Тема: «Птицы на участке»
Возраст: Подготовительная группа
Образовательные области: познавательное развитие.
Дополнительная область: речевое развитие.
Цель: закрепление знаний у детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют);
-учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Развивающие:
-развивать любознательность;
-развивать познавательные способности, логическое мышление;
-развивать наблюдательность и чувство ответственности за жизнь живого существа, стремление оказать ему помощь.
Воспитательные:
-воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам;
-воспитывать желание заботится о своем здоровье;
-формировать умение работать сообща; воспитывать трудолюбие;
-воспитывать отзывчивость, любовь к природе родного края;
Дополнительные задачи:
-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
-обогащать представления детей о многообразии окружающего мира;
-поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Обогащение словаря: —
Активизация словаря: зима, дерево, снег, признаки зимы, воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, кормушка. корм, семена, белая сорочка, зимующая, красивая, серый, шустрый, клевать, летать, махать, каркать, чирикать, стрекотать и т.д.
Материалы: обручи, выносной материал (лопатки, ледянки), корм для птиц: зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено, кормушки.
Методы и приемы: словесные, практические, рассказ воспитателя, вопросы, положительная оценка, художественное слово (загадка, стих), игры, наблюдение.
Предварительная работа: наблюдения за птицами в природе, рассказывание воспитателя о жизни птиц, рассматривание иллюстраций, альбомов, чтение произведений о птицах: Г. Снегирёв «Ласточка», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Н. Сладков «Вороний сигнал», «Вежливая галка», «Гнездо», заучивание стихотворений: Ладонщиков «Люблю птиц», «Дятел», разгадывание загадок, рисование птиц, изготовление кормушек, проведение викторины «Птицы-наши друзья».
Форма организации: фронтальная, (дети на прогулке стоят полукругом)
Планируемый результат: закрепили представление у детей о зимующих птицах.
Ход прогулки:
Подготовительная часть:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение!
СИНИЦЫ
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям —
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».
Основная часть:
Воспитатель задает детям вопросы.
Ребята, о чем это стихотворение?
— Как называют птиц, которые не улетают в теплые края?
— Каких зимующих птиц вы знаете?
-Как называется домик, где птицы могут найти себе корм?
— Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы – это птицы, которые не улетают от нас в теплые края. Зимой они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают корм около жилья человека. Чтобы птицы не погибли зимой от холода, люди мастерят для птиц скворечники и кормушки. Синички любят несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Воспитатель: — А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).
Воспитатель: — Давайте вспомним, где они отыскивают корм? Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов. Съедают плоды и семена лиственных растений, шелушат шишки и питаются семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок, (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: — И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)
— Правильно, ребятки. Мы можем смастерить кормушки для зимующих птиц. А чем мы можем подкармливать? Пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы любят кусочки несоленого сала.
Ребята, а какие птицы прилетают к нашим кормушкам?
(Вороны, воробьи, галки, синицы, голуби, снегири).
— Они все одинаковые или как-то отличаются?
(Все птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них разное оперенье, они по-разному поют).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю насыпать корм в наши кормушки.
Трудовая деятельность: насыпаем семечки подсолнуха и зернышки пшена в кормушки и чистим дорожки от снега.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Подвижные игры:
«Воробьи и кот»
Цели: развитие ловкости и быстроты.
Ход игры: Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Индивидуальная работа с подгруппой детей:
Цель: развитие координации движений.
Задание: у каждого ребенка по два снежка, поочередно метать снежки – левой и правой рукой, стараться попасть в цель. Если другие дети изъявят желание поиграть, то индивидуальную работу провожу и с ними.
Заключительная часть
Через небольшое количество времени подзываются дети.
Воспитатель: А сейчас скажите мне, чем мы занимались на прогулке? О чем мы с вами говорили? Кого кормили? Какие птицы прилетают на наш участок? В какие игры играли? Что вам запомнилось? Молодцы!