План-конспект прогулки

Тема: «Птицы на участке»

Возраст: Подготовительная группа

Образовательные области: познавательное развитие.

Дополнительная область: речевое развитие.

Цель: закрепление знаний у детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют);

-учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Развивающие:

-развивать любознательность;

-развивать познавательные способности, логическое мышление;

-развивать наблюдательность и чувство ответственности за жизнь живого существа, стремление оказать ему помощь.

Воспитательные:

-воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам;

-воспитывать желание заботится о своем здоровье;

-формировать умение работать сообща; воспитывать трудолюбие;

-воспитывать отзывчивость, любовь к природе родного края;

Дополнительные задачи:

-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

-обогащать представления детей о многообразии окружающего мира;

-поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Обогащение словаря: —

Активизация словаря: зима, дерево, снег, признаки зимы, воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, кормушка. корм, семена, белая сорочка, зимующая, красивая, серый, шустрый, клевать, летать, махать, каркать, чирикать, стрекотать и т.д.

Материалы: обручи, выносной материал (лопатки, ледянки), корм для птиц: зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено, кормушки.

Методы и приемы: словесные, практические, рассказ воспитателя, вопросы, положительная оценка, художественное слово (загадка, стих), игры, наблюдение.

Предварительная работа: наблюдения за птицами в природе, рассказывание воспитателя о жизни птиц, рассматривание иллюстраций, альбомов, чтение произведений о птицах: Г. Снегирёв «Ласточка», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Н. Сладков «Вороний сигнал», «Вежливая галка», «Гнездо», заучивание стихотворений: Ладонщиков «Люблю птиц», «Дятел», разгадывание загадок, рисование птиц, изготовление кормушек, проведение викторины «Птицы-наши друзья».

Форма организации: фронтальная, (дети на прогулке стоят полукругом)

Планируемый результат: закрепили представление у детей о зимующих птицах.

Ход прогулки:

Подготовительная часть:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение!

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям —

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек».

Основная часть:

Воспитатель задает детям вопросы.

Ребята, о чем это стихотворение?

— Как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

— Каких зимующих птиц вы знаете?

-Как называется домик, где птицы могут найти себе корм?

— Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы – это птицы, которые не улетают от нас в теплые края. Зимой они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают корм около жилья человека. Чтобы птицы не погибли зимой от холода, люди мастерят для птиц скворечники и кормушки. Синички любят несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Воспитатель: — А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).

Воспитатель: — Давайте вспомним, где они отыскивают корм? Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов. Съедают плоды и семена лиственных растений, шелушат шишки и питаются семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок, (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: — И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)

— Правильно, ребятки. Мы можем смастерить кормушки для зимующих птиц. А чем мы можем подкармливать? Пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы любят кусочки несоленого сала.

Ребята, а какие птицы прилетают к нашим кормушкам?

(Вороны, воробьи, галки, синицы, голуби, снегири).

— Они все одинаковые или как-то отличаются?

(Все птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них разное оперенье, они по-разному поют).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю насыпать корм в наши кормушки.

Трудовая деятельность: насыпаем семечки подсолнуха и зернышки пшена в кормушки и чистим дорожки от снега.

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Подвижные игры:

«Воробьи и кот»

Цели: развитие ловкости и быстроты.

Ход игры: Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

Индивидуальная работа с подгруппой детей:

Цель: развитие координации движений.

Задание: у каждого ребенка по два снежка, поочередно метать снежки – левой и правой рукой, стараться попасть в цель. Если другие дети изъявят желание поиграть, то индивидуальную работу провожу и с ними.

Заключительная часть

Через небольшое количество времени подзываются дети.

Воспитатель: А сейчас скажите мне, чем мы занимались на прогулке? О чем мы с вами говорили? Кого кормили? Какие птицы прилетают на наш участок? В какие игры играли? Что вам запомнилось? Молодцы!