Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности

                                                                   Автор опыта: Намм Инна Викторовна,

                                                   учитель-логопед МБДОУ д/с № 37

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» большое внимание обращается на развитие мышления детей, поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений.

Актуальность проблемы заключается в важности своевременного развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи – один из основных компонентов, без речи невозможно его построить, проанализировать и обсудить насколько оно достоверно, и в тоже время сам процесс исследования помогает развитию доказательной, рассуждающей и обобщающей речи. Особо значима эта проблема для детей с ФФН.

Практическая  работа учителя-логопеда позволила увидеть пробелы в воспитательно-образовательной работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии речи. На сновании результатов мониторинга развития речи и психических процессов нами (мной и воспитателем группы) были разработана система развития речи в процессе познавательно исследовательской деятельности старших дошкольников, которая позволят качественно и количественно улучшить результаты.

Объединив свои усилия учителя-логопеда, воспитателя группы мы смогли достичь значительных результатов.

Любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно находить решения проблем – важнейшие черты детского поведения, которые удалось нам сформировать в процессе углублённой работы по выше обозначенной проблеме.

Снимок

 

Задачу, которую мы решаем:

— помочь детям-логопатам в реализации их познавательной активности, включая детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов и уметь рассказать об этом.

 

Создание условий развития речи в процессе поисково-исследовательской деятельности мы выстроили по блокам:

 

1БЛОК.

Обучение исследовательским действиям.

Цель первого блока: обучение умениям и навыкам проведения учебных исследований, формирование культуры мышле­ния и развитие умений и навыков ис­следовательского поведения.

 

2БЛОК.

Формирование целостного восприятия окружающего, категорийных понятий.

Цель второго блока: расширение представлений об окружающем мире, формирование категорийных понятий. В первую очередь, эта работа строится на основе расширения, углубления представлений о словах, которые объединяют в своем содержании степени обобщения предметов, явлений, действий и т.д.

Развитие речи осуществляется совместно с мышлением, так как эти познавательные процессы самые важные в поисково-исследовательской деятельности.

Этапы обучения

I этап

II  этап

III этап

Цель: обучение умениям и навыкам проведения учебных исследований, формирование культуры мышле­ния и развитие умений и навыков ис­следовательского поведения. Обучение умению ставить проблему и вместе с воспитателем  находить способы ее решения.Задачи:- учить видеть проблемы;

— учить выдвигать гипотезу;

— учить задавать вопросы.

 

Продолжение обучения умению ставить проблему, но находить способы решения самостоятельно.Задачи:-развивать способ­ность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Самостоятельная постановка проблемы и поиск ее решения 

На первом этапе мы высвечивали проблему и наме­чали метод ее решения. Само решение, его поиск дети осуществляют  самостоятельно.

На втором этапе мы только ставили перед деть­ми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллек­тивный поиск).

На  третьем этапе постановка пробле­мы, равно как отыскание метода и разработка са­мого решения, осуществляется детьми самостоя­тельно.

Различные объекты познания предпола­гают различное к ним отношение и различ­ные способы их исследования. Выделены такие объекты:

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого;
  • бережное и уважительное отношение к живому;
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то;
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты — взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;
  • технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройст­вом, правилами эксплуатации и пользования;
  • игрушки — ребенок использует по свое­му усмотрению;
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • эстетические объекты — рассматрива­ние объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приемы действий (техноло­гии).

Отношения людей, чувства. (Они вызы­вают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

Данная работа предполагает следующую структуру исследовательского действия:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую не­обходимо разрешить;
  • выдвигает гипотезу, т.е. предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из дан­ных;
  • делает выводы в соответствии с результатами про­верки;
  •  применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

 

Основная форма работы – дидактические игры, разработанные по темам, предложенным Программой воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Ожидаемый результат работы: динамичное овладение речью детьми.

I блок «Обучение исследовательским действиям»

Задачи

Формы работы

Тематика

Материал

Обучение формированию проблемы.Развивать в про­цессе выявления проблемы способности изменить точку зрения, посмот­реть на объект исследования с разных сторон. 

Повысить и проверить уровень развития способности видеть проблему.

 

 

Учить видеть проблему путем наблюдения и элементарного анализа действительности.

 

 

 

Учить умению вырабатывать гипотезу.

 

 

 

 

Тренировать выдвигать гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

 

 

 

 

Задания и упражнения 

 

 

 

 

Упражнения

 

 

 

 

Задания

 

 

 

 

 

Игры

 

 

 

 

 

Упражнения первого типа

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения второго типа

 

«Смотреть на мир чужими глазами» 

 

 

 

 

«Сколько значений у предмета»

 

 

 

«Почему светит солнце», «Почему играют котята», «Почему попугаи могут разговаривать»,

«Наблюдаем настроение»

«Карусель», «Волшебные превращения»

 

Как птицы узнают дорогу на юг?

Почему птицы поют?

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему течет вода?

Почему дует ветер?

Почему бывают день и ночь?

Почему металлические самолеты летают?

При каких условиях будут полезны предметы…

Неоконченный рассказ, стихотворение К.И.Чуковского («От 2 до 5») 

 

Знакомые предметы: кирпич, газета, кусочек мела, карандаш.

Природные объекты

 

 

Произведение Т.Белозерова «Сказки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить задавать вопросыI этапПознакомить с вопросами как формой приобретения информации, знаний.

Развивать речевую поисковую активность.

 

 

 

 

II этап

Развивать умение формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап

Формировать умение осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов.

Задания 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры-тренинги

 

 

Игры-соревнования

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры

«Найди причину»«Что  произошло, если бы волшебник выполнил 3 желания каждого человека на Земле»

Что бы произошло, если бы слоны стали меньше кошек и т.д.

 

«Тренинг умения задавать вопросы»

 

«Кто интереснее и больше задаст вопросов по картине, игрушке и т.д.»

«Что в чудесном мешочке?»

 

 

 

«Вопрос-ответ»

 

«Данетка»

 

«Учимся задавать вопросы»

 

 

«Спрашиваем сами»

 

«Кто больше задаст разных вопросов?»

«Играем в КВН?»

 

«Угадай, какой предмет загадали?»

«Что мы видим на картине?»

«Что под салфеткой?»

«Угадай, что за предмет?»

 

«Что в чудесном мешочке?»

«Угадай, что загадано?»

Фишки 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетные картины, игрушки

 

Мешочек с предметами простой геометрической формы, мяч, фишки

 

Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки

7-8 предметов

 

Карточки с символами, обозначающими вопрос

Карточки с символами, обозначающими вопрос, сюжетная картина

Карточки с символами, обозначающими вопрос

Схемы

6-7- предметов, схемы

Схемы, картина

 

5-6 предметов, 3 салфетки, схемы

5-6 предметов, 3 салфетки

3-4 предмета, мешочек

Фишки

    II блок «Формирование целостной картины окружающего мира,

категорийных понятий»

Задачи

Формы работы

Тематика

Материал

Закрепить умение обобщать понятия: насекомые, домашние животные, звери, птицы. 

Закрепить знания о развитии животных, способах существования.

 

 

 

Закрепить понятие  «город»

Закрепить воинские звания

 

 

 

Закрепить название профессий.

Уметь определять предметы, необходимые для человека определенной профессии.

 

 

Закрепить умение классифицировать транспорт.

 

 

 

 

Называть цветы и классифицировать их месту роста: садовые, полевые.

 

Продолжать учить классифицировать насекомых.

Закрепить способность определять периоды роста насекомых: бабочка, муравей, пчела.

 

Словесные игры 

 

 

Словесные игры

 

 

 

 

 

Дидактические игры

 

 

 

Словесные игры

 

Логические задачи

Словесная игра

 

Дидактическая игра

Словесная игра

Игра-беседа

 

 

Словесные игры

 

Дидактическая игра

Игра-беседа

Словесные игры

Дидактическая игра

 

 

«Кто больше», «Родственники», «Хитрые вопросы» 

«Концовки», «Кто кем становится», «Отвечайте, правда ли?», «Перепутанница», «Небылицы»

«Без чего не может быть», «Мой дом», «Дома зверей»

 

«Цепочка ассоци­аций»

 

«Родственники»

 

 

«Небылицы»

«Добавлялки»

«Кем я буду и каким»,

«Разные профессии»

 

«Родственники», «Хитрые вопросы»

«Поезд»

«Букет»

«Родственники», «Хитрые вопросы»

«Путанница»

«Что сначала, что потом»

 

Картинки 

 

 

 

Схемы-картины

 

 

Картинки-нелепицы

 

Картинки

 

 

Лото

 

 

 

 

 

Картинки-схемы

 

Картинки

 

 

 

 

 

 

 

Картинки

 

 

 

 

 

Закрепить умение определять время года по признакам. 

 

 

Развивать способность классифицировать рыбы, выделяя их среди других водных существ.

 

Развивать аналитические способности – выделять космические объекты среди других.

 

Развивать аналитические способности: выделять предметы, необходимые для получения хлеба и уметь доказать свой выбор.

 

Учить выделять членов семьи среди других людей

Словесные игры -логические задачи 

 

Логические задачи

 

 

Словесные игры

 

 

 

 

Словесные игры -логические задачи

 

 

Словесные игры -логические задачи

«Это правда или нет?», «Концовки», «Родственники»,  «Доскажи словечко», «Небылицы» 

«Небылицы»

 

 

 

 

 

«Родственники»,  «Доскажи словечко»

«Без чего не бывает?»,

«Папа – пекарь»

«Я мою руки», «Дружная семья»

 

 

 

 

 

 

Картинки

Проблемной является любая теорети­ческая или практическая ситуация, в ко­торой нет соответствующего обстоя­тельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема — это затруднение, неопре­деленность. Чтобы устранить ее, требу­ются действия, в первую очередь иссле­дование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблем — дело непростое.

С точки зрения развития исследова­тельских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребе­нок, начиная собственное исследова­ние, четко сформулировал проблему, т.е. определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Если рассуждать формально, это необходи­мо. Но кроме формальных рассуждений есть еще реальность, о которой не сле­дует забывать.

Положение о том, что формулирова­ние проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества — всегда шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возни­кает лишь тогда, когда проблема уже ре­шена. Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная по­иск, далеко не всегда ясно осознает, за­чем он это делает, и уж тем более не зна­ет, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ре­бенком, мы старались проявлять гибкость, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне до­статочно ее общей, приблизительной характеристики.

Мы считаем, что акт творчества окажется сущест­венно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть про­сто выведен из начальных условий. Часто ребёнок  не знает, что он хочет ска­зать, до того, как что-то скажет. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достиже­нием, по мере решения проблемы. Творчество — созидание нового, пре­образование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, от­крывая, уточняя, интегрируя вновь от­крывающиеся возможности, ребёнок одновременно конкретизирует и видо­изменяет стоявшую перед ним вначале  проблему.

Поэтому и от ребенка мы не требовали ясного словесного оформления проблемы исследования.

В ходе выполнения такого рода заданий мы старались воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечали наибо­лее интересные, оригинальные версии.  Метод наблюдения лишь внешне вы­глядит простым, на практике это не так. Наблюдению мы учили, и это отнюдь нелегкая задача.

Эффективным заданием для развития умения наблюдать становилось наше предло­жение рассмотреть какие-либо инте­ресные и вместе с тем хорошо знако­мые детям предметы, например осен­ние листья (дере­вья, яблоки и др.).

Листья я или воспитатель предлагали взять в руки, вни­мательно рассмот­реть, определить форму, назвать цвета. Говорили и о том, где они растут и почему каждой осенью меняют цвет и опадают.

В качестве уп­ражнения для раз­вития способнос­ти к наблюдению используется задание «На­блюдение очевид­ного».

Одним из базовых умений исследова­теля является умение выдвигать гипоте­зы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гиб­кость мышления, продуктивность, а так­же такие личностные качества, как ре­шительность и смелость. Гипотезы рож­даются в результате логического (словесного) и инту­итивного мышления.

Гипотеза — это предположительное, вероятностное знание, еще не доказан­ное логически и не подтвержденное опытом. Изначально гипотеза не истин­на и не ложна — она просто не определе­на. Стоит ее подтвердить, как она стано­вится теорией; если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение. Для детских исследований, направ­ленных на развитие творческих спо­собностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и провокаци­онные идеи.

Выдвижение гипотез, предположе­ний и нетрадиционных (провокацион­ных) идей — важные мыслительные на­выки, обеспечивающие исследователь­ский поиск и, в конечном счете, про­гресс в любой творческой деятельнос­ти.

Как рождаются гипотезы. В профес­сиональной исследовательской работе обычно бывает так: ученый думает, чи­тает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (они обычно называются пилотажными), в результате находит какое-то противо­речие или новое, необычное. Причем чаще всего это «необычное», «неожи­данное» обнаруживается там, где дру­гим все представляется понятным и яс­ным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно, говорили еще древние греки.

Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают на­блюдения и эксперименты.

Итак, гипотезы возникают как воз­можные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе иссле­дования. Построение гипотез — основа исследовательского, творческого мыш­ления. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем и за­тем — в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных эксперимен­тов — оценивать их вероятность.

Таким образом, гипотезы дают воз­можность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Ценность предположений, даже са­мых нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузить­ся в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизве­данное невозможно.

Бывают и совершенно иные, особен­ные, неправдоподобные гипотезы — их обычно называют провокационными идеями. Это может быть, например, такая идея: «Птицы находят дорогу на юг потому, что ловят специ­альные сигналы из космоса».

Гипотезы, предположения, а также различные прово­кационные идеи позволяют ставить реальные и мыс­ленные экспери­менты. Чтобы на­учиться вырабаты­вать гипотезы, на­до научиться раз­мышлять, задавать вопросы.

Генезис вопросов имеет существенное значение для понимания процесса развития познавательных ин­тересов ребенка, ибо вопросы являются специфическим и ярким индикатором наличия таких интересов.

Установлено, что ребёнок-логопат, так же как обычный ребёнок,  проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений; во­просы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью со­поставить прежний опыт с новым, най­ти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются стремлением к самостоятельности в ре­шении возникших задач, желанием проникнуть за пределы непосредствен­но воспринимаемого, способностью к более опосредствованным способам познания. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах. Об ус­тойчивости познавательного интереса говорит и то, что ребенок вновь и вновь обращается к интересующему объекту или явлению.

Непременными условиями проведе­ния всех игр-занятий мы выделяли также создание дружелюбной, раскованной обстановки, поощрение не только ак­тивно участвующих в деятельности, но и тех, кто не проявляет в данный мо­мент необходимую инициативу, отсут­ствие какой бы то ни было критики в ад­рес детей. Это позволяет каждому ре­бенку почувствовать уверенность в том, что над его вопросами не будут смеять­ся и что он обязательно сможет про­явить себя, пусть в следующий раз.

Форма проведения игр может быть различной — фронтальной или подгрупповой, но последняя, несомненно, дает лучший эффект.

Одними из главных компонентов информационной культуры человека можно считать следующие виды деятельности:

•   поиск информации;

•   восприятие;

•   классификация;

•   нравственная оценка (фильтрация информации);

•   обработка (анализ, синтез);

•   использование информации.

Овладение родным языком, развитие речи, является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, тем более ребенка-логопата. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. При интегрированных усилиях учителя-логопеда и воспитателя способен овладеть правилами звукового оформления слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы. Кроме того, ребенок способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание текста, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.

Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления успешно может развивать в познавательно-исследовательской деятельности детей. Планирование, решение, выполнение и анализ любой деятельности невозможен без речевого акта, и как этим ребенок пользуется, необходимо внимание педагога.

Приложение

Обучение исследовательским действиям

Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы

Умение видеть проблемы — интегративное свойство мышления. Развивает­ся оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и все же можно подобрать специальные упраж­нения, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

«Смотреть на мир чужими глазами»

Одно из самых важных условий в про­цессе выявления проблемы — способ­ность изменить точку зрения, посмот­реть на объект исследования с разных сторон. Это позволит увидеть то, что ус­кользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными туча­ми, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуа­ры, газоны, дороги…». Предлагаем им продолжить рассказ. Сделать это необ­ходимо несколькими способами. Пред­ставить, что ты гуляешь во дворе с друзьями — как ты отнесешься к появле­нию первого снега? Затем представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, летчик, отправляющийся в по­лет, ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сю­жеты, нужно учить детей смотреть на од­ни и те же явления и события с раз­ных точек зрения. В качестве об­разца, способно­го активизиро­вать процесс составления и кол­лективного об­суждения продол­жений, можно ис­пользовать стихо­творение одного мальчика из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

Если б только мы умели

Понимать язык зверей,

То услышали б, наверно,

Что щебечет воробей,

Что лягушки на болоте

Громко выразить хотят,

Почему, когда уснете,

Мыши под полом пищат,

Что в листве поет синица

И зачем защелкал клест,

Почему сове не спится,

Что мурлычет серый кот

И зачем в тиши лесной

Громко плачет козодой.

 «Сколько значений у предмета»

Повысить — и одновременно проверить — уровень развития этой способности можно с помощью заданий, разработанных американским психологом Дж Гилфордом.

Детям предлагается хорошо знакомый им предмет (кирпич,  газета, кусочек мела, карандаш и т.п.).

Дается задание — найти как можно боль­ше вариантов нетрадиционного, но ре­ального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии, и, конечно же, чем их больше, тем лучше.

При вы­полнении этого задания  не следует спешить с критикой, но засчитывать надо только те вариан­ты, которые дейст­вительно приме­нимы в жизни.

Наблюдение как способ выявления проблем

Увидеть проблему можно пу­тем наблюдения и элементарного ана­лиза действительности. Проблемами для детских исследований вполне могут стать такие, как «Почему светит солн­це?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи могут разговаривать?».

Ребенку предлагают рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что он видит именно в данную минуту. При этом подчеркнуть, что говорить он должен не о том, что может показаться ему, благодаря предыдущему опыту. На­пример, в качестве объекта для рассматривания выступает знакомый человек, о котором у ребенка уже есть некое пред­ставление (длина и цвет волос, цвет глаз, рост и т.д.). Теперь же можно опре­делить, каким в данный момент являет­ся направление взгляда, опущены или приподняты уголки губ, каковы цвет ко­жи или прическа и покрой одежды и т.д. Можно поговорить с детьми о том, ка­кую информацию из собственного опыта мы можем получить об этом че­ловеке. Например, можно описать, что он чем-то расстроен. Это может быть вызнано разными причинами. Какими? Мы узнаем, если проявим к человеку внимание, стремление помочь, погово­рим с ним о нем самом.

«Наблюдаем настроение»

Особую значимость для развития пси­хосоциальной сферы имеют наблюде­ния, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или сказочного героя побуж­дают к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказках. Так ребенок не только устанавливает связи произведений искусства и реаль­ной жизни, но и, что особенно важно, исследует всю палитру настроений, ди­намику чувств, эмоций, мотивов пове­дения и деятельности других людей.

Прекрасный материал для этого мож­но найти в сказках. Вот, например, «Дворовичок» из книжки Тимофея Белозерова «Сказки», где автор просто и очень интересно показывает динамику изме­нения настроения сказочного героя.

В заброшенном амбаре,

Где прятался сверчок,

На старенькой гитаре

Бренчал Дворовичок,

Нестриженый, немытый,

Скучающий с утра,

Бренчал, давно забытый

Хозяином двора.

Скрипел в амбарной щелке

Задумчивый сверчок,

И с грустью о метелке

Вздыхал Дворовичок…

И вдруг ворота настежь!

Девчушка лет шести

Ему сказала:

— Здрасте!

Я — Ключикова Настя.

Идемте двор мести?

Со лба стряхнула челку

И подняла метелку.

Усами в щелке двигал

Взволнованный сверчок.

И прыгал,

Прыгал,

Прыгал

Седой Дворовичок,

Он прыгал и смеялся,

Как малое дитя,

К метелке прикасался,

Слезинками

Блестя:

— Какое это счастье —

Мести, мести, мести!

…Во всем дворе у Насти

Соринки не найти.

Подстриженный, умытый,

С бородкой на бочок.

Походкой деловитой

Ходил Дворовичок,

А в тишине амбара,

За темною стеной,

Печалилась гитара

Расстроенной струной.

После чтения можно провести кол­лективную беседу о том, как и почему изменилось настроение Дворовичка.

Игра «Карусель»

Игра создает ощуще­ние быстрой смены и событий, и внут­реннего состояния человека: мыслей, чувств, эмоций.

Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель»: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над го­ловой. После каждого полного оборота делают остановку в разных «мирах», на­пример в «мире Воды» (Воздуха, Земли, Огня). Это помогает детям заметить во­круг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше. Например, вода в блюдце под цветами, капли воды на столах, вода, текущая из крана, дождь за окном и т.д.

Игра «Волшебные превращения»

На ее основе можно провести мысленный эксперимент, например, как «стихия ог­ня» воздействует на изменения физиче­ских свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Тема одна — сюжетов много.

Учимся выдвигать гипотезы

В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.

Упражнения первого типа

Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?

Почему птицы поют?

Почему весной появляют­ся почки на деревьях?

Почему течет во­да?

Почему дует ветер?

Почему металли­ческие самолеты летают?

Почему быва­ют день и ночь?

Какими, например, могут быть гипо­тезы в данном случае: «Птицы опреде­ляют дорогу по солнцу и звездам»; «Птицы сверху видят растения (де­ревья, траву и др.) — они указывают им направление полета»; «Птиц ведут те,

кто уже летал на юг и знает дорогу»; «Птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним»; «А может быть, у них внутри есть компас, как в самолете или на корабле?».

Упражне­ния второго типа

Они позволяют развивать способ­ность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. (Отметим, что, делая предположения, мы обычно использу­ем   следующие   слова:   может  быть, предположим, допустим, возможно, что если…).

1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или бо­лее из этих предметов? (Ветка дерева, телефон, кукла, фрукты, гоночный авто­мобиль, книга, самовар, барабан.) Очень эффективно упражнение, пред­полагающее обратное действие. Напри­мер, при каких условиях эти же предме­ты могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

2. Упражнения на выдвижение гипотез о том, почему детеныши животных лю­бят играть? Весной тает снег? Одни хищные животные охотятся ночью, а Другие днем? Цветы имеют такую яр­кую окраску? Самолет оставляет след в небе? Не тонут металлические кораб­ли? Луна не падает на Землю? Светит Солнце? Бывают наводнения? Зимой идет снег, а летом дождь? Предложите по нескольку гипотез на каждое из этих почему, несколько провокацион­ных идей.

3. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы: «Дети стали больше играть во дворах. Миша весь вечер играл со строительным кон­структором. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги. Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. Друзья поссо­рились».

4. Задания типа, например, что бы произош­ло, если бы вол­шебник исполнил три самых главных желания каждого че­ловека на Земле? (Дж. Фримен).

5. «Птицы низко летают над землей»; («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо высказать два самых логичных предположения и два самых логичных объяснения. Задание станет еще интереснее, если попытаться при­думать два-три самых фантастических я неправдоподобных объяснения.

6. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов (слоны -меньше кошек, люди — в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас и др.). Что бы произошло? Придумайте не­сколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Учимся задавать вопросы

В свободной бесе­де ребенок задает вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что он хочет узнать. Однако в ситуации, требующей от него задавания вопросов (например, при предъявлении картин­ки), испытывает большие затруднения, и часто вместо вопросов следует описа­ние ситуации. Для детских произволь­ных вопросов характерна также определенная стереотипность:

1) ребенок задает по картинке вопросы только од­ного типа;

2) все вопросы задаются в од­ной форме, т.е. формально вопросы стереотипны, но фактически за ними сто­ит разный познавательный смысл.

Наличие такого рода негативных осо­бенностей в развитии детской вопросительности убеждает в том, что необходи­мы эффективные меры ее поддержания.

Серия игр («тренинг  умения задавать вопросы»)

Работа строится в три этапа, каждый из кото­рых  направлен на решение опреде­ленной задачи.

1-й этап. Цель — знакомство с вопро­сом как формой приобретения инфор­мации, знаний, активизация речевой по­исковой активности. На этом этапе в раз­личных играх детям предлагается зада­вать вопросы в свободной форме. Введе­ние фишек, присваиваемых за правиль­но сформулированный вопрос, а также элементов соревнования позволяет со­здать и поддержать дополнительную мо­тивацию к предлагаемой деятельности.

 

2-й этап. Цель — освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содер­жание. Работа на этом этапе предусматривает обучение детей оформлению различных вопросов; при этом для об­легчения задачи вводятся визуальные знаки, обозначающие то или иное во­просительное местоимение, с которого следует начинать формулировку вопро­са. Активно используются пиктограммы, которые вводятся постепенно на протяжении вось­ми игр. Пиктограммы изображе­ны на карточках квадратной формы размером 15×15 см; каждая из них обязательно имеет спой цвет. Дополнительно изготовлены небольшие по размеру фишки таких же цветов — они выступают в качестве средств стимули­рования к задаванию различных по оформлению вопросов.

Пиктограммы могут быть — по усмотрению воспитателя — заменены на другие. Хороший эффект дает предварительное обсуждение с детьми тех знаков, которые будут затем изображены на карточках. Это поможет быстрее запомнить соответствующие слова и словосочетания, с которых дол­жен начинаться вопрос.

3-й этап. Цель — формирование уме­ния осуществлять целенаправленный по­иск неизвестного с помощью вопросов. Переход к этому этапу происходит после успешного освоения материала предыду­щего. Содержание этого этапа предусмат­ривает проведение игр, в которых с по­мощью вопросов, но без опоры на нагляд­ные символы необходимо выяс­нить, какой предмет спрятан. Число игр на этом этапе определяется степенью ус­пешности освоения стратегии поиска, направленной от выяснения существен­ных характеристик вещи (ее назначения, функции и т. п.) к выявлению внешних свойств. Игры этого этапа однотипны.

Игры первого этапа

Ход проведения. Воспитатель сооб­щает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто боль­ше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы уз­нать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмо­трите внимательно на нее. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить ничего из того, что на ней изображено. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Дается время на обдумывание (1-2 минуты).

Далее дети задают вопросы. Воспита­тель включается в процесс, если они за­дают в основном стереотипные вопросы, — это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы пока­зать, что воспитатель — равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?» Дальше дается формулировка вопроса по картинке).

По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, тот и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех уча­ствовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать боль­ше вопросов. Отметить и тех, кто не за­дал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится.

Что в чудесном мешочке?

Материал. Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусо­чек мыла), мяч или любой другой пред­мет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

Ход проведения. Игра может про­водиться в дополнение к занятию.

«Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем зада­вать по очереди: кому попадет мяч в ру­ки, тот и задает вопрос. Каждый, кто за­дал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!»

Воспитатель дает мяч одному из де­тей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ре­бенку, кто попросит.

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в кон­це игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

Вопрос-ответ

Материал. Две разные игрушки, не­знакомые детям, фишки.

Ход проведения. Дети делятся на две команды. Каждой дают игрушку и одинаковое число фишек (10-15).

Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет; другая — отве­чать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой оста­нется больше фишек».

Время для рассматривания — 3-4 ми­нуты.

Когда вопросы иссякнут, команды ме­няются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не по­рицать, не говорить, какой неинтерес­ный вопрос задан.

В конце игры подсчитывается остав­шееся число фишек

Визуальная  «Данетка» (вариант 1)

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда и т.п.

Ход проведения. Предметы раскла­дывают на столе.

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите (дается время).

Сейчас я буду задавать разные вопросы, чтобы узнать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?»

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

— Этот предмет нужен в хозяйстве?

— Его едят?

— Его надевают на тело?

— Он лежит посередине стола? Он ле­жит рядом с…?

— Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определен­ной логики: от назначения предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я зага­даю один из предметов, а вы будете за­давать вопросы».

Затем можно предложить двум-трем детям загадать предмет.

Визуальная «Данетка» (вариант 2)

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения (как в предыду­щей игре), фишки.

Ход проведения. Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с пред­метами.

«Мы в прошлый раз играли в инте­ресную игру. Она называется «Данетка». Хотите еще раз в нее поиграть? Только теперь мы будем играть коман­дами: сначала одна команда загадает какой-нибудь предмет, а другая будет отгадывать с помощью вопросов. По­том мы поменяемся ролями. Та коман­да, которая задаст больше вопросов, выигрывает».

Дети одной команды задают вопро­сы, а дети другой команды отвечают «да» или «нет». Затем меняются ролями. Воспитатель при необходимости ока­зывает помощь в формулировке во­просов. Игры второго этапа

Учимся задавать вопросы (вариант 1)

Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки, какой-нибудь предмет, например машина (у предмета должны быть части разной формы, раз­ного цвета).

Ход проведения. Воспитатель при­влекает внимание детей: «Посмотрите, какай v меня машина. Сегодня мы будем задавать вопросы, но не простые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту кар­точку (что?), нужно задать вопрос, кото­рый начинается со слова «Что?». Когда покажу карточку с контуром треуголь­ника, нужно спрашивать, какой формы. Если покажу карточку с цветным тре­угольником, спросите у меня: «Какого цвета?». За каждый вопрос дается фиш­ка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно? Если что-то забу­дете, я буду напоминать».

Далее воспитатель по очереди подни­мает карточки с разными символами. В конце подводится итог. Отмечаются ус­пехи всех детей, даже если они не смог­ли набрать очень большое число фи­шек. В этом случае желательно выразить уверенность в том, что в следующий раз они обязательно смогут задать много вопросов.

Учимся задавать вопросы (вариант 2)

Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную форму­лировку вопроса, фишки, три-четыре предмета, расставленных на столе (должны иметь части разной формы, разного цвета, разного размера). На­ряду с ранее упомянутыми использу­ются карточки с символами, обозна­чающими вопросы «Где?», «Сколько?», «Для чего?».

Ход проведения. Воспитатель ука­зывает на стол: «Посмотрите, на столе находится несколько предметов. Сего­дня мы тоже будем задавать вопросы по карточкам. Давайте вспомним, с ка­кого слова должен начинаться вопрос, когда я покажу вот эту карточку («Что?»; далее по очереди показывает карточки, использованные в предыду­щей игре).

Сегодня появятся две новые карточ­ки: вот эта будет означать, что вопрос Должен начинаться со слова «Сколь­ко?», а эта показывает, что спрашивать надо, начиная со слова «Где?». За каж­дый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно? Если забудете, я буду напоми­нать».

Далее воспитатель по очереди подни­мает карточки с разными, символами. Дети задают вопросы с соответствую­щей формулировкой. В конце подво­дится итог.

Спрашиваем сами

Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формули­ровку вопроса (Что это? Какого цвета? Какой формы? и др.), фишки, сюжетная картинка, к которой можно задать во­прос, вскрывающий причинно-следст­венную связь. (Почему девочка плачет? Почему мышь оказалась в бутылке? И т.п.). Наряду с ранее использованными применяются карточки с символами, обозначающими вопросы «Почему?» и «Что делают?». Ход проведения. Воспитатель разъ­ясняет содержание игры: «Сегодня мы будем задавать вопросы по карточкам, но теперь я уже не буду показывать, ка­кой вопрос надо задать. Все карточки со значками находятся перед вами. И вы сами решите, какой вопрос задать. Появятся две новые карточки. Поста­райтесь задать вопросы и по ним. Пер­вая карточка означает, что надо задать вопрос, начинающийся со слова «поче­му»; на второй карточке изображено, как люди занимаются спортом, — зна­чит, надо задать вопрос, который начи­нается со слов «что делают». Все поня­ли? Ничего не забыли? Давайте все вме­сте повторим, какие вопросы можно за­давать (показывает на ту или иную, карточку и называет слова, с которых начинается вопрос). Сегодня мы будем играть командами (дети делятся на команды). За каждый вопрос команда получает фишку. Выигрывает та, которая получит больше фишек. Вниматель­но посмотрите, что изображено на кар­тине. По моей команде начинаем: «Раз, два, три, начни!».

Далее дети формулируют вопросы. Игра проводится в течение 10-12 ми­нут. В конце подводится итог.

Кто больше задаст   разных вопросов?

Материал. Карточки с символами, обозначающими разные вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?», «Почему?», «Для чего?», «Где?», «Что делают?»; фишки (квадраты) соответствующего цвета, не­сколько предметов (четыре-пять), расположенных на столе.

Ход проведения. Карточки с симво­лами раскладывают в поле зрения детей. Воспитатель говорит: «Сегодня мы постараемся задавать разные по форме вопросы. Спрашивать нужно о предме­тах, находящихся у меня на столе. За каждый вопрос дается квадрат соответ­ствующего цвета. Например, вы спроси­ли, какой формы этот предмет, значит, получаете квадрат (…) цвета. Если зада­дите еще один вопрос, начинающийся со слов «какой формы», квадрат вы уже не получаете. Выигрывает тот, кто полу­чит больше квадратов разного цвета».

В ходе игры надо обязательно поощ­рять каждого ребенка за поставленный вопрос («Какой интересный вопрос, как ты это сумел заметить, какой ты наблю­дательный!» и т.п.).

В конце игры подводится итог, подсчитывается число полученных детьми квадратов, выявляется выигравший.

Играем в КВН

Материал. Все карточки с символа­ми, обозначающими разные вопросы, фишки двух цветов, например красно­го и синего.

Ход проведения. Знакомые детям карточки с символами раскладываются в поле зрения детей; остальные лежат на столе воспитателя. Он говорит: «Сего­дня мы будем с вами играть в КВН. Весе­лые и находчивые стараются быстро за­дать вопрос и быстро на него ответить. Но сначала мы познакомимся с новыми карточками. Далее воспитатель показы­вает по очереди карточки «Куда?», «От­куда?», «Когда?» и уточняет, какой из символов что означает. На этой карточ­ке нарисованы часы — это значит, что можно задавать вопросы, которые на­чинаются со слова «Когда?». Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет называться «Вопрошайка», а другая — «Почемучка»».

Дети делятся на две команды.

Воспитатель напоминает: «Одна ко­манда спрашивает, а другая отвечает, потом они меняются ролями. За каж­дый заданный вопрос члены команды получают синюю фишку, за каждый правильный ответ — красную фишку.  Выигрывает та команда, которая набе­рет большее количество фишек. Но сначала небольшая разминка. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Та команда, которая даст ответ быстрее, получает фишку.

— Когда люди завтракают?

— Куда течет река?

— Откуда идет школьник?

— Когда тает снег?

— Почему весной текут ручьи?

— Когда садится солнце?

Молодцы, хорошо отвечали. Мы размялись, а теперь команды будут играть между собой».

Сначала спрашивает «Почемучка», а «Вопрошайка» отвечает, затем наобо­рот. Игра проходит в течение 10-15 ми­нут. Затем подводится итог. Желательно спросить: понравилась ли детям игра? Было ли интересно? Хотели бы они еще раз поиграть в такую игру?

Угадай, какой предмет загадали

Материал. Шесть-семь различных по назначению предметов, карточки с символами всех вопросов, фишки двух цветов.

Ход проведения. Воспитатель сооб­щает название игры: «Сегодня мы будем играть в игру «Угадай, какой предмет за­гадали». Я загадаю какой-нибудь из предметов, разложенных на столе. Что­бы угадать, что это за предмет, нужно спрашивать про него, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет — красная. За­помните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спра­шивать так: это машинка? Это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. В кон­це игры мы подсчитаем, кто, сколько красных и синих фишек набрал. Зада­вать вопросы нам помогут карточки. Вспомните: какие вопросы нельзя задавать? (Ответы.) Начинаем».

Воспитатель загадывает какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета…», «Где он стоит?»), но не вопросов, представляющих собой перебор вариантов («Это машина?», «Это совочек?»).

Игра проводится  несколько раз. Время проведения не более – 10-15 минут. По окончании подводится итог, определяется выигравший. Остальным детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не так хорошо, как могли бы.

Что мы видим на картинке

Материал. Картинка, на которой изображен какой-нибудь сюжет (переезд на новую квартиру, стройка, зимние развлечения и т.п.; главное, чтобы было изображено движение, действие), кар­точки с символами всех вопросов, квад­раты, соответствующие цвету карточек, фишки какого-либо цвета, например красного, молоточек, свисток либо что-то другое для подачи звукового сигнала, флажок.

Ход проведения. Карточки нахо­дятся в поле зрения детей.

Воспитатель говорит: «Сегодня в во­просах и ответах будут соревноваться две команды — «Вопрошайка» и «Почемучка». Одна задает вопрос, а другая отвечает; по­том наоборот. За каждый заданный во­прос команда получает фишку опреде­ленного цвета, за ответ — красного цвета. Члены команды должны задавать вопрос по очереди, а чтобы не забыть, кому спра­шивать, будем передавать друг другу фла­жок. Выигрывает та команда, у которой больше фишек разного цвета. По моему сигналу игра начинается и по сигналу за­канчивается. Посмотрите внимательно на картинку (1-2 минуты)».

Игра продолжается 12-15 минут. За­тем подводится итог: подсчитывается общее число фишек, набранных коман­дами; подсчитывается число фишек разного цвета; поощряются дети, задав­шие интересные вопросы и давшие развернутые ответы.

Что под салфеткой?

Материал. Карточки с символами вопросов, пять-шесть предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, нож, книга), три салфетки.

Ход проведения. Три предмета раскладываются на столе, и каждый накрывается салфеткой. Воспитатель говорит: «Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед вами очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».

Дети задают вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убирают, предмет показывают детям. Салфеткой накрывают другой предмет (чтобы дети его не увидели, можно предложить им на несколько секунд закрыть глаза). В целом игра продолжается 15-20 минут.

В ходе игры поощряется инициатива детей, стимулируются дети, пассивно себя проявляющие («А теперь ты задай во­прос»; «А теперь ты спроси» и т.п.), поощ­ряется определенный алгоритм движения мысли: «Ваня спросил: для чего он нужен? Это хороший вопрос, он поможет быст­рее отгадать предмет, теперь можно спра­шивать уже и про свойства предмета».

Примечание. При вопросах о функ­циях желательно, чтобы первый ответ не наталкивал на отгадку. Можно пред­ложить следующие варианты ответов:

— игрушка — чтобы играть;

— элемент одежды — это человек на­девает на себя;

— овощ — нужен для приготовления пи­щи, например салата, супа (в зависимос­ти от того, какой   овощ используется);

— фломастер — чтобы оставлять на бумаге следы, рисовать;

— нож — разрезать что-либо;

— книга — можно узнать много инте­ресного.

Игры третьего этапа

Угадай, что это за предмет

Материал. Пять-шесть предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, тетрадь, ножницы, ручка), три салфетки.

Ход проведения. Проводится по ти­пу предыдущей игры, но без опоры на карточки с символами вопросов.

Что в чудесном  мешочке?  

Материал. Три-четыре предмета, мешочек.

Ход проведения. Воспитатель вкла­дывает какой-либо предмет в мешочек так, чтобы дети его не видели.

«У меня есть чудесный мешочек. Но он может раскрыться и показать, что в нем есть, только если вы сумеете отга­дать, что это за предмет. Для этого нуж­но у меня спрашивать об этом предмете, а я буду отвечать на ваши вопросы. Во­просы можно задавать разные. Главное, чтобы они вам помогли узнать о нем как можно больше».

Игра продолжается 15-20 минут. В ходе игры необходимо поощрять детей к задаванию вопросов так же, как это де­лалось в предыдущей игре.

Угадай, что загадано

Материал. Фишки для активизации вопросительной деятельности детей.

Ход проведения. Воспитатель говорит: «Сейчас  я загадаю какой-нибудь предмет из тех, что находится в группе. Вы меня спрашивайте  об этом предмете, я буду отвечать. Нужно стараться задавать вопросы так, чтобы выяснить о предмете как можно больше. И не забывайте о том, что было сказано о загаданном предмете. За вопросы  будут даваться фишки. Но не за все: не дается фишка за повторяющие вопросы и за вопросы типа «Это машинка? Это кукла? Это кастрюля?»

Затем предлагается загадать предмет из окружающей обстановки двум-трем детям. Воспитатель остается равноправным участником игры. По ее окончании подводится итог – подсчитывается количество полученных детьми фишек.

Игры на развитие логического (словесного) мышления

Животные

Словесная игра «Концовки»

Если жираф выше тигра, значит, тигр… Если слон тяжелее зебры, значит зебра… Если крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица… Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха… Если гепард бегает быстрее черепахи, значит черепаха…

Словесная игра «Кто больше»

Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?» Тот дол­жен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.

 

Словесная игра «Родственники»

Елка — родственница ежа, потому что…. Клубок — родственник ежа, потому что…. Медведь — родственник ежа, потому что…. Енот — родственник ежа, потому что….

Дидактическая игра «Без чего не может быть?»

У ребенка картинка с изображением животного и набор кар­тинок, из которых он должен выбрать те, на которых изображено то, без чего это животное не может существовать.

Собака — кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин. Лошадь — грива, овес, сбруя, конюшня. Корова — молоко, вымя, трава, ведро. Кошка — мышка, мясо, ког­ти, блюдце, молоко. Коза — мясо, дом, ро­га, веревка.

Дидактическая игра «Мой дом»

У ребенка большие карточки с изображе­нием леса и деревенского домика с ого­родом и конверт с набором изображе­ний диких и домашних животных. Ребе­нок должен разместить их по своим ме­стам, объясняя свои действия.

Дидактическая игра «Дома зве­рей»

Для игры нужны изображения шести зверей (слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь), разных по величине. Сами рисунки должны быть одинакового раз­мера. Шесть домиков — квадраты со сто­роной 17, 15, 13, 11, 9, 7 см. Разложите дома — от большого к меньшему и пред­ложите ребенку расселить зверей. По­сле этого скажите: «Звери пошли гулять. (Перемешайте картинки с их изобра­жениями и отложите в сторону) На прогулке зайчик вспомнил

что забыл дома морковку. Помогите зайчику най­ти свой дом». Так могут возвращаться домой разные животные.

Словесная игра «Отвечайте, проедали?»

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами щелк.

Хищник — тигр и хищник — волк.

Отвечайте, правда ли?

Ночью, в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечайте, правда ли?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечайте, правда ли?

Хитрые вопросы

Когда козе ис­полнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой) По чему конь ска­чет? (По дороге) У собачки Микки ро­дились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят роди­лось у Микки? (У собачки не могут ро­диться котята) Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Крокодилы не живут на Северном полюсе) Какого цвета волосы у колобка? (У колобка нет волос) Кто громче мычит: петух или ко­рова? (Петух не мычит) Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клеточку не бывает)

 

Кто кем становится

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок —

Взрослая… (собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был… (теленком).

А кудрявый баран –

Маленьким… (ягненком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким… (котенком).

А отважный петушок –

Крохотным… (цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают утки –

Специально для ребят –

Тех, кто любит шутки.

Перепутаница

Погляди-ка, у зайчонка

Меду полных два бочонка,

А у рыженькой у белки

Три морковки на тарелке.

А орешки — у бычка,

Два дубовых сундучка.

А у Пети-петушка

Травки целых три мешка.

У мохнатых медвежат

В миске зернышки лежат.

А у Журы-журавля

Три тарелки киселя.

А у Маши в кружке

Квакают лягушки.

Лягушонок скачет –

Что же это значит?

Это значит,

Что все тут перепутано.

А теперь попробуй сам

Все расставить по местам!

Небылицы

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ежи

Строят гнезда из лапши.

На коня баран залез

И поехал прямо в лес.

Родина

Словесная игра «Цепочка ассоци­аций»

Первый игрок говорит: «Роди­на». Следующий ассоциирует его со сло­вом «город» и т,д. Так выстраивается цег. почка ассоциаций. Например, город, столица, Москва, Красная площадь, Кремль и т.д.

Армия

Логические задачи

Шел зимой сол­дат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг ре­ка. Как ему перейти через реку? (Пешком по льду)

У какой птицы на крыльях звезды? (У стальной, у самолета)  Словесная Игра «Родственники»

Самолет (пушка, артиллерист, гимнаст, терка, парашют) — родственник одуванчика, потому что….

Профессии

Небылицы

Кисточкой повар размешивает суп.

А ложкой художник рисует старый дуб.

Учительница в школе рубашки детям шьет.

Швея детишек учит и песенки поет.

Старый добрый плотник лечит малышей.

А молоток и гвозди нужны лишь для врачей.

Словесная игра «Добавляли»

Воспитатель, описывая объект, называет несколько предметов, дети добавляют недостающие слова для завершения описания. Например: класс, учитель, парта. Что надо добавить, чтобы получилась школа? (Ученик, тетрадь и т.п.).

Прилавок, продавец – магазин; врач, кабинет – больница; читальный зал, книги – библиотека; дети, группа – детский сад; кастрюли, повар – столовая.

Игра – беседа «Кем я буду и каким?»

Вопросы для беседы. Кем вы станете, когда вырастите? Сколько профес­сий может освоить человек? Назовите «говорящие» профессии? (Пожарный, лекарь, учитель..) Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему? Прочитайте стихотво­рение.

Разные профессии

Самолетом правит… (летчик).

Трактор водит… (тракторист).

Электричку… (машинист).

Стены выкрасил… (маляр).

Доску выстрогал… (столяр).

В доме свет провел… (монтер).

В шахте трудится… (шахтер).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает… (молодец).

После прочтения стихотворения беседа может быть продолжена. Вопросы: человек, который не умеет рисовать, может быть художником? Бывает ли, что дворник не умеет подметать, продавец – считать, взвешивать?

Транспорт

Хитрые  вопросы

Когда человек может двигаться со скоростью машины? (Когда он едет в этой машине).

По чему ездят машины? (По дороге)

Автобус ехал в Красноярск, ему навстречу еще два автобуса. Сколько автобусов приехало в Красноярск? (Один.)

Словесная игра «Родственники»

Пожарная машина — родственница (ко­стра, лейки, многоэтажного дома, вра­ча, велосипеда), потому что…

Дидактическая игра «Поезд»

Потребуются десять карточек (вагончики) с изображением разных предметов одинакового размера. Играющие должны из них сложить «поезд», сцепляя «вагон­чики» причинно-следственными связя­ми. Например, мы скрепили вазу для цветов и поливальную машину, потому что и в вазу, и в поливальную машину наливают воду.

Школа, библиотека

Словесная игра «Доскажи сло­вечко»

В нем задания пишут на дом,

И стоят отметки рядом,

Мама смотрит каждый день,

Проверяет мой…Портфель? (Дневник)

Был он длинным поначалу,

А теперь коротким стал.

Рисовал, чертил немало

Деревянный мой… Пенал? (Карандаш.)

В школу он идет с утра,

В портфеле все в порядке:

Ручки, книги и пенал.

Кто это?.. Тетрадки? (Ученик.)

Дети буквы написали,

Зазвенел звонок.

Веселятся Коля с Леной —

Начинается… Урок? (Перемена.)

Словесная игра «Без чего не быва­ет?»

Дети должны выбрать то, без чего не может существовать тот или иной объект.

Учитель — ученик, оценка, указка, журнал; школа — стол, книга, учитель, карандаш; пенал — школа, ручка, парта, дневник; дневник — обложка, класс, оценки, ластик; букварь — буквы, закладка, ученик, портфель; библиотека —  книги, ручка, лампа, стол.

Цветы

Игра-беседа «Букет»

Прочитайте стихотворение.

Захотел я маме

Подарить букет.

Вышел на полянку,

Сорвал ей первоцвет,

Клевера пахучего

И крапиву жгучую,

Ландыш, медуницу,

Вот мама удивится!

И красивый получился

У меня букет.

Как вам кажется, ребята,

Рада мама или нет?

Вопросы для беседы. Каким цветам ма­ма обрадуется, а каким нет? Почему? Может ли мама огорчиться? Почему? Что произойдет с природой, если все дети подарят своим мамам букеты ве­сенних цветов? Могут ли все эти цветы расти на одной поляне?

Насекомые

Хитрые вопросы

По чему летают бабочки? (По небу)

Для чего пауку крылья? (У паука нет крыльев)

Кто вы­ше прыгает: муха или комар? (Эти насе­комые не прыгают)

Кто быстрее лета­ет: муравей или кузнечик? (Эти насеко­мые не летают)

Словесная игра «Родственни­ки»

Лампочка (свеча, кузнечик, сова) — родственница светлячка, потому что….

Игра «Что сначала, что по­том?»

Предложите детям пары карти­нок или слов и попросите объяснить, что появилось сначала, а что потом: паутина — паук; пчела — мед; муравей­ник — муравей; бабочка — куколка; ко­мар — личинка.

Путаница

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Муха съела паука!

А Алешенька — дружок

Комариный ел медок!

Ну а бабочки-подружки

Паутину ткут для мушки!

Где здесь правда, а где нет?

Дайте мне скорей ответ!

 

Времена года

Словесная игра «Это правда или нет?»

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей:

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ,

Это правда или нет?

Словесная игра «Концовки»

Дети продолжают   начатое   воспитателем предложение.

Если осенью холоднее, чем летом, значит, летом… Если летом дни длиннее, чем зимой, значит, зимой… Если летний дождик теплее, чем осенний, значит, осенний дождик… Если летом солнце поднимается выше, чем зимой, значит, зимой… Если весной ветер холоднее, чем летом, значит, летом… Если летом птицы поют громче, чем осенью, зна­чит, осенью…

Словесная игра «Родственники»

Снежинка — родственница льда (дождя, росы, моря, града), потому что….

Словесная игра «Доскажи сло­вечко»

Стала льдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это значит, началась

В городе… Весна? (Зима.)

Заботливые пчелки

В улей мед приносят.

Это значит, началась

Золотая… Осень? (Лето.)

Одуванчик распустился,

Проросла трава.

Это значит, к нам пришла

Матушка-… Зима? (Весна.)

Снег пушистый во дворе

И на санках дети.

Это значит, к нам пришло

Ласковое… Лето? (Зима.)

Логические задачи

1. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На ули­це светило солнце. Машенька восклик­нула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь!». Как она догадалась?

2. Посмот­рел Ваня утром в окно и говорит: «А на улице, оказывается, очень сильный ве­тер. Нужно теплее одеваться». Как он догадался, что на улице сильный ветер?

Небылицы

Я видел подснежник в осеннем лесу

Где заяц тащил по опушке лису,

И волк за охотником крался.

Я слышал, охотник зубами стучал,

Я слышал, как он «Помогите!» кричал

И громко от страха смеялся!

Вчера я поехал пешком по дрова.

Под снегом вокруг зеленела трава.

Я из лесу дров не привез целый воз

И тер на жаре обмороженный нос.

 

Рыбы

          Логические задачи

Над рекой летели два карася и одна щука. Сколько рыб летело над рекой? (Рыбы не летают)

Как Иванушка — дурачок выполнил задание: переплыви реку и выйди из воды с ухой. (Сварил уху и переплыл с ней реку)

Повезло опять Егорке!

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите: у ведерка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

 

Небылицы

Постарел усатый сом,

Поселился под кустом.

Из корзин у грибников

Скушал он пяток грибков.

Космос

Словесная игра «Доскажи словечко»

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Загляну к тебе в оконце,

Ты узнал меня? Я… Солнце? (Луна)

Целый день возле окна

 

Светит яркая… Луна? (Солнце)

Чтоб планеты все узнать,

Наш Сережа маленький

Космонавтом хочет стать

И летать… На шарике? (На ракете)

Вышел он в открытый космос!

Ах, какой он молодец!

Изучает в небе звезды

Смелый, сильный… Продавец? (Кос­монавт.)

Словесная игра «Родственники»

Космонавт (ракета, солнце, комета) – родственник (ца) снегиря, потому что….

Хлеб

Логические задачи

Бублик разре­зали на три части. Сколько сделали раз­резов? (Три.)

Батон разрезали на три ча­сти. Сколько сделали разрезов? (Два)

Бабушка угостила Машеньку, Марусень­ку, Манечку пирожками. Сколько пи­рожков дала бабушка? (Один. Это имя одной девочки)

По чему колобок убежал от бабушки? (По дороге.)

Словесная игра «Без чего не бывает?»

Дети должны выбрать то, без чего не  может существовать тот или иной объект.

Хлеб — пекарь, машина, сумка; батон — продавец,  мука, булочка; печенье  — покупатель, прилавок, тесто; торт — мука, крем, праздник; пекарь — человек, халат, печь.

Папа-пекарь

Папа мой — чудесный пекарь.

Все, что хочешь, испечет!

Хочешь — булочку с изюмом,

Хочешь — яблочный пирог,

Бублики, картину, торт.

Вот что папа мой испек!

Семья

Логические задачи

Ты да я да мы с тобой, сколько нас всего? (Двое.)

Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какая фамилия у каждого из ребят, если Петя на два года старше Белова? (Петя Чернов и Миша Белов.)

Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всех? (Трое.)

Две матери, две до­чери да бабушка с внучкой, а всего трое. Как же так? (Это бабушка, мама и доч­ка.)

У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

Раз, два, три, четыре,

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я —

Вот и вся моя семья!

Сколько человек в семье? (Пять.)

У мамы есть кот Пушок, собака Дру­жок и дочка Даша. Сколько детей у ма­мы? (Одна дочка.)

Я мою руки

Мыло бывает разным-преразным:

Синим, зеленым, оранжевым,

красным…

Но не пойму, отчего же всегда

Черной-пречерной бывает вода?

 

Дружная семья

Дочка маму разбудила,

Ей косички заплела,

Молоком ее поила,

Утром в садик отвела.

Папа наш надел очки,

Взял свои клубочки.

Для меня и для сестры

Стал вязать носочки.

Ну и дружная семья!

Ничего не спутал я?

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Психология умственного познания/ Б. Г. Ананьев, — М., 2000, с. 345.
  2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников /

М. М. Алексеева, В. И. Яшина, — М., Akadem A, — 1998.

  1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку / Л. И. Айдарова, — М: Педагогика, 1978.
  2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика — педагогика развития. Курс лекций по дошкольной педагогике / Т. М. Бабунова, — Магнитогорск: МаГУ, 2004.
  3. Батищев, Г. С. Познание и творчество / Г. С. Батищев,// Природа. — 1996. — №6.
  4. Богоявленская, Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д. Н. Богоявленская, — Ростов-на-Дону: РГУ. — 1993.
  5. Бодрова, Е. В. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников / Е. В. Бодрова, Е. Г. Юдина, // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1997.
  6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович, — М., 1998.
  7. Бондаренко, С. М. Психология развития дошкольников /

С. М. Бондаренко, — М., 2000.

  1. Баранова, Э. Учимся задавать вопросы / Э. Баранова, //Дошкольное  воспитание, — №12, -2005.
  2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин, — М.: Искусство, 1986.
  3. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста /Л. А. Венгер, -М., 2001.
  4. Венгер, Л. А. Чему учить / Л. А. Венгер, // Семья и школа. — 1971. — №9.
  5. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения Л. С. Выготский, — М., 2005.
  6. Годовикова, Д. Н. Формирование познавательной активности /

Д. Н. Годовикова, // Дошкольное воспитание. — 1996.- №10.

  1. Гризик, Т. И. Познавательная игротека / Т. И. Гризик,// Детский сад от А до Я. — 2004. -№2.
  2. Густомясова, А. Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника / А. Л. Густомясова,// Начальная школа плюс До и После. — 2004. — №4.
  3. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию /

Е. Евдокимова,// Дошкольное воспитание. — 2003. — №3.

  1. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин, — М., 1982.
  2. Запорожец, А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе / А. В. Запорожец, // Дошкольное воспитание. — 2002. — №2, с. 34.

Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И.

Иванова,// Управление ДОУ. — 2004. — №4, с. 45.

  1. Кожокарь, С. В. Особенности детского экспериментирования в дошкольном возрасте / С. В. Кожокарь,// Детский сад от А до Я. — 2005. — №5, с.36.
  2. Короткова, Н. А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова, // Ребенок в детском саду. -2002.-№1, с. 43.
  3. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н. А. Короткова, // Ребенок в детском саду. — 2003. — №3, 4,
  4. Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. к. п. н./

Е. Э. Кригер, — М., 2000.

  1. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. — М., 2000.
  2. Лебедева, С. А. Развитие познавательной активности дошкольников на основе схематизации / С. А. Лебедева, // Вопросы психологии. — 1997. — №5, с.56.
  3. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев, — М., 1999.
  4. Ладыженская, Т. А.Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. — М.: Педагогика, 1975.
  5. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности  / А. М. Матюшкин,// Вопросы психологии. — 2002. — №4.
  6. Менченская, Н. А. Мышление в процессе обучения /

Н. А. Менченская, // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1996.

  1. Моторин, В. В. Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером / В. В. Моторин,// Детский сад от А до Я. — 2004. — №2.
  2. Немов, Р. С. Общая психология Р. С. Немов, — М., — Питер, — 2007.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3 изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005.
  4. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи: виды и структура исследовательских занятий в детском саду  / И. Л. Паршукова,// Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2006.
  5.  Поддьяков, А. Н. Исследовательская активность ребенка /

А. Н. Поддьяков, // Детский сад от А до Я. — 2004. — №2.

  1. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт /  А. Н. Поддьяков, — М., 2000.
  2. Поддьяков, А. Н. Мышление и решение задач /  А. Н. Поддьяков, // Энциклопедия для детей. Т. 18. 4.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М.: Аванта +, 2002. С. 124-152.
  3. Поддьяков, Н. Н. Закономерности психического развития ребенка /  /Н. Н. Поддьяков,

 

Добавить комментарий