«Страхи детей дошкольного возраста»

Вы знаете, что у детей в этом возрасте есть предпосылки к возникновению страхов, которые сильно отражаются на их поведении в детском саду и дома. Но мы редко задумываемся, что в данный момент творится в душе ребенка, мы не понимаем из-за чего они начинают замыкаться в себе, капризничать, становиться агрессивными.

Если мы немного уделим внимания детской душе, то увидим, что многое из отрицательного поведения ребенка – это влияние страхов.

Оставлять детский страх без внимания не  возможно, потому что он – тяжелое, неприятное чувство, оказывающее гнетущее и весьма вредное влияние на всю деятельность ребенка: он задерживает дыхание, движения, кровообращение и т.д.

Что же нужно делать, чтобы уменьшить силу страха?

Страх есть выражение человеческого бессилия. Существо очень сильное не может испытывать страх. Чем сильнее существо, тем меньше в нем страха. Следовательно, для того, чтобы ограничить область детского страха и уменьшить его действие на детей, нужно воспитывать их сильными, уверенными в себе, мужественными.

Прежде всего, нужно сделать ребенка физически сильным, а для этого требуются: обильное питание, гигиеническая обстановка, ежедневные прогулки на свежем воздухе и физический труд.

Упражнения на свежем воздухе особенно благотворны для развития предприимчивости и физической выдержки. Купание, катание на лодке, на коньках, на лыжах, длинные экскурсии летом, ежедневные прогулки зимой, работы в саду и в огороде, разнообразный спорт представляет широкое поле для упражнения детских сил, случаи для детской отваги и борьбы с различными препятствиями.

В нравственном отношении нужно упражнять детей в самообладании и решительности,  умении обождать, потерпеть, причем период ожидания заполнить каким-либо занятием. Ребенок, научившийся управлять собой, лучше справится и со страхом, не поддастся ему сразу и всецело.

В то же время детям должна быть отведена сообразная с их возрастом и силами область свободных действий, в которой они должны себя чувствовать полным господином. Здесь, в этой области, он должен делать все сам, сам начинать и кончать, сам устранять всяческие трудности.

Заботы об увеличении силы   не могут предотвратить проявлений детского страха, к которому у всех детей есть природное расположение. Поэтому приходится тщательнее следить за предметами, вызывающими у детей страх. Из помещения ребенка нужно устранять все лишнее, ненужное, ограничиваясь лишь тем, что действительно необходимо. Между предметами детской комнаты не должно быть таких, которые или своими размерами, или формой, или звуками, или сочетание цветов могли бы произвести на ребенка сильное, тревожное впечатление.

При ознакомлении детей с необходимыми новыми предметами нужно соблюдать большую осторожность, производя это знакомство  с величайшей постепенностью.  Если встречается предмет, пугающий дитя, то никогда не нужно на первых порах насильно подносить к нему дитя, совать в руки, заставлять дотрагиваться и т.д.

Один из наиболее распространенных и сильных видов детского страха, возникающих вследствие органического врожденного предрасположения, есть боязнь темноты. С этим детским страхом  воспитателям нужно прямо бороться. Прекрасные советы по этому вопросу дал Ж-Ж. Руссо.

Умейте обходиться без света, как слепые, не прибегайте постоянно к свечам. Массу наблюдений можно произвести в темноте с помощью осязания, даже ни до чего не дотрагиваясь; если же дотрагиваться до предметов, если в руку взять палку, то количество познаваемого в темноте осязанием увеличится во много раз.

«Побольше ночных игр!  Этот совет важнее, чем кажется». Нет ничего грустнее темноты и даже страшнее, поэтому не вздумайте запереть ребенка в пустую комнату: вы его страшно напугаете, можете причинить обморок, болезнь и даже смерть. «Пусть дитя смеется, входя в темное место, пусть со смехом выходит из него, пусть пока оно там находится, мысль о покидаемых им веселостях и о тех, которые его ожидают, защищает его от фантастических представлений, которые могли бы преследовать в темноте». Нужно собирать детей по вечерам, сначала посылать в темную комнату, а на первых порах в полуосвещенную, по несколько человек за раз, а потом по одиночке, начиная с самых смелых.

Для создания средств к борьбе с неразумным детским страхом, возникающим из врожденной органической пугливости, нужно позаботиться об умственном развитии ребенка, об ознакомлении с окружающим миром природы и жизнью людей. Особенно полезными будут  сведения о некоторых с виду страшных явлениях природы, каковы грозовые тучи, гром и молния, сильные ветры, бури, вой и свист ветра и т.п.

Фантастический страх, как мы замечали — очень частое явление у детей; он очень силен. Очевидно, нужно принять меры к его устранению, т.е. изъять из детской библиотеки страшные сказки, рассказы, повести и решительно воспретить окружающим ребенка рассказывать подобные истории, а равно внушать разные суеверные представления о домовых, леших, бабаях и пр.

 

Рекомендации для родителей

 

 КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, ИСПЫТЫВАЮЩИМ СТРАХ.

—   первым делом выяснить причину страха.

— при выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют                                                 непроизвольный и неосознанный характер.

—         помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.

—         Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в Бабу-Ягу, а каждый отец – в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.

—         Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.

—          Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.

—         Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха.

—         Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.

—         Чтобы ребенку было не страшно спать, пусть любимая игрушка заснет в его кроватке.

—         У более старших детей, в некоторых случаях, попытайтесь уменьшить страх при помощи стыда, хотя бы такой фразой: «Тебе должно быть стыдно, ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».

—         Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности.

—         Если ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, если боится врача – в больницу. Главное, игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.

—         Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.

—         Словом, ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

—         Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

КАК НЕ НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, ИСПЫТЫВАЮЩИМ СТРАХ:

—         использовать методы запугивания в целях воспитания.

—         Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его.

—         Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его  сказками и историями.

—         Передавать свой страх ребенку.

—         Нельзя убеждать ребенка в том, что его страхи не страшны и не обоснованы. Это может только закрепить их.

Добавить комментарий