Устное народное творчество в развитии речи дошкольников

План проведения:

  1. О роли устного народного творчества в развитии речи  дошкольников.

Бабич А.И., старший воспитатель ДОУ № 37

   Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Речь включается во все виды деятельности ребенка. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, грамматического строя, выразительности), ее форм (ситуативной, контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

           Одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность дошкольной организации ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные индивидуальные особенности и интересы, поэтому актуальными целями деятельности воспитателя является активизация, пробуждения интереса к произведениям устного народного творчества – побасенкам, прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре. От педагога требуется, чтобы он хорошо знал и умел использовать воспитательно-развивающий потенциал устного народного творчества в целях развития речи воспитанников.

Устное народное творчество – это «фольклор». Слово  фольклор появилось в 19 веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

— обогащают словарь,

— развивают артикуляционный аппарат,

— фонематический слух,

— дают образцы для составления описательных рассказов.

Для развития речи детей дошкольного возраста наши  воспитатели используют  разные жанры малого фольклора.

Давайте начнем со 2 младшей группы. Сегодня  модно заниматься проектной деятельностью.  Чумакова М.С. представит вам  мини-проект «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Ведущий:

Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Более старшие дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.

Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения).

Я приглашаю детей подготовительной группы, которые  почитают нам скороговорки.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СКОРОГОВОРКИ

Воспитатель подготовительной группы Доценк Л.Н.  расскажет, как она использует  устное народное творчество в работе  своей группы

Воспитатель: Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении. В своей работе я придерживалась методики А.М. Бородич. Новую скороговорку сначала я произносила наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя звуки, которые представляют трудность для детей. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривали ее. Для повторения скороговорки сначала просила детей с хорошей памятью и дикцией повторить ее. Перед их ответом повторяла указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносилась хором, всеми детьми или небольшими группами. Общая длительность таких упражнений – 3-5 минут. Постепенно эти упражнения разнообразились следующими приемами. Повторяли скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручалась разным детям. Повторяли скороговорку частями по рядам: первый ряд: «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор!». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизировали детей, развивает их произвольное внимание.

Ведущий:

Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей среднего дошкольного возраста.

С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Слово музыкальному руководителю

Показ фрагмента  театрализованного представления с куклами петрушками  

Ведущий: В работе по развитию речи средствами устного народного творчества педагоги используют  различные методы:

– наглядные (рассматривание книжек с картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);

– словесные методы: выразительное чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;

– игровые методы;

– игры с пальчиками;

– ритмические движения под музыку и текст фольклорного произведения;

– имитационные упражнения (имитация поведения животных, птиц, героев фольклорных произведений);

– метод ассоциаций при использовании загадок;

Представляем вашему вниманию мастер-класс «Пальчиковая гимнастика на основе сказок»

Добринская Н.В.

Все эти методы позволяют развивать все стороны речи, конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими людьми.

 Намм И. В.

Практическая часть.

Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды и немножко посоревнуемся, отвечая на мои вопросы. А заодно и проверим, как вы знаете русский фольклор. За правильный ответ вы будете получать матрешку. По завершении мы подсчитаем, чья команда наберет больше баллов-матрешек.

«Поэзия пестования»

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

Ответ: (колыбельные)

2 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?

Ответ: (пестушки)

3 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

Ответ: (прибаутка)

4 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ: (конкретно образное мышление)

Вывод:

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

«Потешный фольклор»

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,

Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

Ответ: (скороговорки)

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ: (К. И. Чуковский)

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Ответ: (скоморошины)

4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?

Ответ: (загадки)

Вывод:

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

«Игровой фольклор»

1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т. д.

Ответ: (хороводные)

2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?

Ответ: (считалки)

3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Ответ: (с народными обрядами)

4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Ответ: (правил)

Вывод:

Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

«Музыкальный фольклор»

1 вопрос – С чего начинается первое знакомство ребенка с фольклором?

Ответ: (с колыбельной)

2 вопрос – Самый массовый и популярный жанр

фольклора?

Ответ: (песня)

3 вопрос – Назовите самые известные русские народные детские песни.

Ответ: («Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Ходит зайка по саду», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Ой, вставала я ранешенько»…)

4 вопрос – Назовите русские народные детские музыкальные инструменты.

Ответ: (свистульки, жужжалки, погремелки, балалайка, гусли, рожок свирели…)

«Игровой фольклор»

1 вопрос — Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

2 вопрос —  Главная роль в народной игре? (водящий)

3 вопрос — Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

4 вопрос — Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

5 вопрос —  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

6 вопрос — Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

7 вопрос — Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

8 вопрос — Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь»  и др.)

9 вопрос — Назовите  игрушки  наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

10 вопрос — Для чего используется кукла — Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

11 вопрос — Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

12 вопрос — Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах. Что такое пословица?  (это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории). Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Собери пословицу»

 (Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

1)  ПОД  ЛЕ  ЖА ЧИЙ  КА  МЕ  НЬ  ВО  ДА  НЕ  ТЕ  ЧЁТ

2)  КОН  ЧИЛ  ДЕ ЛО ГУ  ЛЯЙ СМЕ  ЛО

3)  ЖАР  КОС  ТЕЙ  НЕ ЛО МИТ

4)  НЕ  ВСЁ  КО  ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5)  ШИ  ЛО  В  МЕШ  КЕ  НЕ УТА ИШЬ

6)  НЕТ   МИ   ЛЕЕ   ДРУЖ   КА   ЧЕМ   РОД   НАЯ  МА  ТУ  ШКА

Молодцы! Хорошо поработали.

Ведущий

Кукла является элементом устного народного  фольклора. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».К. Д. Ушинский

В куклы дети играли раньше, играют и сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Рукотворная лоскутная фигурка стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Наш педагог Криковец С.А.  считает, что народная тряпичная кукла, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Она со своими воспитанниками изготовила в подарок  о нашем семинаре куклу-хороводницу. Раздаёт кукол.

Заключительная часть.

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливает опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.