Роль подвижной игры в развитии ребёнка

Подвижная игра – незаменимое средство развития ребёнка.

Е.А.Аркин

 

Ни минуты покоя! К такому выводу приходим мы, взрослые, наблюдая за деятельностью детей.

 

Что же больше всего любят малыши? Не колеблясь, можем ответить – играть.

 

По мнению учёных, игра – это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человека.

 

Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

 

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Эти игры считаются универсальным и незаменимым средством физического воспитания. Всестороннее влияние подвижных игр трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

 

Игра для детей – важное средство самовыражения, «проба сил». Она должна войти в жизнь маленького человека, умело сочетаться с другими видами его деятельности. Игра уместна во многих случаях: если малыши устали от однообразных действий и им нужна разрядка; если они расшалились и их надо успокоить; если надо сделать интересным какой – то режимный момент; поднять настроение и активность после дневного сна.

 

При выборе игры «задайте себе вопрос – что же вы желаете для ребёнка, как вы хотели бы его развивать, какими идеями будете при этом руководствоваться» (В. Алямовская  «Ясли – это серьёзно»). В игре ребёнок может всё: скакать на лошадке, прокатиться на поезде, взлететь в небо на самолёте. «Только понарошку», — подумаем мы. Но для ребёнка в каждой игре существует реальный мир, в котором малыш живёт и действует.

 

Одной из особенностей подвижных игр является то, что они бесконечно разнообразны по своему содержанию, в котором заключено много познавательного материала. Дети узнают, что их ножки очень быстрые, они убежали от мишки и зайчика, и даже быстрый мячик их не догнал; оказывается, у дождика есть весёлая песенка, и поют её дождевые капельки; а гусь, когда сердится, шипит и может ущипнуть.

 

Двигательные задания в подвижных играх тоже варьируются: одно и то же движение в зависимости от ситуации дети выполняют по-разному, в разных построениях. Это имеет большое значение для развития у малышей координации движений, умение ориентироваться в пространстве, способствует воспитанию активности и самостоятельности.

 

В игре всегда есть основное, узловое движение, чаще всего это ходьба или бег. В процессе игры дети меняют темп, направление, чередуют виды ходьбы.

 

Так, в игре «Детки в домике сидят» малыши вынуждены, подражая персонажам, осваивать различные действия: ходить. Как петушки, высоко поднимая колени; идти коротким шагом, не спеша, переваливаясь сбоку на бок, как гуси. Если «дом» у детей за скамейкой, то они подлезают под ней или перелезают через неё.

 

Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную активность детей. Их поведение. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову, активизируют внимание.

 

Движения с проговариванием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.

 

Постоянное общение со взрослым доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивает речь и воображение.

 

В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, умение действовать в коллективе и индивидуально.

 

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющего на психику ребёнка.

Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

 

Подвижные игры крайне необходимы детям. Они не только тренируют сердце и сосуды, но и развивают мышцы. В раннем дошкольном возрасте двигательный опыт чрезвычайно важен. Мышцы туловища и конечностей находятся ещё в самой ранней стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивости равновесия.

 

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья.

 

Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое отношение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность.

 

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому нам с вами нужно работать сообща. Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях. С учётом индивидуальности ребёнка, с использованием разнообразных игр и упражнений. У детей развиваются определённые положительные склонности и интересы.

 

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого взрослого.

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий