Воспитатель: Калиошко Г.И.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе.
Образовательная область «Познание».
Тема: «Птичья столовая».
Программные задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление детей о птицах, об условиях их жизни.
- Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению.
- Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
Развивающие:
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
- Развивать слуховое внимание.
- Активизировать словарь.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
- Воспитывать стремление оказывать помощь .
Словарная работа:
- Кормушка, корм.
- Птицелов, «птичья столовая».
Предварительная работа:
- Организация конкурса «Лучшая кормушка».
- Чтение произведений о природе.
Оборудование к занятию:
Карта-схема участка. Карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, следов животных. Корм для птиц: зёрна овса и пшеницы, семечки, несолёное сало. Кормушки. Символическое изображение севера и юга.
Ход занятия
Воспитатель. Наступила зима — самое трудное для птиц и зверей время года. Знаете ли вы, как можно помочь нашим меньшим братьям пережить холода? (Ответы детей.)
Давайте прогуляемся по лесу, а путь нам укажет карта-схема. (Показывает.) На карте нарисована звериная тропа. Интересно, какие животные проходили здесь?
Физ. минутка
Дети рассматривают карточки с изображением следов, называют животных, которым они принадлежат, имитируют их движения.
Воспитатель. Вот и первая остановка, она называется «Отгадай-ка».
(Первая загадка)
Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Как зовут её?
(Синичка.)
(Вторая загадка)
Уличный мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей.)
(Третья загадка)
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
(Четвертая загадка)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел.)
(Пятая загадка)
Всё я вижу.
Всё я знаю.
А не знаю, так узнаю.
Не узнаю — не беда.
Можно выдумать всегда.
Что творится в лесу –
На хвосте принесу. (Сорока.)
Дети отгадывают загадки и показывают карточки с изображением названий птиц.
Воспитатель. А знаете ли вы стихотворения о птицах?
Первый ребёнок.
Скачет шустрая синица.
Ей на месте не сидится:
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки — на плетень:
Тири-тири, тень-тень-тень.
Второй ребёнок.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошки воробью –
Я вам песенку спою. Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день. Чик-чирик!
Воспитатель. Следующая остановка, обозначенная на нашей карте, — «Поиграй- ка». Давайте проверим, знаете ли вы, какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать в наших краях.
Проводится подвижная игра «Найди свой дом». Каждый ребёнок берёт карточку с изображением птицы и бегает по участку. Через некоторое время воспитатель произносит слово «зима». В зависимости от того, какая птица изображена на их карточке, дети встают рядом с символическим изображением севера или юга. Затем игроки меняются карточками и игра повторяется.
Воспитатель. Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях деревянных домов и заборов, плоды и семена лиственных растений, семена из шишек хвойных деревьев. Некоторые птицы, такие, как поползни и синицы, отыскивают запасы, которые сделали осенью.
Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей.
Воспитатель. Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они привыкают к месту подкормки. Синицы, голуби, стайки воробьёв регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревьев и кустов и ждут, когда вынесут корм.
Воспитатель. На нашей карте обозначена следующая остановка — «Птичья столовая». Знаете ли вы, как надо вести себя рядом с кормушкой для птиц? (Нельзя шуметь, громко разговаривать.)
Воспитатель. Какими разными могут быть кормушки для птиц! Посмотрите и скажите, из чего они сделаны (Ответы детей).
— А сейчас мы выйдем на улицу и найдём для каждой из них подходящее место. (Дети вместе с воспитателем развешивают кормушки.)
Воспитатель. Какой корм можно насыпать в кормушки для птиц?(Семена конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, некоторых сорных трав едят многие птицы. Овёс, пшено клюют воробьи и овсянки. Синицы очень любят несолёное сало.)
Дети насыпают в кормушки корм, закрепляют кусочки сала на ветках деревьев.
Воспитатель. Сегодня мы открываем птичью столовую. Может быть, это поможет спасти не одну птичью жизнь. Придёт весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. Поедая насекомых-вредителей, они не только сохранят немало зелёных насаждений в садах, парках, скверах, но и будут радовать нас своим пением.
Проводится дидактическая игра «Голоса птиц». Дети называют птиц, чьи голоса они слышат.
Ребенок
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Ребенок
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Ребенок
Сколько гибнет их –
Не счесть, Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Ребенок
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель. Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если наветках деревьев воробьи сидят, распушив перышки и нахохлившись, что это значит? (На улице мороз.Надо теплее одеваться.)Правильно. Многие народные приметы связаны с поведением птиц. Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева, — жди мороза. Ворона сидит на верхушке дерева — к морозу. Воробьи громко чирикают — к оттепели. Вороны и галки садятся на низко растущие ветки — к ветру.
Что это: птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!
Проводится подвижная игра «Птицелов».Каждый ребёнок называет птицу (сова, кукушка, утка, петух, воробей, ворона, гусь и т.п.), крику которой он может подражать. Игроки встают в круг, в центре которого птицелов — водящий с завязанными глазами. Птицы бегают вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке
Птички весело поют.
Птицелов идёт!
Он в неволю вас возьмёт!
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши. Игроки- птицы останавливаются. Водящий подходит к одному из игроков, который издаёт крик выбранной им птицы. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока, после чего тот становится водящим.
Воспитатель. Хорошо, что среди наших детей нет птицеловов. Никто не будет пугать птиц возле кормушек, которые вы смастерили вместе с родителями.Не забывайте подсыпать в кормушки угощение для наших пернатых друзей. Пусть с утра до вечера на них суетятся птицы.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.