Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Образовательная область «Познание». Тема: «Птичья столовая».

    Воспитатель: Калиошко Г.И.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе.

Образовательная область «Познание».

Тема: «Птичья столовая».

Программные задачи:

Образовательные:

  • Уточнить представление детей о птицах, об условиях их жизни.
  • Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, по­вадкам, пению.
  • Дать представление о значе­нии подкормки для зимующих птиц.

Развивающие:

  • Развивать монологическую и диалогическую речь.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Активизировать словарь.

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к птицам.
  • Воспитывать стремление оказывать помощь .

Словарная работа:

  • Кормушка, корм.
  • Птицелов,  «птичья столовая».

Предварительная работа:

  • Организация конкурса «Лучшая кормушка».
  • Чтение произведений о природе.

Оборудование к занятию:

Карта-схема участка. Карточ­ки с изображением зимующих и перелёт­ных птиц, следов животных. Корм для птиц: зёрна овса и пшеницы, семечки, несолёное сало. Кормушки. Символическое изобра­жение севера и юга.

 

Ход занятия

Воспитатель. Наступила зима — самое трудное для птиц и зверей время года. Знае­те ли вы, как можно помочь нашим меньшим братьям пережить холода? (Ответы де­тей.)

Давайте прогуляемся по лесу, а путь нам укажет карта-схема. (Показывает.) На кар­те нарисована звериная тропа. Интересно, какие животные проходили здесь?

Физ. минутка

Дети рассматривают карточки с изоб­ражением следов, называют животных, ко­торым они принадлежат, имитируют их движения.

Воспитатель. Вот и первая остановка, она называется «Отгадай-ка».

(Первая загадка)

Непоседа, невеличка,

Жёлтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Как зовут её?

(Синичка.)

(Вторая загадка)

Уличный мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей.)

(Третья загадка)

Каждый год я к вам лечу.

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

(Четвертая загадка)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел.)

(Пятая загадка)

Всё я вижу.

Всё я знаю.

А не знаю, так узнаю.

Не узнаю — не беда.

Можно выдумать всегда.

Что творится в лесу –

На хвосте принесу. (Сорока.)

Дети отгадывают загадки и показывают карточки с изображением названий птиц.

Воспитатель. А знаете ли вы стихотворения о птицах?

Первый ребёнок.

Скачет шустрая синица.

Ей на месте не сидится:

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки — на плетень:

Тири-тири, тень-тень-тень.

Второй ребёнок.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошки воробью –

Я вам песенку спою. Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день. Чик-чирик!

Воспитатель. Следующая остановка, обозначенная на нашей карте, — «Поиграй- ка». Давайте проверим, знаете ли вы, какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать в наших краях.

Проводится подвижная игра «Найди свой дом». Каждый ребёнок берёт кар­точку с изображением птицы и бегает по участку. Через некоторое время воспита­тель произносит слово «зима». В зависи­мости от того, какая птица изображена на их карточке, дети встают рядом с сим­волическим изображением севера или юга. Затем игроки меняются карточками и иг­ра повторяется.

Воспитатель. Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: насекомых, ко­торые спрятались в трещинах коры дере­вьев, в щелях деревянных домов и забо­ров, плоды и семена лиственных растений, семена из шишек хвойных деревьев. Неко­торые птицы, такие, как поползни и сини­цы, отыскивают запасы, которые сделали осенью.

Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже по­гибают от холода и голода. Поэтому в зим­нее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей.

Воспитатель. Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они при­выкают к месту подкормки. Синицы, голуби, стайки воробьёв регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревь­ев и кустов и ждут, когда вынесут корм.

Воспитатель. На нашей карте обозначе­на следующая остановка — «Птичья столо­вая». Знаете ли вы, как надо вести себя ря­дом с кормушкой для птиц? (Нельзя шуметь, громко разговаривать.)

Воспитатель. Какими разными могут быть кормушки для птиц! Посмотрите и ска­жите, из чего они сделаны (Ответы де­тей).

— А сейчас мы выйдем на улицу и найдём для каждой из них подходящее место. (Дети вместе с воспитателем раз­вешивают кормушки.)

Воспитатель. Какой корм можно насы­пать в кормушки для птиц?(Семена коноп­ли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, неко­торых сорных трав едят многие птицы. Овёс, пшено клюют воробьи и овсянки. Си­ницы очень любят несолёное сало.)

Дети насыпают в кормушки корм, за­крепляют кусочки сала на ветках деревьев.

Воспитатель. Сегодня мы открываем пти­чью столовую. Может быть, это поможет спасти не одну птичью жизнь. Придёт весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. Поедая насекомых-вредителей, они не толь­ко сохранят немало зелёных насаждений в садах, парках, скверах, но и будут радовать нас своим пением.

Проводится дидактическая игра «Голо­са птиц». Дети называют птиц, чьи голоса они слы­шат.

Ребенок

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Ребенок

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Ребенок

Сколько гибнет их –

Не счесть, Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Ребенок

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель. Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если наветках деревьев воробьи сидят, распушив перышки и нахохлившись, что это значит? (На улице мороз.Надо теплее одеваться.)Правильно. Многие народные приметы свя­заны с поведением птиц. Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева, — жди мороза. Ворона сидит на верхушке дерева — к моро­зу. Воробьи громко чирикают — к оттепели. Вороны и галки садятся на низко растущие ветки — к ветру.

Что это: птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!

Проводится подвижная игра «Птице­лов».Каждый ребёнок называет птицу (сова, кукушка, утка, петух, воробей, воро­на, гусь и т.п.), крику которой он может подражать. Игроки встают в круг, в цент­ре которого птицелов — водящий с завязан­ными глазами. Птицы бегают вокруг пти­целова и нараспев произносят:

В лесу, во лесочке,

На зелёном дубочке

Птички весело поют.

Птицелов идёт!

Он в неволю вас возьмёт!

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши. Игроки- птицы останавливаются. Водящий подхо­дит к одному из игроков, который издаёт крик выбранной им птицы. Птицелов уга­дывает название птицы и имя игрока, по­сле чего тот становится водящим.

Воспитатель. Хорошо, что среди наших детей нет птицеловов. Никто не будет пугать птиц возле кормушек, которые вы смастери­ли вместе с родителями.Не забывайте подсыпать в кормушки угощение для наших пернатых друзей. Пусть с утра до вечера на них суе­тятся птицы.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий