Опыт работы с детьми подготовительной группы в теплице

Добрый день , уважаемые коллеги!

Вы видели на участке нашего детского сада теплицу, в которой работают наши дети. Здесь ребята  знакомятся с различными сортами овощных культур, осваивают технологию их выращивания. Дошкольники получают первоначальные сведения о сельском хозяйстве.

Главная цель работы  в теплице – привитие любви к природе, приобретение навыков и умений по уходу за растениями и, конечно,  формирование интереса к  профессии растениевода. Предварительно, с февраля, мы высаживаем семена и  выращиваем рассаду на  оконном огороде.

Капуста Лук, огурцы, помидоры – это рассада для теплицы. Морковь, свеклу, картофель, редис, лук- высаживаем семена в теплице. Ребята сами  рыхлят землю , поливают,  удобряют и знают, зачем они все это делают. Делают зарисовки в альбомах, рассказывают, как  каждое растение  развивается, что у него новое появилось, не заболело ли растение, а , если заболело, пытаются определить, что с ним случилось. Пересохло, слишком жарко… или залили водой…В процессе ухода за растениями у детей вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе.

Работа в теплице  позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.

Во время труда в теплице – при рыхлении, поливке – обращаем  внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после. Вся работа детей по уходу за растениями проходит  под постоянным наблюдением педагога. Мы  показываем и объясняем, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни. Упражняем в различении частей растений, формируем  понятие о культурных и дикорастущих растениях. В старшей и подготовительной группах  дети учатся  правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Учатся  пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов. При рыхлении объясняем, что рыхлят за тем, чтобы корням растений поступал воздух. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ сопровождаем  объяснением. Привлекая детей пяти-шести лет к труду в природе, учитываем их возрастные особенности и возможности: ведь именно этот вид труда требует от ребенка подчас немалого физического напряжения, но посильная работа исключительно полезна для растущего, развивающегося организма. Организуя труд детей в теплице, следует помнить, что дошкольникам посильно вскапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой. Помимо создания среды, обеспечивающей возможность проведения различных работ, большое значение имеет организация самой работы. Воспитатель должен заранее наметить план, ясно и чётко представить себе, чем именно он будет заниматься с детьми, определить последовательность работы и её дозировку, организовать работу так, чтобы все дети могли удовлетворить своё желание трудиться, чтобы всем хватило места, рабочего инвентаря, учебного материала. А еще организуем экскурсии в теплицы нашего поселения. Тем самым расширяем  знания детей о разнообразии растений, которые выращивают в теплице.

Сопровождается работа в теплице опытами и экспериментами дошкольников.

Помещаем семена в стаканчики с водой, без воды, в темный, в светлый, с наполненным дымом, без дыма и пр. И дети самостоятельно определяют, как развивается  растение со светом и без света,  при влажной почве и в сухой и пр. Вы все это хорошо знаете. Осенью собираем урожай, вскапываем грядки и удобряем почву.

При организации работы детей в теплице наиболее важными являются два условия: труд воспитанников должен быть разнообразным, интересным и посильным. Такой подход к организации опытнической работы позволяет  увлечь детей и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности.

Какой результат? Наши дети знают, что морковь — очень прихотливое растение. Требует хорошей почвы, достаточного количества влаги, неоднократного рыхления. высаживать морковь лучше рядами через 5-7 см семя от семени. Если всходы загущены, то через 2 недели их необходимо проредить, через каждые 10 дней междурядья рыхлят, уничтожают сорняки регулярно до полного смыкания ботвы.

Огурцы-растения субтропиков с ползуче-целяющимся стеблем. Растение очень прихотливое, требовательно и к почве и к влаге. Если почва бедная или влаги недостаточно, то преобладают мужские цветы (пустоцветы), а плоды искривлены и горькие. Огурцы теплолюбивы. Высаживают в грунт их в середине мая. Семена садят на глубину 5-6 см, через 25см одно от другого, т.к. корневая система довольно мощная, и от главного стебля отрастает много боковых стеблей, а это вызывает избыточную засушенность, что заметно снижает урожай. Огурцы очень чувствительны к различным заболеваниям. Главные вредители огурцов –тля и огуречная ржавчина. Они развиваются при нарушении агротехники выращивания огурцов.

Интересно проходят занятия  после работы в теплице. Открываю и читаю письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я всё лето наблюдал за тем, как вы трудитесь на огороде.

Что такое огород? Овощей хоровод.

 Дыни сладкие, Помидоры гладкие.

Лейка с дождём, Улитка под листом.

 А под землёй крот Устроил ход.

Ещё для порядка Сторож Ванятка –

Пугало сердитое, Соломою набитое.

Вы и сажалили, вы  поливали, вы рыхлили. К растениям вы относились очень бережно. Даже пугало огородное моим овощам позавидовало. Я очень рад, что вы часто бывали у меня в гостях, полюбили огород. Настало время снимать урожай. Вот я и решил сделать вам подарок. А вот какой – узнаете, если отгадаете загадку:

Никогда он не грустит, А хрустит, хрустит, хрустит.

Хочешь, так подай на стол, Хочешь, брось его в рассол.

 Надеюсь, вы сами решите, что с отгадкой делать. Огородный Подрастай» В Что же это такое?

 Это огурец!

 Сейчас проверим (снимает салфетку с корзины). И правда огурец, да не один! Вот так сюрприз! Что же нам с ними делать? Участники  предлагают различные варианты.

 А я предлагаю сохранить огурцы до зимы, чтобы студёным зимним вечером с удовольствием похрустеть крепким огурчиком. Но как это сделать, ведь огурцы не сохранятся так долго. Предложите свои варианты, как засолить огурцы.

Участники предлагают различные варианты, в том числе и засолку на зиму.  А что нужно для того, чтобы засолить огурцы?  огурцы, соль специи, вода.

так продолжается занятие с детьми. Иногда используем карточки –схемы. Вы видите их на экране (последовательность засолки огурцов).

А закрепить знания помогают дидактические игры, квест игры, стихи, загадки,  тематические праздники, кроссворды и пр.

Все выступление сопровождается презентацией.