воспитатель МБДОУд/с №37
Доценко Л.Н.
Участники проекта:
дети средней группы
Содержание проекта
Мы предполагаем, что у каждого дерева своеобразные листья, они отличаются цветом, формой, величиной. Но мы так мало об этом знаем, что решили разгадать эту тайну деревьев.
Проводя исследование, мы искали ответы на вопросы:
|
Цель проекта: изучить жизнь деревьев осенью.
Задачи:
1.Формировать представления: деревья — живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.
2.Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев).
3.Показать красоту природы осенью.
4.Развивать желание сохранять красоту родной природы.
Наш проект проходил в три этапа.
1.Подготовительный этап
Методы:
1.Чтение рассказов Г. Граубина «Почему осенью листопад?»
2.Прослушивание песни «Падают, падают листья»
3.Чтение и заучивание стихов об осенних листьях, деревьях.
4.Наблюдения на участке детского сада за деревьями.
2.Основной этап
Методы:
1.Рассматривание листьев (обратить внимание на форму,
цвет, с какого дерева.)
2. Сбор, сушка и подготовка листьев к работе.
3. Дидактические игры экологического содержания.
4. Загадки экологического содержания.
5. Проведение занятия.
3.Подведение итогов — цикл практических дел
1.Проводился конкурс» Осенний букет» совместно с родителями.
2. Изготовление воспитателем и детьми гербария из листьев.
3. Изготовление аппликаций: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».
Фотографии
Наши открытия:
Занимаясь исследованием, мы подтвердили, что своеобразие листьев проявляется в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад — это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение климата в осенний период.
Результаты исследования:
Чтобы передать красоту и своеобразие осенних листьев мы участвовали в выставке «Осенний букет», сделали гербарий своими руками, аппликации из листьев: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».
Приложение:
Конспект занятия по ознакомлению с природным миром «Путешествие в осенний лес»
Стихи
Народные приметы
Загадки
Дидактические игры
Проект
«С какого дерева листок?»
Руководитель проекта:
воспитатель Доценко Л.Н.
Участники проекта:
дети средней группы
2017 г.
Содержание проекта
Мы предполагаем, что у каждого дерева своеобразные листья, они отличаются цветом, формой, величиной. Но мы так мало об этом знаем, что решили разгадать эту тайну деревьев.
Проводя исследование, мы искали ответы на вопросы:
- Почему осенью листья меняют свою окраску?
- Что такое листопад?
- Куда исчезают опавшие листья?
Цель проекта: изучить жизнь деревьев осенью.
Задачи:
1.Формировать представления: деревья — живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.
2.Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев).
3.Показать красоту природы осенью.
4.Развивать желание сохранять красоту родной природы.
Наш проект проходил в три этапа.
1.Подготовительный этап
Методы:
1.Чтение рассказов Г. Граубина «Почему осенью листопад?»
2.Прослушивание песни «Падают, падают листья»
3.Чтение и заучивание стихов об осенних листьях, деревьях.
4.Наблюдения на участке детского сада за деревьями.
2.Основной этап
Методы:
1.Рассматривание листьев (обратить внимание на форму,
цвет, с какого дерева.)
2. Сбор, сушка и подготовка листьев к работе.
3. Дидактические игры экологического содержания.
4. Загадки экологического содержания.
5. Проведение занятия.
3.Подведение итогов — цикл практических дел.
1.Проводился конкурс» Осенний букет» совместно с родителями.
2. Изготовление воспитателем и детьми гербария из листьев.
3. Изготовление аппликаций: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».
Наши открытия:
Занимаясь исследованием, мы подтвердили, что своеобразие листьев проявляется в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад-это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение климата в осенний период.
Результаты исследования:
Чтобы передать красоту и своеобразие осенних листьев мы участвовали в выставке «Осенний букет», сделали гербарий своими руками, аппликации из листьев: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».
Конспект занятия по ознакомлению с природным миром
Средняя группа
Воспитатель Доценко Л.Н.
«Путешествие в осенний лес»
Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени (приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают.)
Задачи:
1. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды,
2. Выявлять причины происходящих изменений в природе.
3. Воспитывать интерес к природе и бережное отношение к деревьям.
Материал: конверт с письмом от осени, лупы, карточки, листья.
Ход занятия
Воспитатель: -Сегодня к нам пришло необычное письмо, как вы думаете, от кого?
Дети: — от Незнайки, Лесовичка.
Воспитатель: давайте его прочитаем.
Здравствуйте, ребята!
Вы наверно удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете, от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.
Слушайте, внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек… я …(осень)
Дети: осень
Правильно, я — Осень. И не простая, а золотая. Я- самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг нас. Поэтому я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, чтобы вы полюбовались на мою красоту, понаблюдали, что интересного происходит в лесу.
В парке или на участке детского сада.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно, как красив осенний лес! И послушайте, как описал эту красоту И. Бунин в своём стихотворении «Листопад»
Лес, точно терем, расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Воспитатель:
С чем сравнивает поэт лес?
Дети: с теремом расписным
Воспитатель: какие краски увидел он в лесу?
Дети: золотые, жёлтые, лиловые, багряные, синие.
Воспитатель: почему ёлочки темнеют на фоне остальных деревьев?
Дети: потому что они зелёные.
Воспитатель: докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года.
Дети: потому что лес как будто золотой.
Воспитатель: осень приготовила задания, которые вы должны выполнить.
Задание 1.
Собрать для гербария несколько листьев с разных кустарников и деревьев. Назвать их.
Листву каких деревьев можно назвать золотой?
Дети: берёзы, клёна.
Воспитатель: а какую -багряной?
Дети: рябина, осина.
Воспитатель: на каких деревьях нет разноцветных листьев?
Дети: тополь, сирень.
Воспитатель: на каких деревьях листья светло-коричневые?
Дети: липа, дуб, вяз.
Воспитатель: определите, каких листьев на деревьях больше- зелёных или разноцветных?
Дети: разноцветных.
Воспитатель: в листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски- и зелёные, и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет- зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество- хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными.
А почему осенью листья изменяют окраску?
Дети: осенью дни стали короче, солнце светит меньше.
Воспитатель: посмотрите, как это можно зарисовать(показывает карточки) Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.
Задание 2.
Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист.
Воспитатель: найдите такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные.
Дети: выполняют задание, рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария.
Воспитатель: опадают ли листья летом? Почему же зелёные листья не осыпаются, а жёлтые и красные осыпаются? Давайте проведём опыт.
Опыт: попробовать сорвать с ветки зелёный лист и жёлтый.
Воспитатель: какой лист легче отрывается?
Дети: зелёный.
Воспитатель: посмотрите через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками, что же это такое? Оказывается, что листья- это «форточки»деревьев. Чтобы расти и жить дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. И листья опадают. Так наступает листопад.
А теперь представьте себе, что вы- осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листочку и определите, с какого он дерева.
(дети выбирают листочки и рассказывают о них.)
Игра «лист, лети ко мне!» (дети свободно кружатся по дорожкам, пока воспитатель не скажет, например:»кленовый лист, лети ко мне!»Те, у кого кленовые листья, должны подбежать к воспитателю, а по сигналу»Найди своё дерево!»дети должны подбежать к дереву, с которого упал лист.)
Воспитатель: дети, давайте ещё раз посмотрим, какие стоят красивые разноцветные деревья. Но скоро листья опадут и мы не сможем любоваться этой красотой. Подумайте, как можно сохранить красоту осенних деревьев надолго, чтобы зимой мы могли вспомнить и посмотреть на неё.
Дети: собрать листочки и сделать букеты, поделки ,засушить их.
В детском саду дети вместе с воспитателем разбирают принесенные с экскурсии листья.
Приложение №2
Сценарий осеннего праздника для детей средней группы
Музыкальный руководитель : Якуба Л.А.
Осенние приключения в лесу.
Воспитатели: Доценко Л.Н.
Еригина Ю.Е
Программные задачи: Учить детей использовать свой небольшой запас навыков и умений в условиях эмоционального общения со сверстниками и взрослыми. Продолжать формировать навыки и умения в пении, играх, танцах. Развивать музыкальные способности каждого ребёнка. Воспитывать положительное отношение к природным явлениям.
Действующие лица:
Осень (ведущий): Доценко Л.Н.
Петушок: Сергей Г.
Лиса: Еригина Ю.Е.
Заяц: Станислав М.
Ход праздника.
Зал украшен в виде осеннего леса. Дети входят в зал под звучание песни «Осень наступила». Их встречает Осень.
Осень:Здравствуйте, мои друзья!
Знайте, Осень — это я.
Сколько вижу я детей,
Сколько вижу я гостей!
Всё кругом я нарядила,
Тёмный лес позолотила.
И вас всех, мои друзья,
Приглашаю в гости я!
Но путь ко мне далёк, и, чтобы не устали ваши ножки, давайте поедем на автобусе!
Дети строят «автобус».
Песня «Автобус»
1. Покататься захотели
И в большой автобус сели.
Мы сидим не шалим
И в окошечки глядим.
2. Это________ — наш шофер —
Заведёт сейчас мотор,
И покатится легко
Наш автобус далеко.
3. По дороге, словно птица,
Наш автобус быстро мчится,
Едем, едем мы легко,
Едем, едем далеко.
Би-би-би!
Осень: Вот мы и попали в лес,
Здесь в лесу полно чудес!
Осень собрала в лесочек
Эти яркие листочки.
Вы, ребята, их берите,
С ними весело пляшите.
Танец « Осенних листочков».
Осень: Листочки жёлтые и красные, очень красивые! Осень постаралась, листья словно золотые! Соберём их в букет.
Дети собирают листья. (сначала только зелёные, затем желтые; оранжевые; красные)
Песня
1. Тише, тише, тишина.
Осень в гости к нам пришла.
Дождик песенку поёт
И на землю слёзы льет,
Дождик песенку поёт
И на землю слёзы льёт.
2. Дружно зонтики возьмём,
Под дождём гулять пойдём
Веселей, веселей,
Дождик, капай, не жалей!
Веселей, веселей,
Дождик, капай, не жалей!
Стихи.
1. София С
Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
2.Матвей К.
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
3. София К
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
4.Артём С.
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
5.Ульяна М.
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
6. Артемий Ч
Опустел скворечник,
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят
Видно тоже в Африку
Улететь хотят.
7.Михаил Я.
Белый день недолог.
Вечера длинней.
Крики перепелок
Реже и грустней,
Осень невидимкой
На землю сошла,
Сизо-серой дымкой
Небо облекла…
8.Регина Х.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый —
Кленовый.
9.
Полина М.
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь —
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.
10. Михаил С.
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.
Осень: Давайте послушаем, что же нам шепчет лес. Ребята, я слышу, к нам кто – то идёт. Ну – ка, угадайте, кто это?
Вместе с солнышком встаёт,
«Кукареку» поёт.
Шпоры есть и гребешок.
Кто же это?
Дети: Петушок!
Осень: И верно, это Петя – петушок, золотой гребешок!
Под музыку входит Петушок.
Петушок: Здравствуйте, ребятки! Какие вы все красивые и нарядные!
Осень: Петушок, а ребята про тебя даже песенку знают. Вот послушай!
«Петушок — проказник» муз. И. Пономарёвой (подшивка).
Петушок: Ах, какая хорошая песенка! Но интересно мне узнать, видели ли вы, ребятки, как идёт дождик? (ДА) Очень хорошо! Дождик бывает маленький, тихий – тихий, вот такой!
( Тихонько хлопает в ладошки, дети повторяют за ним. Звучит тихая музыка). А бывает большой дождь, сильный – сильный, вот такой! (хлопает в ладоши сильнее и быстрее. Дети повторяют за ним. Звучит прежняя музыка, но в более громком исполнении.). Вот как капли стучат, шумят!
Игра «Какой дождь» (на различие тихо, громко).
Осень: Ой, ребятки, пока мы с Петушком играли, тучка налетела, дождик принесла. Показывает « капельку дождя» (колокольчик). Споём песенку про капельку дождя.
Песня «Капельки»
1. Капельки, капельки – малыши!
Осень просит капельки — попляши!
Побегут все капельки по траве.
И споют нам песенку о дожде!
П/в: Кап –кап, динь – динь, смотри какая синь!
Но капельки звенят и радуют ребят! (2 раза)
2. Капельки, капельки – малыши!
Осень просит капельки — попляши!
Зонтики раскроются у ребят
И как бубен зонтики зазвучат!
П/в: Кап –кап, динь – динь, смотри какая синь!
Но капельки звенят и радуют ребят! (2 раза)
3. Капельки, капельки – малыши!
Осень просит капельки — попляши!
Пусть попьют все рощицы и кусты
И уснут тихонечко до весны!
П/в: Кап –кап, динь – динь, смотри какая синь!
Но капельки звенят и радуют ребят! (2 раза)
Убираем автобус.
Осень: Пойдём, ребята, погуляем, пока светит солнышко.
Игра «Солнышко и дождик».
Петушок: Побегу, скорее всем расскажу, какие вы добрые, веселые, умелые! До свидания! (Убегает).
Осень: Вот и убежал наш Петушок. Но… Я опять что – то слышу. Хотите узнать? Листочки шелестят, веточки хрустят…
Кто – то скачет к нам ещё
По лесной лужайке.
Длинноухий, быстроногий.
Кто же это?..
Дети: Зайка!
Звучит музыка, в зал вбегает Заяц.
Заяц: Ой, беда, беда, беда!
Спрячьте где – нибудь меня!
Хвостик маленький дрожит,
Ведь за мной Лиса бежит!
Осень: Мы Лису перехитрим
И немножко удивим.
С нами, Заинька, садись
Да Матрешкой нарядись.
Осень повязывает Зайцу платок. Под музыку бежит Лиса, пританцовывает, останавливается в центре.
Лиса: Я — веселая Лиса,
Всему свету я краса!
Я тут рядом пробегала,
Ваши песни услыхала!
Здравствуйте, мои родные,
Дорогие, золотые,
И девчонки, и мальчишки!
Не видали вы Зайчишку?
Осень: Ты, Лисичка, не хитри,
Лучше прямо говори,
Говори уж всё, как есть,
Ты ведь хочешь Зайца съесть?
Лиса: Ошибаетесь, ребятки,
Просто я люблю загадки.
Зайке загадать хотела.
И его бы я не съела.
Осень: Ты в лесу зверей всех краше.
Отгадай загадку нашу.
Посмотри да походи,
Где Зайчонок здесь, найди!
Танец «Матрёшки»
Игра « Найди Зайчика».
Лиса: (останавливается около Зайца) Ой, какая смешная Матрёшка. Платочек, а из него ушки торчат. Никогда такой странной Матрёшки не видала. У вас, наверно, необычный детский сад?
Осень: Конечно, необычный. К ребятам в гости приходят сказки, зверята. Вот и ты к нам пришла, Лисичка.
Лиса: (присматривается к Матрёшке) Ой! А ведь это не Матрёшка. Ну – ка, развяжем платочек!
Лиса снимает платок с Зайца. Заяц встаёт, дрожит (усадить девочек)
Лиса: Ну и удивили!
Меня перехитрили! (Зайцу):
Почему ты так дрожишь?
Да не бойся ты, малыш.
Я загадок много знаю
И тебе их загадаю.
Лиса: Слушайте, Заинька и вы, ребятки!
Дети отгадывают загадки.
Лиса: Хочу с вами поиграть,
Шишки, грибочки и каштаны собрать.
Осень: Лисичка, мы очень рады, что ты к нам в гости пришла! И с удовольствием с тобой поиграем!
Лиса: Славно мы повеселились,
Поиграли, порезвились!
Но пришла пора прощаться,
В свои норки возвращаться!
До свидания!
Заяц: До свидания!
Под музыку Лисичка и Зайка убегают.
Осень: У меня в руках волшебный платок.
Платок разноцветный, расписной,
Необычный, непростой!
Предлагаю вам, друзья,
Поиграть с платочком я!
Хотите? Тогда выходите!
Игра «Волшебный платок» (описание игры в журнале м/палитра 5 – 12).
Осень:Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте!
Поскорее отвечайте!
Дети называют имя ребёнка, по их мнению, спрятался под платок.
Осень: Нет! Все ребятки тут! Кто же тогда под платочком спрятался?
Мы платочек поднимаем,
Что под ним, сейчас узнаем!
Что же это? Матрёшка!
Матрёшку открываем
Дети: Пряники!
Звучит весёлая музыка. Осень угощает детей пряниками.
Осень: Очень весело нам было!
Всех ребят я полюбила,
Но прощаться нам пора.
Что поделать, ждут дела!
Нам пора в группу, угощаться вкусными гостинцами Осени!
Приложение №3
Стихи
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья мокрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно:
Листьев нет-
Лишь ветки видно.
И.Михайлова
Октябрь.
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой,
Ты куда, листок, постой!
Осенние листья желты и красны
Прощаемся с лесом до новой весны!
А.Плещеев.
Листопад.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень — не весна.
В.Вирович
Листопад.
Облетели листья с клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит
Е. Авдиенко
Осень.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлтый – розовый — кленовый.
Народные приметы
Лес шумит — к непогоде.
Рябина цветёт — к долгому теплу.
Сильно цветёт черёмуха — к холодам.
Много ягод рябины — к дождливой осени и холодной зиме.
Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна будет ранняя, начнут желтеть снизу — поздняя.
Если лист с дерева не чисто падает — будет холодная зима и знойное лето.
Листья с веток опадают — гуси к югу улетают.
Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега не выпало, оттепель его сгонит.
Много желудей на дубе — к лютой зиме.
Приложение № 4
Загадки
Весной одевается, осенью раздевается. (лес)
Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)
Падают с ветки золотые монетки. (осенние листья)
Сидит -зеленеет, лежит- пожелтеет, падёт — почернеет. (листик)
Я — из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.(рябина)
Никто не пугает,
А вся дрожит.(осина)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.(лиственница)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.(ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.(ёлка)
На верхушке- грозди,
А пониже — гвозди. (боярышник)
Летом в жару он в шубе пуховой,
В холод зимой-совершенно голый.(тополь)
Из лесочка деревцо
Пришло к дому, под крыльцо,
С доброй славой, с головой кудрявой,
С красными кистями,
С пернатыми гостями.(рябина)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.(красная и чёрная смородины)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.(дерево)
Приложение №5
Дидактические игры
«Угадай, какой наш дом»
Цель: описать деревья и найти их по описанию.
Игровые действия: составление и отгадывание загадок о деревьях.
Правило: называть деревья надо только после описания
Ход игры
Игру проводят в лесу, парке, на участке детского сада. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево. Каждая подгруппа описывает своё дерево водящему, по очереди, а он должен узнать по описанию растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.
Например:
Дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нём.»
Затем один из них даёт описание:
Называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине его листьев, плодах и семенах.
«К названному дереву — беги»
Цель: тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия: убегать от водящего к названному дереву.
Правила: воспитатель часто меняет название растений.
Около названного растения долго стоять нельзя.
Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
Ход игры
Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева.
Педагог сначала называет те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать по сигналу: «Раз- два- три- беги!»
«Каких листьев больше»
Дети расходятся и собирают по нескольку опавших с разных деревьев листьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по их форме в букеты, называя, с какого они дерева. Сравнивают , каких листьев больше всего, а каких мало. Воспитатель объясняет, почему одних листьев оказалось много, а других мало. Если дети нашли лист с такого дерева, которое не растёт в этом месте, воспитатель спрашивает, как мог лист сюда попасть.
Найди такой же лист
Воспитатель показывает лист клёна или берёзы, предлагает детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении даётся задание каждый раз найти листья другого дерева.
Мы осенние листочки
Мы- листочки, мы- листочки, Дети стоят кружком с
Мы- осенние листочки. Листочками в руках.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул- полетели. Дети разбегаются.
Мы летали, мы летали, Дети бегают,
А потом летать устали! Помахивая листочками.
Перестал дуть ветерок- Дети приседают на
Мы присели все в кружок корточки, поднимая
Поднимая листочки
Над головой
Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются,
И листочки быстро сдул. Помахивая листочками.
Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки
И на землю тихо сели вверх и следят, куда они упадут