Автор: Доценко Людмила Николаевна, воспитатель МБДОУ д/сад №37.
Описание: Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Наши дети — наши будущее. Важно, чтобы каждый из них знал писателей своего народа и их творчество. В феврале День памяти замечательного русского писателя А.С. Пушкина. Пусть наши дети мечтают поймать золотую рыбку и загадать все свои заветные желания.
Тип проекта:
По виду деятельности – информационно-познавательный, творческий;
По количеству участников – групповой;
По продолжительности – красткосрочный (две недели);
По характеру участия ребёнка: От появления идеи, до полной реализации проекта.
Автор: Воспитатель Доценко Л.Н.
Участники проекта: дети и воспитатель подготовительной к школе группы , родители.
Место реализации проекта: МБДОУ д/сад №37
Проблема: Дети не имеют представления о творчестве А.С. Пушкина.
Актуальность: Каждый ребёнок – это будущее нашей страны. Мы – их родители — обладатели информации, которой мы должны поделиться со своими детками, познакомить их с литературным наследием своей страны.
Нашими русскими писателями написано множество интереснейших произведений. Данный проект познакомит ребят с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Каждый из нас должен знать, что 10 февраля в нашей стране отмечается день памяти А.С.Пушкина.
Цель: знакомство детей с творчеством А. С Пушкина.
Задачи:
— расширить представления детей о творчестве А. С. Пушкина;
— продолжать развивать интерес детей к творчеству русских писателей и желание слушать сказки Пушкина ещё раз;
— учить передавать в своих творческих работах впечатления от услышанных произведений;
— формировать представления детей о положительных и отрицательных героях сказок;
— привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Материальное обеспечение: книги с произведениями А. С.Пушкина, пластилин, досточки для лепки, листы А4, карандаши цветные, гуашь, кисти, салфетки, стаканчики для воды.
Ожидаемые результаты:
— дети знают произведения А.С.Пушкина;
— дети имеют представление о некоторых фактах из биографии А. С. Пушкина;
— дети знают образы героев писателя и могут их передавать в своём творчестве;
— дети знают наизусть отрывки из произведений А. С. Пушкина.
Продукт проектной деятельности:
— Выставка детского творчества «По страницам сказок А. С. Пушкина»;
— Литературный вечер «У Лукоморья дуб зелёный»;
— Альбом «Сказки Пушкина»
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
— Постановка целей и определение задач проекта;
— Подбор необходимых материалов и наглядных пособий для успешной реализации проекта;
— Знакомство участников проектной деятельности с темой проекта;
— Беседы с детьми о творчестве А.С. Пушкина, чтение произведений автора.
2 этап. Основной.
Деятельность с детьми в рамках реализации проекта:
Беседы:
— Беседа «О чём расскажет нам учёный кот»
— Беседа «А. С. Пушкин и его сказки»
— Беседа «Сказка ложь да в ней намёк»
Дидактические игры:
— Дидактическая игра «Из какой сказки герой»
— Дидактическая игра «Музей сказочных предметов»
— Дидактическая игра «Узнай по словам»
(Приложение 4)
Творческая деятельность:
— Лепка «Сказка за сказкой»
— Рисование по содержанию загадок и стихов «Золотая рыбка», «Царевна Лебедь»
— Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Летят лебеди» (Приложение 1)
— Отгадывание загадок «Сказочные загадки» (Приложение 2)
Чтение художественной литературы:
— Чтение сказок:
— «У Лукоморья дуб зелёный» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»);
— «О царе Салтане»
— «Сказка о рыбаке и рыбке»
— «Сказка о золотом петушке»
— «Сказка о попе и работнике его Балде».
Заучивание отрывка произведения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный»
(Приложение 3)
Деятельность родителей в рамках реализации проекта:
— Чтение детям произведений А. С. Пушкина для успешной реализации проекта.
— Создание альбома «Сказки Пушкина»
3 этап. Заключительный.
— Презентация альбома «Сказки Пушкина»;
— Организация выставки детских работ «По страницам сказок А. С. Пушкина».
— Инсценировка сказки «О попе и работнике его балде »
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(руки сложить вместе и плавные движения вправо-влево)
Рыбка, рыбка, золотая,
(движения двумя руками – подзываем к себе)
Мы хотим тебя поймать.
(ловим двумя руками)
Рыбка спинку изогнула,
(Выгнуть спину)
Пальчиковая гимнастика «Лебеди летят»
Лебеди летят, крыльями машут.
(Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой.
(Дети качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться.
(Распрямляют спину, поднимают голову вверх)
Очень бесшумно на воду садятся.
(Приседают медленно)
Приложение 2
Сказочные загадки
Рыбка в сказке есть у нас,
Золотой ее окрас.
Кто желанье загадает,
Все вмиг от нее получает.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
***
Вот под ясным синим небом
В море кто закинул невод?
Злату рыбку изловил,
Пожалел и отпустил?
(Старик)
***
Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?
(Землянка)
***
Сказки Пушкина читал?
Сетью той старик поймал
В море рыбку золотую.
Знаешь, братец, снасть такую?
(Невод)
***
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
(Рыбка)
***
Я вопрос тебе припас.
Подскажи: что в первый раз
Стал у рыбки дед просить,
Чтоб старухе угодить?
(Корыто)
***
Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.
(Балда)
***
День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот)
***
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый?
(Лукоморье)
***
Листвой резною он шумит,
Златая цепь на нём висит.
(Дуб)
***
На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит.
(Русалка)
***
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(Гвидон)
***
Пушки с пристани палят,
Всем сейчас сказать велят,
Как зовется этот остров,
Где живется сказкам просто?
(Буян)
***
Бабариху как-то раз
Укусил он прямо в глаз.
(Шмель)
Приложение 3
Стихотворения А.С. Пушкина для заучивания с детьми.
У лукоморья дуб зелёный
(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Приложение 4
Дидактические игры
Дидактическая игра «Из какой я сказки?»
Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, творческое воображение;
— воспитывать у детей интерес к сказкам А. С Пушкина;
— развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
— учить узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
Ход игры.
Воспитатель называет сказочного героя, а дети поднимают руку и называют сказку, из которой этот герой.
Герои:
— Золотая рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке»
— Царевна Лебедь — «Сказка о царе Салтане»
— Поп — «Сказка о попе и работнике его Балде»
— Царь Гвидон — «Сказка о Царе Салтане»
— Кот учёный — «Руслан и Людмила» отрывок «У Лукоморья дуб зелёный»
— Старик — «Сказка о рыбаке и рыбке»
— Русалка — «Руслан и Людмила» отрывок «У Лукоморья дуб зелёный»
— петушок… — «Сказка о золотом петушке»
— царевна… — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Дидактическая игра «Узнай по словам»
Задачи: — учить определять сказку по словам, используемых в сказке;
— развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игры.
Воспитатель называет несколько слов, которые есть в этой сказке (предметов, явлений, героев), а дети стараются отгадать, о какой сказке идёт речь.
Задания:
1. Терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Базар, жадность, оброк, море, верёвка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4. Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица, петушок, звездочёт. («Сказка о золотом петушке»)
Дидактическая игра «Музей сказочных предметов»
Цель: учить детей узнавать сказку по предмету, принадлежащему одному из героев сказки.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель называет предмет, который принадлежит одному из сказочных героев, дети называют сказку, из которой этот предмет.
2 вариант. Воспитатель показывает карточки, с изображением предметов, принадлежащих какому либо герою. Задача ребёнка, отгадать из какой о сказки.
Задания:
Невод — …. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Яблоко — …..«Сказка о мертвой царевне…»
Орех — ….. «Сказка о царе Салтане»
Веревка — ….. «Сказка о попе и работнике его Балде»
Мешок — … «Сказка о золотом петушке»
Золотая цепь — … «Руслан и Людмила»
Приложение 5
Фотоотчёт по реализации проекта.
Рисование «Царевна Лебедь»
Лепка «Сказка за сказкой»
Рисование «Золотая рыбка»