Когда обращаться к логопеду?

   Уважаемые родители. Вашему малышу 5-7 лет, но он не может правильно произнести звук или ряд звуков? Необходимо выяснить причину недостатков устной речи и исправить их еще до школы. Почему это важно? Очень часто дефекты устной речи дошкольников с поступлением в школу переходят в письменные.  Совет нашего логопеда  Намм Инны Викторовны поможет вам определить, правильно ли идет развитие речи вашего ребенка.

• Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 
• 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
• 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
• 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
• 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
• 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
• 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3 годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
• В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
• К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
  Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым!

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

      Умение сосредотачиваться на звуке — слуховое внимание — очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребёнок не умеет сранивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха- научить ребёнка слушать и слышать. Наш учитель-логопед  Намм Инна Викторовна приводит пример простых игр и упражнений, которые помогут в развитии слухового внимания, фонематического слуха, речи вашего ребёнка.

1.Развитие слухового внимания.

Игра «Тихо-громко»

Цель: развитие координации чувства ритма.

Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши).

Описание игры:

Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Игра «Отгадай, что звучит»

Цель: развитие умения определять предмет по звуку.

Оборудование: бумага, бубен, погремушка и др. 

Описание игры:

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издаёт барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звук так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук.

Игра «Посмотрим, кто говорит»

Цель: учить по голосу определять название животных.

Оборудование: картинки с изображением различных животных.

Описание игры.

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребёнку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребёнок угадает, какое животное так «говорит».

Игра «Слышим звон и знаем, где он«

Цель: учить определять направление звука.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры.

Попросите ребёнка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен зук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

2. Развитие фонематического слуха.

Игра «Подскажи словечко»

Описание игры.

Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет…»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку самому сказать недостающие слова.

Игра «Красный — белый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры.

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

3. Развитие физиологического дыхания.

Игра «Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные кораблики.

Описание игры.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям прокатиться на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь. сложив губы, как для звука [Ф]. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п» — губы складываются как для звука [П], или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щёк. Вызванный ребёнок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определённому месту (городу).

4. Развитие голоса

Игра «Вьюга»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание игры.

Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончилась»- замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи.

Развитие графических навыков у детей 5-6 лет. Совет от учителя-логопеда Намм Инны Викторовны.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Вашему ребёнку 5 лет. Скоро он отправится в школу. Для того чтобы подготовить  его руку к  письму, предлагаю задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к занятиям, ознакомьтесь с методическими рекомендациями:

  • на первом занятии научите ребёнка ориентироваться в тетради (тетрадь с крупной клеткой). Ребёнок должен показывать правый верхний и правый нижний углы, левый верхний и левый нижний углы, середину тетради в крупную клетку;
  • фломастер можно применять только на первых занятиях, а затем — только ручку;
  • расстояние между строчками при письме должно быть равно двум клеточкам, а между элементами оно может быть разным;
  • количество заполняемых строчек зависит от возможностей детей;
  • образец следует давать в тетрадях, объясняя детально;
  • сначала ребёнок должен пальцем воспроизвести рисунок на столе, после чего обратным концом ручки обвести образец в тетради.

Эти задания помогут научить ребёнка:

  • ориентироваться в тетради в крупную клетку;
  • рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них;
  • рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать;
  • рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

Ниже приводится практический материал по обучению детей графическим навыкам.

 Дети на занятиях должны научиться работать фломастером.

1. Проводить линии по точкам сверху вниз:

— проводить линии от одной опорной точки до другой, сверху вниз.;

— самостоятельно проводить вертикальные линии в одной клетке по образцу.

2. Проводить линии по точкам слева направо в одной клетке, пропуская две клетки:

— проводить горизонтальные  линии от одной точки до другой;

— самостоятельно проводить линии слева направо в одной клетке по образцу (количество строчек не ограничено).

3. Рисовать уголки по поставленным точкам, пропуская между уголками две клетки:

— нарисовать уголок по опорным точкам;

— самостоятельно нарисовать уголок по образцу.

4. Нарисовать бордюр, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий, не отрывая фломастер от листа.

5. Нарисовать вертикальные палочки в двух клетках:

— нарисовать горизонтальные линии в двух клетках;

— нарисовать вертикальные и горизонтальные линии по образцу.

6. Нарисовать квадраты по точкам, пропуская две клетки;

— самостоятельно нарисовать квадрат.

7. Соединять  квадраты, не отрывая фломастер от рисунка.

Формирование лексико-грамматической стороны речи дошкольников через дидактические игры и пособия с математическим содержанием.

Рекомендации даёт  учитель-логопед Намм Инна Викторовна

    Сегодня, в связи с возрастающими требованиями к уровню подготовки к школе и общей образованности детей, возникает необходимость коррекции не только речевого недоразвития, но и нормализации всей психической сферы ребенка. В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым  недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостатками высших психических функций: речи, мышления, памяти, восприятия, внимания. Поэтому процесс подготовки ребенка к школе требует слаженной работы комплекса сенсорно- перцептивных, речевых и интеллектуальных функций и интересен в аспекте взаимодействия речи и других психических функций. Отсюда следует, что в ходе устранения речевого недоразвития хороши все формы и виды дидактических игр и пособий (в данном случае мы говорим об использовании математических игр и пособий).

    В процессе своей практической деятельности заметила, что дети с ОНР с трудом усваивают пространственные и временные отношения, различные грамматические категории и обороты. Это негативно влияет на познавательное развитие ребенка с нарушением речи в целом. Однако коррекционная работа с детьми с речевой патологией традиционно рассматривается с позиции преодоления нарушений речи и только. Но в достижении наших, логопедических, целей «все средства хороши». Поэтому сегодня рассматривается вопрос формирования лексико-грамматических сторон речи посредством дидактических игр и пособий с математическим содержанием.

Дидактические игры и пособия математического содержания являются мощным средством речевого развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Это положение и делает математические игры значимыми для комплексной коррекции отклонений при ОНР. При выполнении заданий детям зачастую необходимо несколько раз повторять инструкцию и давать дополнительные вербальные инструкции. Поэтому все игры и пособия должны быть яркими, разнообразными, с привлечением тактильного анализатора и доступными по содержанию.

Свои игры и пособия с математическим содержанием я разбила на несколько видов, каждый из которых нацелен на достижение определенных логопедических целей и задач. Причем почти каждое пособие имеет несколько, порой не связанных между собой целей. Например, практически все эти игры можно применять не только в работе с  отдельными грамматическими категориями, но и использовать при прохождении лексических тем.

Наибольшую трудность у дошкольников с ОНР вызывает ориентировка в пространстве. Дети могут найти место предмета,  указать, где он находится (вверху, внизу, спереди, сзади, слева…). Но они не справляются с заданием, требующим развернутого речевого высказывания, содержащего пространственные предлоги (над, под…) и наречия (сверху, снизу…). Исследования показали, что дошкольники ориентируются в пространстве на основе чувственной системы отсчета, а освоение словесной системой по основным пространственным направлениям происходит медленно и с трудом. Для достижения этой цели я подобрала ряд дидактических игр и пособий с математическим содержанием.

1.«Найди свое место». Раздаются карточки с изображением геометрических фигур разного размера и цвета. Ведущий бросает кубик с изображением стрелки. Ребенок приклеивает карточку, поговаривая: «Я приклеил большой круг красного цвета над маленьким голубым квадратом .»…

2.«Клоуны». Клоуны Рыжий и Белый сидеть не умеют без дела. Танцуют они и смеются, резвятся, хохочут, дерутся.    Выставляются фигуры 2-х клоунов. Дети держат в руках пуговицы разной формы, размера и цвета; приклеивают их, проговаривая: «Я приклеил красную маленькую пуговицу под большой розовой»…

3.«Поможем Мальвине» (с фланелеграфом). Выставляется фланелеграф. Дети строят шкаф для посуды, соотнося число и цифру: читают номера на шкафах (3, 4, 5).Проговаривают: «На верхнюю полку нужно поставить 1 голубую и 2 розовых чашки»…

4.«Чего не стало?». Выставляется 8 игрушек, пересчитываются. Затем 2 игрушки убираются. Вопросы: «Стало больше игрушек или меньше?», «Какие исчезли?», «За какими стояли?», «Перед какими?», «Между какими?», «Какой по счету стояла 1-я, 2-я?»…

Несмотря на то, что дети имеют сформированные представления о натуральном ряде чисел, умеют сравнивать множества по количеству, понимают и употребляют числительные, у них наблюдаются трудности в установлении зависимостей и отношений между числительными и существительными.

Эту задачу помогают решить следующие математические игры.

1.«Сосчитай-ка». Детям раздаются карточки типа лото с изображенными на них предметными картинками. Ведущий бросает кубик с точками от 1 до 5.Дети находят карточку с таким же количеством предметов и проговаривают: »У меня 4 слона…5 огурцов…»

2.«Найди пару». Ведущий ударяет по столу несколько раз, дети находят карточку с изображением такого же количества предметов: 3 мяча…5 зайцев…

3. «Сколько?» В середину цветика — семицветика выставляется карточка с цифрой. Дети выкладывают на лепестки карточки с изображением предметов: 3 чашки… 5 корзинок…

4. «Математический автобус». Выставляется игрушечный автобус , имеющий прорези для цифр. Дети берут цифры, вставляют их в прорези и проговаривают: «Я первый…я вторая…»

Математические игры и пособия являются прекрасным средством обогащения и активизации активного словаря и развития связной речи, начиная от составления задач до составления описательных рассказов.