения цели формируются следующие задачи:
- Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями;
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального развития детей дошкольного возраста;
- Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;
- Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
- Обогащать духовный мир, воспитывать культуру общения.
Тематический план мероприятий
семейного детско-родительского клуба
«Любители музыки» на учебный год.
Месяц | Тема мероприятия |
Октябрь | «Рисуем музыку осени». |
Ноябрь | «Вместе поём – весело живём». |
Декабрь | « В мастерской Деда Мороза». |
Январь | «Праздник Снеговика». |
Февраль | «Праздник народных игр». |
Март | «Весенние фантазии». |
Апрель | «Я и мой ребенок». |
Ожидаемый результат
- создание в ДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- организация заботы об эмоциональном благополучии каждого ребенка в ДОУ и семье;
- повышение удовлетворенности родителей и социумом качеством предоставляемых услуг.