Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев; воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Программные задачи:
1. Образовательные:
— Создать условия для мотивации получения детьми знаний о производстве хлеба;
— Расширить знания детей о росте растений, свойствах муки, строении хлебного колоса через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.
2. Развивающие:
-Развивать мелкую моторику, воображение, память.
3. Воспитательные:
— Формировать эмоционально позитивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
— Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Словарная работа: пашня, жатва, трактор, комбайн, плуг, сеялка.
Предварительная работа.
1. Чтение сказки «Колосок»,
2. Заучивание пословиц, поговорок, стихов, потешек о солнце, хлебе;
Оборудование и демонстрационный материл:
Мультимедийный проектор или (ноутбук), персонаж кукольный или игрушка — ; ручная кофемолка, увеличительное стекло; презентация к НОД.
Раздаточный материал: соленое тесто, колоски хлебных культур, зерно.
Ход НОД
Дети играют.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучит? (Слышен стук). Я посмотрю, а вы тихонько подождите.
Ребята, нам почтальон принёс посылку. На обратном адресе указано «Мукомольный завод». Интересно, что же там. Открывают. Пакт с мукой. Ребята как вы думаете, что нам прислали рабочие с мукомольного завода.
Правильно это же мука, а ещё тут письмо. Прочитаем, что же нам пишут
«Здравствуйте ребята. Вы, конечно же, любите кушать вкусные булки, пирожки, ватрушки. А знаете ли вы как выращивают хлеб? Как хлеб попадают к вам на стол. Мы предлагаем вам узнать, как растёт хлеб и самим испечь его. Отправляем вам муку и желаем удачи!
Рабочие мукомольного завода.
Воспитатель: Ребята, узнаем, как растёт хлеб, и испечём его сами?
Предлагает сесть у экрана
(Дети рассаживаются у экрана).
Воспитатель: Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб — это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Хлеб — это жизнь.
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке. (2 слайд)
Как вы считаете, почему так гласит пословица?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно, чтобы хлеб добыть его надо вырастить.
Люди в поле хлеб лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (3 слайд)
Посмотрите как раньше, когда не было тракторов, машин люди выращивали хлеб.
Пахали землю, сеяли вручную. Жали колосья серпом. Серп это орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило стального) и короткой деревянной рукоятки. Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия. (С 4 по 8 слайд)
Ребята как вы думаете трудно было людям раньше растить хлеб?
Ответы детей
Воспитатель: Весной лишь только растает снег, просохнет земля в полях, начинают работу люди и машины.
—Что трактор делает с землей? (Пашет, боронит землю.)
— Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Тракторист!)
Снег растает
в поле чистом,
схлынет талая вода (Слайд 9)
побежит за трактористом
ранним утром борозда (слайд 10)
Воспитатель? Какие машины работают в поле весной? (трактора)
Что они делают? (пашут, сеют)
Чем пашут землю? (плугом)
С помощью чего укладывают в почву зерна пшеницы или ржи?
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, пушистой, послушной, вот теперь можно и сеять. (Слайд 11).
Воспитатель:
Выйдут сеялки потом
засевать поля зерном… (слайд 12)
Слайд 13 – зерно для сеялки.
Воспитатель: Растёт наш будущий хлеб (слайд 14-15)
А кто и что помогает расти?
Ответы детей (солнце, дождь, ветер)
Воспитатель: Рожь поспела, пожелтела!
Собирать пора – за дело! (слайды 16,17,18)
Воспитатель: Наступает жатва. Уборка урожая.
Как называется машина, которая жнет, то есть убирает хлеб? (Слайд 19)
Как называют людей, которые работают на комбайне?
Комбайн срезает пшеницу (Слайды 20,21)
Воспитатель: На машинах зерно везут к местам его хранилища.
(Слайд 22, 23,24) Затем зерно привозят на мукомольные заводы. Заводы оборудованы специальными машинами, которые мелят зерно. Превращают зерно в муку. (Слайды 25,26)
Посмотрите видели такие упаковки с мукой (Слайд 27)
Воспитатель: Муку везут за хлебозаводы, где замешивают тесто (Слайды 28,29,30)
и выпекают булочные изделия. (Слайд 31)
Вот такие красивые, вкусные булочки, батоны получаются! (Слайды 32,33,34)
Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил! (слайд 35)
Провести Физминутку в форме игры
Игра «Пшеница и хлебороб». Дети -колоски встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперёд-назад. Водящий -«хлебороб» (ребёнок) вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть. Тот, кого задели, становится «хлеборобом».
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, что нам прислали рабочие из мукомольного завода? Правильно муку. И они предлагали нам самим попробовать испечь хлеб.
Но сначала, я предлагаю вам подойти к столу и рассмотреть зёрна пшеницы.
Воспитатель: Какой формы, величины и цвета зерна? (гладкие, овальные, коричневые, желтые, маленькие)
Воспитатель: Друзья мои, хотите посмотреть, как из зерна получается мука? (дети подходят, встают вокруг стола) как из зерна получается мука. Хотите?
Воспитатель: Давайте возьмем наши зернышки и попробуем их перемолоть. (ручной кофемолкой).
Покручу, поверчу,
Покручу, поверчу,
Да муку получу.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас получилась мука.
Воспитатель: Давайте потрогаем её. Какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая и т. д.).
А что делают из муки? (пирожки, торты и т. д.)
Воспитатель. Итак, тесто замешивают из муки, добавляют молоко, сахар, соль, яйца, масло, дрожжи. Поэтому хлеб, пирожки получаются очень вкусными.
Давайте мы замесим из муки, которую нам прислали тесто. Но это будет специальное тесто, из которого мы будем лепить булочки и пирожки для нашего магазина. (замешивает солёное тесто)
Рецепт соленого теста:2 стакана муки,1/2 стакана воды,1 столовая ложка соли.
Давайте подготовим руки для работы с тестом.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто замесили мы, (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Сахар не забыли мы, (Имитация посыпания)
Пироги пшеничные (Соединили ладошки вместе)
В печку посадили мы. (Руки вперед, вверх ладонями)
Мы печем пшеничные пироги отличные. (Имитация стряпни пирожков)
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные? (Плечики поднять,
опустить)
Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора (Показать ладонь, загибать пальцы)
И другие, все кто может, пусть приходят с ними тоже.
Воспитатель: подходите к столу, и будем лепить пироги, булочки, бублики, украсить не забудьте.
Теперь наши булочные изделия я отнесу на кухню и попрошу повара их испечь. Когда наши булочные изделия будут готовы поместим их в наш магазин.
Подведение итога.