СЕМИНАР воспитателей МБДОУ детский сад № 37 по теме «Свободная игра в физически воспитательном пространстве»

Дата проведения:

Присутствовали:

План проведения:

1.Вступительное слово старшего воспитателя ДОУ Бабич А.И.

  1. Свободное двигательное пространство – это условие, провоцирующее детей на длительную самостоятельную игру.

3.Презентации воспитателей игрового оборудования для  самостоятельной детской игры в физическом воспитательном пространстве.

  1. Нравственные правила, введенные в основу общения детей в свободном двигательном пространстве.
  2. Игры, учитывающие индивидуальные потребности дошкольников и позволяющие им активно двигаться в условиях группы.
  3. Решение кроссворда.
  4. Рекомендации педагогам.

Бабич А.И., старший воспитатель: Хочу начать наш семинар с этого выражения: «Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем». В. Шишкина

Жизнь – это сплошные вариации на различные темы и бегать чаще приходиться не по прямым, а по извилистым и ухабистым дорожкам. Свободное двигательное пространство – это условие, провоцирующее детей на длительную самостоятельную игру. Физическая культура для детей дошкольного возраста посвящена не только тренировке исполнительных способностей ребенка, что в настоящее время и практикуется, но и превращается в один из способов развития способностей детей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть, послужить средством осознания себя в мире. Традиционная методика очень рафинирована, очищена от поиска и исследования. Для нее все определено и угол метания и дорожка для бега. А жизнь – это сплошные вариации на различные темы и бегать чаще приходится не по прямым, а по извилистым и ухабистым дорожкам. Все пространство ДОУ должно быть в распоряжении детей, где они свободно двигаются, лазают, ползают, перелезают, прыгают, занимаются на тренажерах, то есть удовлетворяют свои потребности в движении. Наличие в свободном пеространстве  элементов различной степени сложности представляет ребенку право выбирать дело по силам, пробовать свои возможности, сравнивать свои силы с другими , учиться друг у друга, сотрудничать и помогать , приучать нести ответственность за сделанный выбор.

Наша задача-  создать условия для занятий и игр детей в свободно – двигательном пространстве .

Об этом мы сегодня и поговорим. Вы подготовили мини-презентации, и я предлагаю вам представить свои варианты  игрового оборудования, которое дети могут использовать в свободном воспитательном пространстве в целях физического развития.

1.Воспитатель средней  группы. Полоса препятствий может включать оборудование для лазания (перелезания, пролезания, подлезания, ползания, переползания, подползания). Это  скамейки, дуги, лавки, кубы, натянутые веревки, бревна. Занятия на полосе препятствий способствуют развитию физических качеств: ловкости, равновесия, выносливости.  Нравственных качеств: целеустремленности, терпимости, взаимопомощи, отзывчивости, дружелюбия.

Чему учат занятия на полосе препятствий ? Ставить перед собой задачи и решать их. Преодолевать трудности.  Сосредотачиваться.  Длительно, расчетливо расходовать свои силы, терпеть утомление.  Делать правильный выбор и нести за него ответственность.  Заботиться о своей безопасности.  Ладить с другими детьми.  Действовать по правилам.

2-воспитатель старшей группы.

Тренажеры в свободно-двигательном пространстве: тренажер «Беговая дорожка», «велосипед», экспандер и др. Они помогают развивать координационные способности , равновесие , выносливость , быстроту. Они положительно влияют  на организм ребенка: укрепляют мышечно –связочный аппарат всей нижней конечности в особенности стопы, развивают подвижность тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

3- воспитатель подготовительной группы. Я хочу предложить  мини-тренажер «диск», на котором можно двигаться вокруг себя, стоя, на корточках, сидя. Физические качества, формируемые на диске-тренажере: координационные  способности , равновесие, сила,  тренировка вестибулярного аппарата. Влияние на организм ребенка: укрепление мышц – связок стопы, укрепление мышц брюшного пресса, укрепление мышц спины, растяжение и укрепление мышц спинно — грудного корсета, мышц   поясницы.

Старший воспитатель: У меня в руках гимнастический валик  или ролик (сшитая и набитая ватой  длиная узкая  мини-подушка). Давайте вместе придумаем, какие движения с этим валиком может придумать самостоятельно ребенок? Держа двумя руками валик, поворачивается из стороны в сторону, наклоняется вниз за валиком, массажирует спину, ноги, шею… другие варианты предлагают и показываюжт воспитатели.

Какие физические качества такой валик формирует у детей?

Ответы:  Силу, силовую выносливость, координацию, равновесие. Укрепляет  мышцы свода аппарата рук, плечевого пояса, пояснично – ягодичной зоны. Укрепляет  мышцы брюшного пресса, ягодичных и мышц бедра, голени и стопы.  Растягивает  и укрепляет  мышцы рук, плечевого пояса, спинно – грудного корсета,  способствует растяжению позвоночника и улучшает его подвижность.  Укрепляет  мышцы брюшного пресса.

Батут . Развивает физические качества: координационную способность,  равновесие , выносливость, развивает вестибулярный аппарат. Влияет на организм ребенка: укрепление мышц ног, в своде стопы . Способствует развитию подвижности.

Старший воспитатель: Если нет возможности купить батут в магазине, как его можно сделать  самому?

Воспитатели предлагают вместо батута использовать спортивный матрас.

Старший воспитатель: Фитбол ( большой  мяч). Развивает физические качества: координационные способности, равновесие , силу, тренирует вестибулярный аппарат.

Что еще вы можете предложить  для свободной игры, способствующей физическому развитию ребенка?

Воспитатели предлагают варианты оборудования. Лазание по вертикальной горизонтальной и наклонной лестнице.  Подлезание и пролезание между реек, установленных на полу.  Пролезание в большое и малое кольцо. Лазание по веревочной или деревянной  решетке, расположенной на полу . Ходьба по жердям и лестницам. Лазание по канату и переправа на канате.  Лазание по пирамиде или бревну. Упражнения со скакалкой, мячами, набивными  подушечками и пр.

Далее старший воспитатель предлагает другое оборудование, не названное воспитателями.

«Рукоходы»

Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки.

Цель: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса, позвоночника, мышц тазобедренного сустава.

 «Ловишки»

Материал: верхняя часть пластиковый бутылки, тесьма или резиночки, пробки от бутылок.

Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля.

 «Лабиринт»

Материал:   четыре пластиковые бутылки, маленький мячик или любой шарик .

Цель:  Развитие ловкости рук, гибкости локтевых суставов, логического мышления.

«Моталочки»

Материал: деревянные палочки, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.

Цель : Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.

«Ухватки»

Материал: рукавицы для горячих блюд, перчатки  любые, липучка, мячик тканевый или обклеенный липучкой .

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики

 « Калейдоскоп»

Материал: пластиковая  бутылка,  трубочка, мелко нарезанная фольга.

Цель: для дыхательных упражнений. Ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку.

 «Ходули»

Материал: пластиковые ведёрки из под майонеза, атласные ленты.

Цель:  Формирование правильной осанки, профилактика  плоскостопия, координация движений, равновесия, ориентировка  в пространстве.

 «Волшебное колесо»

Материал: обруч, цветной скотч.

Цель: профилактика плоскостопия.

«Варежковый массажёр»

Материал: рукавицы различные, пуговицы.

Цель: Укрепление  мышц спины, плечевого пояса, ног, укрепление и формирование правильной осанки.

« Ёжик — массажёр»

Материал: проволока для ручки, ободки с пробок пластиковых бутылок, полый фломастер.

Цель: Укрепление  мышц спины, укрепление и формирование  правильной осанки, нормализации кровообращения.

«Король точности»

Материал: ленты или тканевые полоски, резинка, лёгкий мяч.

Цель: Гимнастика глазных мышц, развитие быстроты, точности, глазомера.

«Полёт бабочки»

Материал: плитка потолочная, бабочки из бумаги разного цвета.

Цель: Профилактика зрения.

(Его можно прикрепить на  потолку, так и к стене, располагая на разном уровне. Ребенок лежит, сидит, стоит и глазками «ходит» к бабочкам в гости).

« Прокати по дорожке»

Цель: профилактика зрения.

Нарисованные на стене линии используются для выполнения упражнения, направленного на профилактику зрения.

«Дорожка трансформер»

Материал: небольшие куски напольного покрытия, липучки, различный бросовый материал.

(дорожка состоит из восьми цветных квадратов напольного покрытия размером 30Х30 см. между собой соединены цветными липучками)

Цель:  Профилактика опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях, групповых комнатах, после дневного сна и в течение дня

«Веселые карандаши»

Материал: доска с просверленными отверстиями для карандашей, карандаши.

Цель: профилактика плоскостопия

« Киндер-солнышко»

Материал: футляры от киндер яиц.

Цель: Профилактика плоскостопия, развитие двигательной активности.

Ребёнок ходит по лучикам, формируя стопу. А ещё можно перепрыгивать через лучики, тоже интересная игра, которую можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности

«Тихий тренажёр»

Материал: моющаяся ткань, цветная самоклейка, поролон.

Цель: Развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право-лево), тренировки мышц плечевого пояса и рук

«Игры с ковриками»

Материал: коврики ИКЕА, краска по ткани.

Цель: Развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, формирование перекрестных движений.

Серия игр для активной двигательной деятельности в помещении

« Допрыгни до полочки»

Материал: полоски, геометрические фигуры и цифры из цветной самоклейки.

Цель: Развитие координации,

пространственных отношений(право-лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы

« Весёлые шарики»

Материал: шнур, элементы пирамидок, пластмассовые шарики, гимнастическая палка.

Цель: гимнастика для глаз, тренировка глазной мышцы, развитие двигательной активности.

( оборудование можно опускать на разную высоту

Мы предложили для вас атрибуты, которые можно использовать в работе с детьми. Их изготовление не требует много времени  и материальных затрат.  Дети с удовольствием пользуются ими и даже если сломают, не беда, можно сделать новые.

Старший воспитатель: Физическая культура для детей дошкольного возраста посвящена не только тренировке исполнительных способностей ребенка, что в настоящее время и практикуется, но и превращается в один из способов развития способностей детей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть, служат  средством осознания себя в мире. Для нас главное – связь физического совершенствования с нравственно — душевным и духовным формированием личности. В этом нам помогают нравственные правила, введенные в основу общения детей в свободном двигательном пространстве.

Старший воспитатель: ПРАВИЛА ДРУЖБЫ (раздает  ответы педагогам, которые они называют).

  • Бережно относись к другим
  • Не мешай другим, не сталкивайся
  • Умей терпеливо ждать
  • Играй только с желающими

Старший воспитатель: ПРАВИЛА ПОМОЩИ:

  • Всегда проси помощи взрослого помочь
  • Если попал в трудную ситуацию
  • Не бойся боятся

Старший воспитатель: ПРАВИЛА ПОРЯДКА:

  • Брать можно любой инвентарь, но с разрешения педагога
  • Новый предмет берется, когда предыдущий возвращается на место.

Старший воспитатель: Как вы думаете, что мешает самостоятельной двигательной  активности детей в условиях ограниченного пространства?
Ответы:
Старший воспитатель подводит итог: Современные дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной активности. Этому способствуют следующие факты:

— замкнутые, перенасыщенные пространства группы в детском саду и квартире;

— ограничение двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);

— требования (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.п.);

— увеличение продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;

— преобладание статического времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.)

Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.

Таким образом, задачей педагогов является:

1-научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях группы.

2-самостоятельное активное движение сделать интересным и доступным для детей.

3-изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.

Наблюдения за детьми показывают, что они  любят строить из конструктора «Лего» и обыгрывать постройки; играть в сюжетно-ролевые игры (больница, парикмахерская, семья), рисовать, раскрашивать, настольные игры.

Любят играть в словесные, пальчиковые, хороводные игры. Но мало времени уделяется играм с оборудованием спортивного уголка, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.

Я хочу предложить вам серию  игр, учитывающих индивидуальные потребности дошкольников и позволяющих им активно двигаться в условиях группы.

Игры с тихим тренажером.

Оборудование: «Тихий тренажер» — наклеенные на стене силуэты детских ладошек от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски для подпрыгивания. (Игры можно проиграть с педагогами).

Игра «Пройди по стенке»

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.

Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры:
Дети по очереди ложатся на пол и стараются «пройти» по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение «Березка».

Игра «Достань ягодку»

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право – лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.
Ход игры:

По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право – лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.
Игра «Допрыгни до палочки»

Цель: развитие координации, пространственных отношений ( право – лево ), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.

Организация: Дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.
Ход игры: 
Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.
Игра «путаница»

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право – лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры:
Дети проходят ладошками по силуэтам доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право – лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1-й вариант – ребенок играет один и просто «ходит» по стенке;

2-й вариант – дети играют в паре «Кто быстрее доберется до условной метки?». При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;

3-й вариант – один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку куда идти ( например, правая – красная, левая – зеленая и т.д.).

Игра «Классики»
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием.
Ход игры:
Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.
Игра «Гигантские шаги»

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирования перекрестных движений.
Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.
Ход игры:

Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик ( прямые, боковые шаги, на носочках, на пятках, спиной вперед).

Игра «Веселая дорожка».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.
Ход игры:

Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра «Займи свое место»

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; Закрепление знаний цвета, формы.
Организация: коврики располагаются по большому кругу.
Ход игры:

Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять. После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:

1-й вариант – свои коврики;

2-й вариант – любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался ( по форме, цвету).

Приближается лето. На участке необходимо иметь оборудование для спортивных игр: городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Дети самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за этими играми и корректирует их ход.
Я думаю, что наряду со значительным ростом интенсивной самостоятельной двигательной активности существенно снизится  количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной деятельности.

2 часть семинара. Решение кроссворда.

Задания к кроссворду по теме «Здоровье» (вопросы по горизонтали):

  1. Оздоровительная процедура, направленная на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Закаливание.
  2. Естественная смесь газов, образующая земную атмосферу.Воздух.
  3. Газ, необходимый для жизнедеятельности организма человека. Кислород.
  4. Род трудовой деятельности человека. Профессия.
  5. Живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Организм.
  6. Органическое вещество, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма. Витамин.
  7. Толчкообразное колебание стенок сосудов, связанное с сердечными сокращениями. Пульс.
  8. Разумное распределение времени, при котором правильно чередуется труд и отдых. Режим.

Итак, какова же главная задача  свободнгой игры в физическомразвитии ребенка?

Ответ: ЗДОРОВЬЕ.

Предлагаю следующие рекомендации нашего семинара:

 

1.Предложенные педагогические формы, игры  и методы использовать в самостоятельной двигательной  деятельности дошкольников.

  1. Создать в группах необходимые условия для свободной игры в физическом воспитательном пространстве.
  2. Учитывать при организации самостоятельной двигательной активности детей предшествующую и последующую деятельность детей.
  3. Контролировать и направлять деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей, своевременно переключая с одного вида занятий на другой, с большей или меньшей степенью подвижностью.