Родитель – гид в интеллектуальном развитии ребенка – дошкольника

Уважаемые родители! Дошкольный возраст — яркая,

неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается   фундамент  здоровья, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка. Кто, как не вы, родители, могут помочь детям  войти в современный мир широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Ребенок – маленький исследователь, с радостью и  удивлением открывающий для себя  окружающий мир. И важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.  Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем  более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются  потенциальные возможности и первые творческие проявления.  Вот почему так важно ваше общение с ребенком в игре, в изобразительной деятельности, в труде. Именно в этих видах деятельности  при условии освоения ребенком  позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально- личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Помогите ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, поддержите интерес к деятельности взрослых. Идя в детский сад,  ребенок встречает  вместе с вами знакомых людей, с которыми вы здороваетесь и учите этому ребенка. Вместе с ребенком вы обращаете внимание на  прекрасное время года – осень, на цвет листьев, которые падают с дерева, на их шуршание, на  красоту осенних цветов, называете их. Это дубки, хризантемы, ноготки, которые цветут до самых морозов.

Расскажите о ноготках, как о лекарственных растениях, обратите внимание на то, что  рвать и бросать никакие цветы нельзя. Ими можно полюбоваться, две, три веточки поставить в вазу или подарить кому-то. Что еще вы  можете увидеть с ребенком по дороге в детский сад? Вот строится новый дом. Вчера был заложен только фундамент, а сегодня стоят кирпичные стены. Кто работает на стройке: каменщик, штукатур, маляр, плотник, сварщик и  пр. Кто руководит стройкой? Кто сделал проект стройки? Ребенку  свойствен естественный интерес к деятельности взрослых. Поддержите этот интерес, помогите освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям. Продавец  работает в магазине, у него мы покупаем продукты питания, игрушки, хозяйственные товары. Вчера мы были в магазине «Ткани», где купили  материал для  новогоднего костюма, а сегодня в магазине «Продукты» покупали колбасу, молоко и др. продукты питания. Чем отличаются эти магазины? Почему мы чаще ходим в магазин «Продукты», чем в магазин «Ткани»? Такие и другие вопросы вы  можете задать детям . Как называется улица, на которой живете вы? Как называется улица, по которой вы идете в детский сад? Чье имя носят  эти улицы и почему? Какие   учреждения находятся  на этих улицах? Какие дома ребенку больше нравятся  на этих улицах? Почему? Важно обеспечить правильное восприятие ребенком  окружающего мира, помочь увидеть  изменения, происходящие в нем, направленность результатов труда взрослых. Весной сажали семена, а осенью собираем их и убираем урожай. Пусть ребенок вместе с вами  собирает картофель на огороде, или  выкапывает свеклу, морковь, а вы во время сбора урожая обратите внимание на то, как вы хорошо потрудились: сажали, копали, поливали, боролись с сорняками, вредителями растений и от  вашего совместного труда получились такие результаты — посадили только два ведра картофеля, а выросло больше мешка. Или предложите ребенку вспомнить, как вы летом работали в огороде, что делали. Дайте возможность ребенку самому определить, для чего вы все это делали? Пусть  ребенок сам сделает вывод,  что способствовало тому, что получился хороший  урожай.

Общаясь с ребенком,  помогите сформировать их представления о предметах окружающего мира:  вот кружка, сделанная из стекла, а эта – из пластика. Это платье, а это юбка, чем они отличаются? Это брюки , а это шорты. Поговорите с ребенком о мебели, игрушках, широко используемых  материалах (бумаге, дереве, металле)

Стекле) и их основных качествах ( стекло холодное, прозрачное,0 бьется; бумага гладкая, мягкая, рвется, размокает).

А если вы  собрались варить пельмени или вареники, а может быть испечь пирожки, предложите ребенку помочь вам, выполнить эту работу вместе. Взяв в руки муку, ребенок расскажет вам, какая она: мягкая, сыпучая, белого цвета, приятная на ощупь. А что получится, если в нее добавить воду.  Из нее можно замесить тесто, значит она  лепится, как пластилин.  Из нее можно сделать  вареники, пельмени, пирожки, а можно сделать красивые поделки. Но в муку тогда необходимо добавить соль. Попробуйте как-нибудь вечером слепить  игрушки,  фигурки, потом раскрасить их и подарить бабушке или другу. А  зачем мама кладет в вареники яйцо? Это тоже может заинтересовать ребенка. Расскажите ему и об этом.

Под руководством взрослого ребенок научится рассматривать  близкие предметы, точно соотносить названия с предметом (стул, кресло, табурет, стакан, чашка). Под вашим руководством ребенок  научится рассматривать простые по конструкции предметы с ярко выраженным назначением частей;  применять простейшие  обследовательские действия, узнавать  знакомые, устанавливать с помощью взрослого связь между назначением предмета  и особенностью его строения, материалом, из которого он сделан.

А как будет рад ребенок, когда  услышит от вас рассказ о  его дедушке, бабушке, других родственниках, которые  живут далеко от вас. Поручите ребенку ухаживать за растениями, которые есть в вашем доме. А ухаживая за ними, расскажите, что растения растут в разных  местах —  в комнате, на лугу, в парке, на грядке, в аквариуме. Каждое растение корешками прикреплено к земле, не передвигается. Чтобы растение хорошо росло, ему необходим свет, тепло и влага. А если в доме есть кошка, собака, птицы, рыбы,  помогите ребенку познакомиться с  особенностями их строения, месте обитания, с их потребностями и прочее.

В разговоре с детьми, в общении обращайте внимание на  их речь. Пусть ваша речь будет образцом для детей. Обращайте внимание на  правильное использование суффиксов, приставок при словообразовании для выражения отношений между объектами. Обращайте внимание на  слова, которые обозначают названия предмета, их качества, слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, слова и выражения0, необходимые для  установления отношений с окружающими, обозначающими социально- нравственные представления детей: слова- приветствия, благодарности, извинения, сострадания и др.

Конечно, в каждом доме есть книги. Но не многие дети проявляют к ним интерес.  Помогите ребенку обогатить их читательский опыт. Находите время ежедневно  прочитать интересный рассказ, сказку,  помогите найти разницу между  реалистическими и сказочными  жанрами, почувствовать законы сказочной фантастики. Это позволит постепенно развить у них первые представления о некоторых особенностях жанра (небылицы, загадки, сказки, рассказы). Рассмотрите иллюстрации  и попробуйте воспроизвести по ним текст рассказа или сказки.  Помогите ребенку пересказать знакомое произведение, выразить свое отношение к героям и событиям. Дети дошкольного возраста – почемучки. А что? А почему? Зачем? Для чего? Как?  Дети  буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире.  Общайтесь с ребенком, не оставляйте ни один его вопрос без внимания. Пойте с ним, рисуйте, играйте, стройте, лепите, читайте. Дети любят общаться со взрослыми, участвовать в совместных с ними делах. Их радует одобрение старших, оно поощряет их к освоению новых действий. И тогда  ваш ребенок будет радовать вас своими успехами  в разнообразной увлекательной деятельности, как в детском саду так и в  школе.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий