В ФГОС ДО особое внимание уделяется образовательной области «Речевое развитие». Основная цель этой области: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Одной из задач этой области является — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
В своем обобщении опыта я расскажу о работе над развитием монологической речи, а именно о работе по пересказу литературных текстов с помощью приемов мнемотехники. Но сразу хочу отметить, что эта методика применима ко всем образовательным областям.
Пересказ – это осмысленное творческое воспроизведение литературного текста в устной форме. Это сложная деятельность, в которой участвуют мышление, память, воображение детей.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по обучению пересказу, мы обнаружили у детей такие проблемы:
— связные высказывания короткие;
— они отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
— состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
— часть детей оказывается способной лишь ответить на вопросы.
А ведь детям скоро идти в школу и связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Поэтому перед нами встала задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Поэтому мы, в рамках годовой задачи, решили найти способы решения этой проблемы.
Изучив литературу, мы остановились на методе мнемотехника, т. к. этот метод помогает упростить для детей процесс непосредственно — образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Что же такое мнемотехника?
Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э. Владели этим искусством в совершенстве Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Бехтерев доказал: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»
Поэтому, соединяя между собой при пересказе рисование схемы и пересказ по ней, эффективнее идет развитие речи.
Мнемотехнику называют по — разному разные авторы:
— предметно-схематическая модель Ткаченко Татьяна Александровна
— сенсорно – графическая схема Воробьева Валентина Константиновна
— схема составления рассказа Ефименкова Л. Н.
— блок — квадрат Глухов В. П.
— мнемотаблица, коллаж Большева Т. В.
Основной «секрет» мнемотехники. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мы в своей работе по обучению детей пересказу используем методику Т. В. Большевой — мнемотаблицы
Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:
приёмы облегчают овладение связной монологической речью, т. к. использование схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
дети, владеющие приемами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Практическая значимость:
Для воспитателей: это обобщение опыта может быть использовано воспитателями при выборе приемов развития речи у детей в своих возрастных группах.
Для детей: помощь детям в развитии речи
Социальная значимость: создает условия для успешного обучения пересказу через овладения методом мнемотаблицы
Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных методик и технологии мнемотехники по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами Сохин Ф. А. и Бородич А. М: план занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.
Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы: 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3. Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; 5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
В мнемотаблице как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать речевые способности ребенка, а с другой — приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие мнемотаблицы как посредника между ребенком и взрослым не только в совмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т. е. способствовала развитию, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной монологической речи для:
пересказывания текстов;
составления описательных рассказов;
обогащения словарного запаса.
заучиванию стихов
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Особенность этого приема – применение не изображения предметов, а символов. Данный прием значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Размер мнемотаблиц может быть различным, он зависит от возраста детей, от уровня их развития, от объема произведения.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.
Но изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мы начинали работу с мнемоквадратов. Мнемоквадрат — это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Читали строчку из произведения и предлагали закодировать это символом. Вначале дети пытались рисовать не символы, а рисунки. После проведенной работы мы перешли к мнемодорожкам.
Мнемодорожка тоже несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы.
Последовательность работы с мнемотаблицами на первом этапе:
рассматривание таблицы;
перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
пересказ текста.
После того, как дети научились раскодировать информацию, преобразовывать символы в образы, мы начали работать по кодированию информации: дети образы переводили в символы, а при пересказе опять проходила перекодирование символов в образы. Вначале это была совместная работа воспитателя и детей. Этот процесс был интересен детям тем, что они придумывали самостоятельно символы для дальнейшего пересказа. А затем работа усложнилась тем, что дети в процессе вторично читаемого текста, самостоятельно придумывали и зарисовывали символы, которые нужны ему для воспроизведения текста.
И пусть эти символы были порой некрасивы, но ценность в них то, что ребенок применил свой опыт, свою фантазию, творческие способности и даже произошло развитие мелкой моторики.
Таким образом, использование мнемотехники в процессе обучения дошкольников пересказу имеет огромное значение для их умственного и речевого развития. Приемы мнемотехники служат средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное составление мнемотаблиц свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм познания, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса;
2. Умение преобразовывать образы в символы;
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Чем отличается мнемотехника от других технологий?
Интегративностью — образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
Экономичностью — используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. Процессуальностью — развитие ребенка рассматривается как процесс; Здоровьесбережением — реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника. Универсальностью — может использоваться любым педагогом и родителями. Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Мы считаем что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Для распространения опыта работы среди педагогов ДОУ было проведено открытое занятие по рассказам В. Осеевой с детьми подготовительной группы. Дети на занятии показали свои знания по пересказу по мнемотаблицам.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания,
В дальнейшем планируем продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи.
Используемая литература:
А. М. Бородич «Методика развития речи детей» 1981
М. Зиганов, В. Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления» 2001
В. М. Большева «Учимся по сказке. Развитие дошкольников с помощью мнемотехники»
Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста» вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.